Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение….…………………………………………............................................ 3
1  Международные  услуги как предмет международной  торговли ……..….. 5
1.1 Международные  услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные  транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды  транспорта, используемые при международных  перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая  при международных транспортных  услугах …………………………………………………….…  
14
2   Международные    транспортные    услуги    и    их   роль   в   экономике  Республики  Беларусь…........................................................................................  
23
2.1 Состояние и роль международных  транспортных услуг в экономике  Республики Беларусь …………………………………………………………...  
23
2.2 Оценка  эффективности международных транспортных  услуг в Республике Беларусь  …………...........................................................................  
30
2.2.1  Оценка структуры экспорта и  импорта международных транспортных  услуг в Республике Беларусь…………………………………  
30
2.2.2 Оценка  эффективности международных транспортных  услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………  
33
3 Приоритетные  направления развития международных  транспортных услуг в Республике  Беларусь и пути повышения  их эффективности………………………………………….……………………….  
 
38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список  использованных источников……………. ………………………….... 48
   
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современных условиях, наряду с международной  торговлей товарами, все больший  вес начала приобретать международная  торговля услугами. За последние годы внешнеторговые сделки по экспорту-импорту  услуг превратились в крупномасштабную форму международных экономических  отношений, отличающуюся высокой динамикой  роста, инвестиционной привлекательностью и доходностью.

     Опережающие темпы развития сферы услуг –  одна из особенностей современной мировой  экономики, в последнее время  называемой «сервисной экономикой»  или «экономикой услуг». Будучи крайне разнообразными как  по форме, так  и по содержанию, услуги по этой причине  не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее, сегодня можно вести речь о  важнейших закономерностях и  тенденциях их функционирования, внесших  качественно новые моменты в  развитие этого сектора мирового рынка.

     Под услугой понимается деятельность, удовлетворяющая  какую-либо потребность, но в отличие  от товара, невоплощенная в какую-либо материальную форму.

      С учетом специфики белорусской экономики  из набора тех услуг, которые мы можем  предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась  столь интенсивно, что созданные  здесь "мощности" еще и сегодня  в несколько раз превышают  потребности отечественных экспортеров  и импортеров.

   Транспорт является одной из экономических  подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и  регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

      Роль  различных видов транспорта обусловлена  не только интенсивным развитием  торгово-экономических отношений  между странами, увеличением объемов  внешнеторговых и транзитных перевозок, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставленных  услуг, но и состоянием мировой экономической  конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции  и повышением жизненного уровня населения.

      Выгодное  географическое положение Республики Беларусь в Европе, наличие современных  мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг  является одной из основных составляющих стабильного развития экономики  республики.

     Еще одним аспектом актуальности темы данного  исследования выступает тот факт, что наибольший  удельный  вес  в  экспорте и импорте  услуг  Республики Беларусь составляют  транспортные  услуги и их положительное сальдо является важнейшим  в формировании  профицита  по  услугам.

      Объектом  исследования является международные  транспортные услуги.

      Предметом исследования являются теоретические  аспекты использования международных  транспортных услуг; оценка их эффективности  и приоритетные направления развития международных транспортных услуг  в Республике Беларусь.

      Целью данного исследования является комплексный  анализ международных транспортных услуг и определение их роли в  экономике Республики Беларусь.

      Задачами  курсовой работы являются:

      – раскрыть сущность понятия международных  транспортных услуг;

      – отразить значение торговли международными транспортными услугами в экономике  Республике Беларусь;

      – оценить структуру экспорта и импорта международных транспортных услуг;

      – определить приоритетные направления  развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и  пути повышения их эффективности.

     Материалом  для данной работы послужили публикации в периодических изданиях, посвященные  исследуемым проблемам, например, статья Кучевского Н. «Тенденции развития рынка  транспортных услуг», учебное пособие  Турбан Г. В. «Управление внешнеэкономической  деятельностью» и др. 

 

      1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛУГИ  КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ 
       

    1. Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации
 
 

     В последние годы отрасль услуг  играет все большую роль в экономиках большинства стран и приобретает  международное значение. Это находит  выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической  оснащенности труда, внедрение все  более совершенных технологий. В  настоящее время роль услуг, как  одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это  связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям  в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых  и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более  развитой сети, которая состоит в  основном из услуг, оказываемых во время  реализации и услуг послепродажного  обслуживания.

     В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов  наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. Значительно  возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных  с управлением и содержанием  органов государственной власти, а также правоохранительных органов.

     По  мере интеграции экономики страны в  мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально  новых технологических основ  функционирования целого ряда услуг, в  том числе информационных. Происходит все большее расширение основ  воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают  все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

     Услугой принято считать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, в удовлетворении конкретной потребности того, для кого она предназначена.

     Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных  видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими  лицами [1, с. 60].

     Сфера услуг имеет ряд специфических  особенностей по сравнению с материальным производством.

     Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает  проблему регулирования спроса и  предложения услуг.

     Во-вторых, услуги часто противопоставляются  продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое  может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях  в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже  продукции присутствует элемент  услуги. Тесное переплетение продажи  товаров и предоставления услуг  затрудняет выделение и учет услуг.

     В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся  в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

     Возрастание роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость  проведения исследований с целью  классификации услуг и выявления  уровней регулирования сферы  услуг.

     Наиболее  подробный перечень услуг дает Временный  Единый Классификатор Продукта ООН. Согласно ему существует 600 видов услуг. Он содержит подробный перечень и детализацию при описании обязательств в отношении отдельных услуг [2, с. 102]. ВТО выделяет следующие способы предоставления услуг на основе взаимодействия производителя и потребителя:

     – трансграничные поставки услуг предполагают поставки услуг с территории одной страны на территорию другой;

     – потребление за рубежом предполагает перемещение покупателя или производителя на территорию другой страны;

     – коммерческое присутствие предполагает перемещение на территорию другого  государства факторов производства и создание или участие в создании юридического лица;

     – временное присутствие физического  лица на территории другого государства  для оказания ему там услуг.

     ГАТС  было выделено 12 основных секторов:

     1) деловые услуги  – 46 отраслевых видов услуг;

     2) услуги связи – 25 видов;

     3)строительные  и инжиниринговые услуги – 5 видов;

     4) дистрибьюторские услуги – 5 видов;

     5) общеобразовательные услуги – 5 видов;

     6) услуги по защите окружающей среды – 4 вида;

     7) финансовые услуги, включая страхование  – 17 видов;

     8) услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида;

     9) туризм и путешествия – 4 вида;

     10) услуги в области организации  досуга, культуры и спорта – 5 видов;

     11) транспортные услуги – 33 вида;

     12) прочие услуги.

     Деловые услуги охватывают различные виды международных услуг: перепродажа товаров за границей (оптовая, розничная); техническое обслуживание и ремонт товаров (например, автомобилей и т. п.), предметов личного пользования и бытовых товаров; операционный лизинг (аренда) машин, оборудования, транспортных средств, предметов личного пользования, и бытовых товаров и т. д.; юридические, бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и услуги по связям с общественностью; реклама, изучение рынка, опросы общественного мнения; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; услуги в области сельского хозяйства, добывающей промышленности и переработки на местах; прочие деловые профессиональные и технические услуги. А также компьютерные и информационные услуги, которые охватывают операции, связанные с обработкой данных и информационных сообщений. Это: базы данных – создание, хранение, обработка данных,  консалтинг в области вычислительной техники и оборудования, разработка и внедрение программного обеспечения, эксплуатация и ремонт вычислительной техники, услуги информационных агентств, прямая (индивидуальная) подписка на газеты и периодические издания [3, с. 63].

Информация о работе Международные транспортные услуги