Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Появлению различных типов перевозок во многом способствовала контейнерная революция 60-х., когда многие морские перевозчики  стали перевозить грузы в контейнерах. В настоящее время контейнеризация  произвела глубокое изменение не только в материально-технической  базе транспорта, но и в организации  международных перевозок.

     В рамках развития взаимодействия между  различными видами транспорта предусматривается  унификации процедур, в частности, развитие контейнеризации перевозок.

     С середины 20 века получила широкое распространение  смешанные перевозки без использования  перегрузки, большая роль которых  отводилось именно использовании контейнеров  различного назначения.

     В Республике Беларусь особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов контейнерами. Это  становится очевидным анализируя итоги  работы Белорусской железной дороги. Так в 2006 г. ускоренными контейнерными  поездами было перевезено 43,7 тысяч  контейнеров в двадцатифутовом  эквиваленте (ДФЭ), или на 27,6% больше, чем в 2005 г.

     В настоящее время организованы перевозки  по следующим маршрутам: «Восточный ветер»: Берлин-Москва; «Казахстанский вектор»: Брест-Актобе; «Монгольский вектор»: Брест-Улан-Батор; «Монгольский вектор –Жу-И»: Китай-Беларусь-Западная Европа; «Викинг»: Ильичевск-Одесса-Минск-Клайпеда; «Содружество»: Роттердам-Бекасово; Находка-Брест; «Меркурий»: Калининград/Клайпеда-Москва.

     Самым частым является «восточный ветер» и  «Викинг», который курсирует 3 раза в неделю.

     По  данным отчета БЖД одним из примеров применения новых логистических  подходов к грузовым перевозкам в  рамках II международного транспортного  коридора явился совместный пилотный проект железных дорог России, Германии, Польши и Беларуси по организации  демонстрационного опытного поезда по маршруту Берлин-Варшава-Брест-Москва.

     Автомобильно-железнодорожная  перевозка – комбинированная  перевозка железнодорожным и  автомобильным транспортом. В русском  языке термин «контрейлерная перевозка» относится к частному случаю перевозки  автомобильных полуприцепов по железной дороге.

     Контрейлерные перевозки позволяют одновременно использовать преимущества автомобильного и железнодорожного видов транспорта.

     По  данным организации на основании  статистики стран-членов, на транспортировку  съемных кузовов и контейнеров  приходится 79% от общей суммы перевезенных партий грузов во взаимодействии авто-железнодорожного транспорта, 7% приходится на прицепы  и 14% на перевозку целого автомобиля «катящаяся автострада», 84% перевозится  в несопровождаемой перевозке, и  только 16% в сопровождаемой [20, с. 61–64].

     Однако, в Беларуси, как и в других странах  СНГ, контрейлерные перевозки практически  не применяются, несмотря на то, что  во всем мире контрейлерные перевозки  рассматриваются как закономерный процесс преодоления конкурентных отношений между автомобильным  и железнодорожным транспортом  и переход на отношения сотрудничества. В европейских странах контрейлерные  поезда уже стали частью логистических  схем доставки грузов. Причем в ряде случаев контрейлерная перевозка  является неотъемлемой частью маршрута из-за действующих ограничений экологического и иного характера, касающихся автомобильных  перевозок. Ежегодный прирост объемов  контрейлерных перевозок грузов в европейских странах составляет 17%. Особенно активно развивались  контрейлерные перевозки на международных  сообщениях. На железных дорогах ФРГ  осуществляется до 150 тыс. отправок контрейлеров в год, в Австрии, Франции, Швейцарии  – не менее 50 тыс. в каждой из стран. Поэтому, становится очевидно, что необходимо развивать контрейлерные перевозки  и в Республике Беларусь.

     Переход Республики Беларусь на рыночный социально  ориентированный путь развития экономики  создал основу для ее интеграции в  мировой процесс разделения труда. Увеличение объемов перевозок обуславливает  новые, более высокие требования к качеству сети автомобильных дорог  и их инфраструктуры. В этом аспекте  развитие всего дорожного хозяйства  Правительство страны считает приоритетной задачей.

     Главными  приоритетами государственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение технического состояния  сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения потребностей экономики и населения  республики в автотранспортных связях, создание условий для развития социальной сферы, а также интеграция магистральных  дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных  автомагистралей Содружества Независимых  Государств и Евразийского экономического сообщества. Функции реализации дорожной политики возложены на Департамент  «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций [21, с. 16–19].

     Организациями дорожного хозяйства постоянно  обеспечивается поддержание транспортно-эксплуатационного  состояния входящих в состав трансъевропейских  транспортных коридоров автомобильных  дорог в соответствии с международными требованиями за счет обеспечения их надлежащего содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения  безопасности дорожного движения, улучшения  информации для водителей, внедрения  системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного  обустройства. Развитие объектов придорожного сервиса осуществляется за счет привлечения  финансовых средств частных инвесторов. В то же время хотелось бы подчеркнуть, что основная причина неразвитости придорожного сервиса заключается  в низкой рентабельности этого бизнеса. Срок окупаемости инвестиций в объект придорожного сервиса, в связи с  невысокой интенсивностью движения, значительно больше срока окупаемости  аналогичного объекта, расположенного в населенном пункте.

     Важнейшим мероприятием по повышению экспорта услуг Белорусской железной дороги была реализация проекта создания САИПС  – системы автоматической идентификации  подвижного состава, позволяющей с  высокой оперативностью и достоверностью устанавливать место дислокации и время прохождения любых  подвижных единиц, оснащенных датчиком. Продолжались работы по организации  движения пассажирских поездов со скоростью  до 160 км/час на участке Брест –  Минск – Осиновка, являющемся важным звеном транспортного коридора № II Берлин – Варшава – Минск –  Москва [22, с. 67–71].

     Продолжаются  работы по созданию современной сети передачи данных с включением её в  единую цифровую сеть России и стран  СНГ, что позволит поставить на другой уровень информационный обмен по вопросам перевозок грузов и пассажиров. Завершены работы по укладке волоконно-оптической линии связи на участке Красное  – Орша – Минск и продолжаются на участке Минск – Барановичи – Брест.

     Белорусской железной дорогой проводится целенаправленная работа по развитию сотрудничества с  железнодорожными администрациями  иностранных государств – как  на двусторонней основе, так и в  рамках наиболее авторитетных международных  организаций по железнодорожному транспорту.

     Углубление  сотрудничества с железнодорожными администрациями государств – участников СНГ осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту, который  создан решением Совета Глав правительств в 1992 году и обеспечивает координацию  работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. Совет рассматривает  и решает вопросы эксплуатационной деятельности железных дорог, совместного  использования и технического содержания железнодорожного подвижного состава  в соответствии с межгосударственными  и межправительственными соглашениями государств- участников Содружества, вопросы  условий перевозок пассажиров и  грузов, обеспечения безопасности движения, взаиморасчетов за выполненные работы и услуги, научно-технического сотрудничества и другие актуальные вопросы железных дорог. Благодаря плодотворной деятельности Совета, а также железнодорожных  администраций государств – участников СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии, сохранено  и развивается общее информационное пространство, проводится согласованная  тарифная политика, создана нормативно-правовая база организации перевозок и  использования подвижного состава  в межгосударственном сообщении.

     В рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), членом которой  Белорусская железная дорога является с 1992 года, разрабатываются конкретные меры, предусматривающие дальнейшее развитие международных железнодорожных  перевозок в сообщении Европа – Азия – Европа, принимаются  решения по эксплуатационным, техническим  и экологическим аспектам железнодорожного транспорта. Белорусская железная дорога активно участвует в формировании общих принципов транспортной политики стран-членов ОСЖД, включая комбинированные  перевозки между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, актуализации транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщении.

     Важным  приоритетом для Белорусской  железной дороги является сотрудничество с Международным Союзом железных дорог (МСЖД). Участие белорусских  специалистов в руководящих и  исполнительных органах МСЖД создает  предпосылки для дальнейшей интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую  транспортную сеть и повышения конкурентоспособности  железнодорожного транспорта на европейском  транспортном рынке.

     Белорусская железная дорога придает большое  значение сотрудничеству с Экономической  и социальной комиссией ООН для  стран Азии и Тихоокеанского региона (ЭСКАТО ООН). В 1997 году Белорусской  железной дорогой совместно с  другими участниками проекта  подписан «Меморандум о взаимопонимании  по планированию и осуществлению  демонстрационных пропусков контейнерных маршрутных поездов по Северному  коридору Трансазиатской железной дороги».

     Являясь членом Координационного Совета по Транссибирским перевозкам с 1997 года, Белорусская железная дорога вносит весомый вклад в  создание согласованных условий  перевозок грузов в сообщении  Азия – Европа с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали, в совершенствование технологии перевозок грузов по вышеуказанному маршруту, проведение согласованной  тарифной политики.

     Важнейшей задачей участия Белорусской  железной дороги в рамках организации  Форум Трейн Европ (ФТЕ) является дальнейшая гармонизация процесса планирования перевозок в международном пассажирском сообщении. Решение таких проблем, как модернизация подвижного состава, повышение качества предоставляемых  услуг, а также постоянное курсирование поездов и беспересадочных вагонов  в международном пассажирском сообщении, создает необходимые условия  для привлечения пассажиропотока  на железнодорожный транспорт [12].

     Одним из важнейших направлений международной  деятельности Белорусской железной дороги является взаимодействие с железнодорожными организациями сопредельных государств. Осуществление перевозок грузов и пассажиров в сообщении с  этими государствами регламентируется межправительственными и межведомственными  соглашениями.

     Интеграция  транспортного комплекса в международную  транспортную систему, внедрение в  перевозочный процесс достижений науки  и техники способствуют стабильной и эффективной работе пассажирского  и грузового автотранспорта Республики Беларусь.

     В республике создана сеть диагностических  станций и пунктов технического контроля, оснащенных самым современным  оборудованием и обеспечивающих в полном объеме потребности в  техническом осмотре транспортных средств. На основании Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г . № 551 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдаются республиканским  унитарным сервисным предприятием "Белтехосмотр".

     Подводя итоги, необходимо отметить, что в  современных условиях на развитие транспортной отрасли большое влияние оказывает  глобализация мировой экономики. Под  ее воздействием определяются новые  тенденции развития международных  перевозок грузов на современном  этапе, среди которых выделяют: усиление роли экспедиторской и логистической  деятельности в транспортном процессе; создание ТЛЦ, контейнеризации и  контрейлеризация грузов и т. д. В  результате проводимой политики в области  транспортного комплекса постоянно  совершенствуются и развиваются  условия для его эффективного развития, привлекательности нашей  территории и законодательства для  участников международной транспортной системы.

     В Республике Беларусь уделяется большое  внимание повышению эффективности  работы в области транспортной деятельности, росту конкурентоспособности белорусских  перевозчиков на рынке транспортных услуг и развитию экспорта. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В настоящее время сфера услуг  является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Практически все  организации оказывают в той  или иной степени услуги. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка  товарами растет и спрос на услуги.

Информация о работе Международные транспортные услуги