Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Мировая система воздушного транспорта включает в себя десятки национальных и  региональных авиатранспортных подсистем, образованных странами, объединенными  в рамках различных социально-экономических  сообществ и географических регионов. Для проведения научно-аналитических  исследований по развитию воздушного транспорт а, осуществления статистических программ и других целей Международная  организация гражданской авиации  произвела разбивку всех стран на 6 общепринятых статистических регионов: Европа (включая Россию), Африка, Ближний  и Средний Восток, Азия и бассейн  Тихого океана, Северная Америка и  Латинская Америка [7, с. 68–69].

     Данные   об   объемах   авиаперевозок   и   финансовых   показателях   деятельности авиакомпаний разных стран  показывают, что между регионами  имеются существенные различия в  техническом и экономическом  уровне развития воздушного транспорта. Конкретные социально-экономические  и региональные особенности развития оказывают самое непосредственное влияние на специфику и объемы авиатранспортного производства, включая  используемые формы и методы управления им. В каждом регионе действуют  мною факторов, влияющих на уровень  спроса и предложения на воздушный  транспорт на объемы и эффективность  его работы. Некоторые из них, такие  как общая экономическая активность и финансовое благосостояние стран, их социально-политическая структура  и открытость общества, демография, туризм и другие носят внешний  характер по отношению к воздушному транспорту. Так стабилизация внутриполитической обстановки в стране или регионе, экономический и социальный прогресс, рост жизненного уровня населения способствуют значительному росту объемов  международного туризма и авиаперевозок, наглядный тому пример - развитие авиаиндустрии  в Азии и бассейне Тихого океана. Другие, включающие эффективность использования воздушного флота, организационно-технические условия эксплуатации воздушных линий, правительственное и коммерческое регулирование прав и регламентацию авиаперевозок, тарифную политику авиакомпаний относятся к внутренним или отраслевым факторам.

     Водный  транспорт с каждым годом теряет свои позиции. К началу XXI в. стало ясно, что у него нет будущего в тех формах и масштабах, которые сохранялись вплоть до последнего времени. Общая протяженность в мире внутренних водных транспортных путей – 175 тыс. км – имеет тенденцию к сокращению, и эта тенденция сохранится до 2015 г. Аналогичный прогноз можно делать и по объему перевозок. Некоторое время традиционное речное судоходство сохранится еще на крупнейших реках, однако в последующие годы водный транспорт будет осуществлять в основном круизно-туристические поездки.

     Специфика положения внутреннего водного  транспорта в России определяется как  природными предпосылками, так и  конкретно сложившейся хозяйственной  ситуацией. По мнению специалистов, внутренние водные пути в России могли бы использоваться достаточно интенсивно до 2015 г. Другой специфической чертой является возможность  эксплуатации судов типа река-море, которые позволяют поддерживать прямую бесперегрузочную транспортную связь между речными пристанями внутри европейской части России и пунктами в бассейнах Рейна, Дуная и даже за пределами Европы. Можно ожидать, что намечающаяся тенденция повышения роли государства  в экономике будет способствовать возрождению внутреннего водного  транспорта [4, с. 75–84].

     Внутренний  водный транспорт играет большую  роль в экономике Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Германии, США. Протяженность  водных путей США – 41,5 тыс. км, что  составляет 49,2% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно перевозится около 800 млн. т различных грузов, что почти в шесть раз больше, чем в России.

     Трубопроводный  транспорт. Трубопроводы – специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля  и химических  продуктов от  мест их происхождения к рынкам.  Транспортировка нефтепродуктов  по нефтепроводам обходится дешевле,  чем по железной дороге,  но несколько дороже,  чем по  воде.  Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

     Общая протяженность магистральных трубопроводов  в мире насчитывает более 1,5 млн. км, в том числе 500 тыс. км составляют нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, из них более 300 тыс. км приходится на США. Ежегодно по этой сети прокачивается  более 2 млрд. т нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов  являются США и Россия.  
 

        1.2.2 Транспортная документация, применяемая при  международных транспортных  услугах 
         

     Правоотношения  между заинтересованными сторонами  в транспортном процессе оформляются  договором международной перевозки  грузов, пассажиров или багажа. Заинтересованными  сторонами в этом договоре выступают  транспортная организация (перевозчик), с одной стороны, грузоотправитель или пассажир – с другой.

     Этот  договор является чаще всего двусторонним, но может быть и трехсторонним. В  нем конкретизируются права, обязанности, ответственность сторон, уточняются особенности перевозки и ее стоимость, т.е. провозная плата. Он подписывается  между транспортной организацией (перевозчиком) и грузоотправителем или пассажиром на основе уже действующего двустороннего  или многостороннего межгосударственного  договора об общих условиях международных  перевозок конкретным видом транспорта.

     При реализации договора международной  перевозки грузов, пассажиров и багажа оформляются соответствующие транспортные документы. Эти документы должны отвечать требованиям международных  транспортных соглашений или нормам национального законодательства. Такими документами являются: накладная; коносамент; пассажирский билет и багажная квитанция. Каждый из первых двух документов применим к перевозке грузов конкретным видом  международного транспорта.

     Так, накладная используется на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте. Она же применяется и на внутреннем водном транспорте. В настоящее время  в отдельных случаях накладная  используется и при перевозке  грузов на морском транспорте.

     Коносамент  используется при международных  морских и смешанных перевозках грузов, а в некоторых случаях  и при перевозках на воздушном  транспорте.

     Пассажирский  билет используется практически  на всех видах транспорта. Он является доказательством того, что между  пассажиром и перевозчиком заключен договор международной перевозки  пассажира.

     Багажная  квитанция также используется на всех видах транспорта и является доказательством заключения договора международной перевозки багажа.

     Для накладной характерно наличие определенной формы и содержания, которые предписаны международными соглашениями, разработанными в рамках международных транспортных организаций или установленных  национальным законодательством. Особенностью накладной является то, что она  составляется и подписывается грузоотправителем, и лишь отдельные сведения в нее  могут вноситься перевозчиком [8, с. 63–71].

     Коносамент  – особый транспортный документ, который  в современных условиях играет исключительно  важную роль в регулировании международных  перевозок, в частности морских. При отсутствии чартера коносамент приобретает функцию самостоятельного договора морской перевозки в  линейных перевозках, а также при  транспортировке грузов на трамповых  судах, производимой без заключения чартера. Коносамент выполняет три  важные функции:

     –  коносамент – это расписка капитана или его уполномоченного, например, агента судна, в принятии перевозчиком от грузовладельца к перевозке означенного  груза со всеми вытекающими отсюда обязательствами и ответственностью;

     – в международной морской торговле – это товарораспорядительный документ, дающий право получателю товара, на имя которого выписан коносамент, или лицу, которому передан по соответствующей  передаточной надписи, потребовать  от администрации судна выдачи обозначенных в нем грузов в порту назначения. Коносамент олицетворяет собой груз как товар и позволяет осуществлять операции купли-продажи или залога указанного в этом документе товара. Коносамент может перепродаваться, давая право на груз новым владельцам;

     – коносамент служит доказательством  наличия договора морской перевозки  и регулирует взаимоотношения между  перевозчиком и получателем груза.

     По  отношению к праву распоряжения грузом коносаменты подразделяются на именные, ордерные и предъявительские.

     По  именному коносаменту груз может  получить то физическое или юридическое  лицо, на имя которого он выписан. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании передаточной надписи, сделанной  в порядке, установленном для  передачи долгового требования, т.е. цессии.

     Ордерный  коносамент может быть выдан по «приказу отправителя» либо «приказу получателя», таким образом, его передача может  осуществляться по именным или банковским передаточным надписям, называемым индоссаментом. Таких передаточных надписей, сделанных  последовательно, может быть несколько. В таком случае груз выдается тому лицу, которое указано в последней  из передаточных надписей.

     Предъявительский  коносамент передается посредством  простого вручения, и груз по нему может  получить держатель коносамента. При  международной торговле предъявительские коносаменты применяются чрезвычайно  широко и считаются документами, наиболее удобными в обращении, даже несмотря на определенный риск, который  может возникнуть в связи с  кражей или утратой такого коносамента.

     Существует  также и сквозной коносамент, который  в свою очередь подразделяется на три типа: морской сквозной коносамент; обычный сквозной коносамент; коносамент на смешанную перевозку, или коносамент СТ.

     Морской сквозной коносамент включает в себя несколько договоров на перевозку  грузов в порт назначения двумя или  более последующими перевозчиками. Морской сквозной коносамент является серией самостоятельных договоров  перевозки, заключенных с морскими перевозчиками, не зависящими друг от друга. В этом случае каждый из перевозчиков несет ответственность за грузы  только тогда, когда они находятся  в его распоряжении, и в течение  того периода времени, который охватывает его собственный коносамент.

     Обычный сквозной коносамент – это коносамент, посредством которого лицо, выдающее его, принимает на себя ответственность  за перевозку грузов последующими перевозчиками  от пункта отправления до пункта назначения.

     Коносамент  на смешанную перевозку, или коносамент СТ, охватывает по крайней мере два  различных вида транспорта. Например, автотранспорт, морской транспорт  или железнодорожный транспорт. Лицо, выдавшее коносамент, обычно несет  ответственность за груз от места  его получения до места окончательной  доставки [9, с. 74–80].

     Пассажирский  билет применяется на всех видах  транспорта. Его форма обычно определяется самими транспортными организациями  исходя из требований национального  законодательства. Пассажирский билет  свидетельствует о том, что между  пассажиром и перевозчиком заключен договор международной перевозки  пассажира и его багажа. Право  оформления билета принадлежит перевозчику  или его агенту. Билеты бывают именные  и предъявительские. Именные пассажирские билеты применяются на воздушном  и морском транспорте. Это объясняется  тем, что для оформления вылета самолета или выхода в море пассажирского  судна необходимо иметь список пассажиров (фамилии) с указанием пунктов  их отправления и назначения.

     Следует отметить, что Республика Беларусь в 1996 году введено в действие правило, согласно которому на международные  железнодорожные перевозки должны оформляться именные пассажирские билеты, хотя этого и не требуют  международные соглашения.

     Функции пассажирского билета международного сообщения не так велики, как любого другого транспортного документа  на груз. Пассажирский билет выполняет  в основном доказательственную функцию, являясь свидетельством заключения договора перевозки и его условий.

     Перевозка пассажира может сопровождаться перевозкой его вещей – багажа. Перевозка багажа осуществляется по дополнительному (акцессорному) соглашению. Основным при этом является договор  перевозки пассажира. Также, как  и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа является возмездной, двусторонней сделкой. Однако в отличие от перевозки пассажира, во всех случаях оформленной консенсуальным договором, перевозка багажа основывается на реальном договоре, который признается заключенным лишь в момент сдачи  пассажиром соответствующего багажа перевозчику.

Информация о работе Международные транспортные услуги