Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Предельная  интенсивность движения транзитных грузовых АТС определяется решением уравнения (5) при условии (6). 

       ,                                               (5) 

                                                                                     (6) 

     Данная  методика позволяет оценить влияние каждого структурного элемента транзитной системы на эффективность ее функционирования, а также производить расчет экономической эффективности транзитных перевозок автомобильным транспортом. Исследования, проведенные в Белорусском национальном техническом университете на кафедре «Экономика и управление на транспорте» выявили низкую эффективность функционирования системы транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом (показатель уровня эффективности =0,58). В этой связи для повышения эффективности функционирования данной системы необходимо выполнить следующие мероприятия:

     – произвести выбор приоритетных транзитные магистралей республики и довести  их технико-эксплуатационные характеристики до европейских стандартов;

     – организовать совместный таможенный контроль с сопредельными государствами;

     – довести параметры погранично-таможенное инфраструктуры в пунктах пропуска, расположенных на транзитных магистралях, до европейских стандартов (в том числе за счет средств программы TACIS);

     – либерализовать допуск предприятий  различных форм собственности в систему сервиса;

     – организовать льготное кредитование строительства объектов придорожного сервиса на транзитных магистралях.

     Таким образом, транспортный комплекс республики имеет  исключительно  важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой  экономики  и реализации социальной политики государства. Особенно важна эта отрасль для Республики Беларусь, так как она имеет открытую экономику и выгодное географическое положение на перекрестке важнейших транспортных коридоров. На данный момент поставлена задача максимального использования выгодного географического положения страны в целях социально-экономического развития. Для решения этой задачи необходимо развитие транспортной инфраструктуры, рост транспортного и транзитного бизнеса и сопутствующих услуг.

     В 2010 году экономика республики, как  и большинства стран мира, будет  продолжать испытывать отрицательное  влияние последствий мирового кризиса. Следовательно, на ближайшую перспективу  нельзя ожидать резкого роста  спроса на перевозки грузов и пассажиров и роста спроса на продукцию промышленных предприятий транспортного комплекса. В этот период положительную динамику развития транспортного комплекса  можно получить за счет проведения системной работы по повышению конкурентоспособности  услуг и обеспечению устойчивого  функционирования транспортных организаций.  

 

      3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 
       

     Сфера услуг все больше начинает занимать устойчивые позиции в мировой  экономике. Влияние и воздействие  их на экономики стран настолько  велико, что нередко постиндустриальное общество называют обществом услуг. В большинстве стран увеличивается  не только их доля в ВВП, но и существенно  развивается международная торговля услугами, что оказывает влияние  на положительное сальдо в платёжных  балансах стран.

     В Республике Беларусь приоритетное значение в развитии услуг отдается транспорту, экспорт которого играет одну из значительных ролей в обеспечении положительного сальдо платежного баланса страны.

     Выгодное  географическое положение Республики Беларусь в Европе, наличие современных  мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг  является одной из основных составляющих стабильного развития экономики  республики.

     Вместе  с тем, доля белорусских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг  уменьшается год от года, вытесняемая  западными компаниями.

     Такое выгодное местоположение для Республики Беларусь, столь динамичное развитие внешнеторговых отношений Республики Беларусь с ЕС, а также потеря доли рынка побуждает к совершенствованию  транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, диктует и новые условия  развития транспортного комплекса, находящегося под влиянием сложившихся  тенденций развития транспортной отрасли  в Европейском регионе, которые  нашей стране все больше необходимо учитывать, с целью интеграции Республики Беларусь в мировую транспортную систему.

     В сложившейся ситуации и с учетом мирового опыта эта политика должна строиться на основе следующих основных приоритетов:

     – усиление роли логистики и экспедиторской деятельности в транспортном процессе;

     – комплексный подход в организации  перевозок, развитие транспортно-логистических  центров;

     – использование различных видов  транспорта в доставке одной партии товара:

     – контейнеризация грузов;

     – увеличение объемов контрейлерных  перевозок;

     – развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог;

     – развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей в  транспортной сфере.

     Развитие  транспортной отрасли стимулирует  усиление экономических связей между  производителями и потребителями  продукции. Ведущую роль в организации  таких связей играет экспедиторская деятельность.

     Экспедитор  – посредник, организующий перевозку  грузов и/или предоставление сопутствующих  услуг по поручению грузоотправителя.

     Однако  в условиях обостряющейся конкуренции  на рынке транспортных услуг экспедитору  приходится не только выполнять основные функции, ему также предписано принимать  решение о выборе оптимального маршрута перевозки, используя различные  виды транспорта, доставка товаров  в точно в срок с минимальными издержками. Данные функции уже относятся  к принципу предоставления логистичесих услуг. Не зря, международная федерация  экспедиторских ассоциаций объединяет это понятие: «Экспедиция грузов и логистические услуги - это услуги имеющие любое отношение к  перевозке (выполненной единственным видом транспорта или комбинироваными  транспортными средствами), консолидация, хранение, обработка, упаковка товаров  или их распределение. Услуги по экспедированию грузов также включают логистические  услуги с современными информационными  и коммуникационными технологиями, связанные с перевозкой, обращением или хранением товаров, и де-факто  полное управление цепочкой поставки» [17, с. 16–19].

     Деятельность  экспедиторских и логистических  компаний имеет весомое экономическое  значение и для Республики Беларусь. Организуя перевозки экспортных, импортных, а также транзитных грузов, они вовлекают собственные и  оборотные средства клиентов в платежеспособный баланс страны, а их профессиональный уровень положительно сказывается  на деятельности всего транспортного  рынка Республики Беларусь.

     В Республике Беларусь анализ экспедиторской деятельности затруднен не предоставлением  статистической отчетности по форме  Т1 «Трансэкспедиция» отдельными субъектами хозяйствования. Вместе с тем, согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций, по состоянию на 01.01.2007 общее количество выданных субъектам хозяйствования лицензий на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности составляет – 1395.

     По  словам Елены Ильиной – Ген. директора  Ассоциации «БАМЭ» «транспортно-экспедиционные услуги развиваются очень динамично. Увеличение грузооборота приводит к  ежегодному увеличению численности  экспедиторов в Республике Беларусь, что соответственно предполагает рост доходов от транспотно-экспедиционной деятельности в общем обороте  страны. Однако, как показывает практика, сформировать в полном объеме показатели деятельности экспедиторов, а соответственно, и объем доходов, получаемых республиканским  бюджетом от ее осуществления, не представляется возможным» [18, с. 14–16].

     Вместе  с тем, не многие экспедиторские компании оказывают тот комплекс услуг, который  осуществляют западные транспортные компании в настоящее время. Недостаточное  развитие в Беларуси логистических  прогрессивных транспортных систем приводит к увеличению транспортных расходов, а следовательно, и к  потере рынка.

     Для повышения эффективности своей  деятельности транспортно-экспедиторские компании принимают на себя реализацию дополнительных услуг, которые ранее  клиент выполнял самостоятельно или  поручал осуществлять посредникам. Анализ услуг, предоставляемых зарубежными  транспортными компаниями указывает  на то, что помимо экспедиторского  обслуживания импортно-экспортных грузов и международную перевозку грузов «от двери до двери», предприятия  предлагают: мультимодальные перевозки  грузов всеми видами транспорта, контроль за прохождением и отслеживание груза  в пути следования, страхование и  охрана грузов, морской фрахт, обработка  и хранение грузов в портах, погрузочно-разгрузочные работы, консультирование по вопросам организации перевозок грузов, экспресс-доставка грузов и документов, перевозка сборных  грузов, перегрузка, переадресация, взвешивание, очистка; таможенный брокер, аренда контейнеров, агентирование и фрахтование  судов и др. Такая транспортная компания в состоянии обеспечить весь цикл доставки товаров в международном  сообщении, от производителя к конечному  получателю. Подобные тенденции имеют  место и в Республике Беларусь. Об этом свидетельствует и работа таких компаний как ОАО «Белмагистральавтотранс», СООО «Бресвнештранс», СООО «Белдортяжтранс» и др., оказывающих комплексное  обслуживание клиентов в области  международных автомобильных перевозок. При этом удельный вес доходов  от перевозок грузов предприятий  Республики Беларусь уменьшается год  от года, а доля дополнительных услуг  растет. Помимо перечисленных услуг, для транспортных предприятий Беларуси характерно предоставление специфических  услуг – терминальные услуги, организуемые и осуществляемые через терминалы. В роли организаторов таких перевозок  выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных  видов транспорта, использующие универсальные  или специализированные терминалы  и терминальные комплексы с таможенными  складами и складами временного хранения, таможенным постом. В последнее время, компании специализирующиеся на оказание такого широкого комплекса услуг  получили название транспортно-логистические  центры (ТЛЦ) или как их еще называют за рубежом «Грузовые деревни» (Freight Villages), предоставляющие собой пространственный функциональный объект вместе с инфраструктурой  и организацией, на котором реализовываются  логистические услуги [19, с. 15–19].

     Учитывая  выгодное географическое положение  Республики Беларусь и приоритеты в  развитии транспортной отрасли страны в соответствии с Программой формирования транспортно-логистической системы  предполагается во всех областях республики в течение 7-8 лет создать около 20 ТЛЦ.

     Большинство терминалов, согласно Программе должно быть универсального назначения и ориентироваться  на обработку как белорусских  внешнеторговых, так и транзитных грузов.

     Опыт  использования логистических систем в странах ЕС показывает, что использование  логистических центров позволяет  сократить транспортные расходы  на 5-20%, уменьшить расходы на погрузо-разгрузочные работы, хранение материальных ресурсов и готовой продукции на 10-30%, снизить  общие логистические издержки на 15-35%.

     Транспортно-логистические  центры, в которых соединяются  транспортные, промышленные, торговые, финансовые и информационные потоки, а также идет переработка грузов, взаимодействие различных видов  транспорта, должны быть к тому же центрами, интегрированными в международные  транспортные коридоры. Следовательно, важными критериями, определяющими  подходы к формированию национальных транспортно-логистических узлов, являются, во-первых, их принадлежность к опорным  транспортным магистралям, во-вторых, их адаптация по своим параметрам и стандартам как к имеющейся  общеевропейской системе, так и  к формирующейся азиатской.

     Отдельные элементы ТЛЦ существуют на предприятиях Республики Беларусь, которые пытаются оказывать комплекс логистических  услуг, вместе с тем, в сравнении  с современными западными ТЛЦ  их отличает, в первую очередь, отсутствие взаимодействия всех видов транспорта (мултимодальные перевозки) и расположение на перекрестке важнейших магистралей, а также не достаточная развитость инфраструктуры.

     Поэтому внедрение комплексного обслуживания на транспортных предприятиях и создание ТЛЦ в Республике Беларусь требует  наличия соответствующей материально-технической  базы, соответствующей инфраструктуры, подготовки квалифицированного компетентного  персонала для проведения всех операций на качественно высоком уровне, а  также создание ТЛЦ вблизи автомагистралей, железнодорожных станций и аэропортов и на границе со странами ЕС.

     При неизбежном увеличении объемов автомобильных  перевозок грузов в условиях экономического развития страны государство должно регулировать и проводить меры по контролю темпов роста этих перевозок  и парка грузового подвижного состава автомобильного транспорта, в частности: способствовать переключению грузов на другие виды транспорта и  стимулировать развитие интермодальных перевозок; содействовать развитию терминальных транспортных систем, транспортной логистики, высокоэффективных транспортных технологий.

Информация о работе Международные транспортные услуги