Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Услуги  связи охватывают две основные категории  международных операций в области связи, которые совершаются между резидентами данной страны и экономическими единицами других стран:

     – услуги в области коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т.д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг;

     – почтовое обслуживание и служба курьерской связи, куда включается сбор, транспортировка и доставка писем, газет, периодических изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи; а также услуги почтовых отделений.

     Строительные  услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые работниками предприятия на временной основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.

     Финансовые услуги включают комиссионные сборы, связанные с оформлением аккредитивов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, предоставлением потребительских и коммерческих кредитов, брокерские операции, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги включают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д. Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т.д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.

     Туризм как компонент платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие [1, с. 75].

     Услуги в сфере культуры и отдыха включают:

     а) аудиторские программы и связанные с ними услуги: услуги, связанные с созданием художественных фильмов, радио- и телевизионных программ и записью музыкальных произведений (здесь учитываются платежи или поступления от проката, оплата труда актеров, режиссеров, постановщиков, являющихся резидентами данной экономики, за создание театральных постановок и музыкальных, спортивных или цирковых программ за рубежом, а также платежи за право демонстрации этих постановок и программ на телевидении, радио и т.д.);

     б) прочие услуги в сфере культуры и отдыха: услуги, связанные с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.

     Транспортные  услуги охватывают грузовые перевозки  товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги.

     И так, в настоящее время сфера  услуг является одной из самых  перспективных, быстро развивающихся  отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования  и посредничества самого разного  рода. Практически все организации  оказывают в той или иной степени  услуги. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. 
 

    1. Международные транспортные услуги
 
 

     Транспорт является одной из экономических  подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и  регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

     Роль  различных видов транспорта обусловлена  не только интенсивным развитием  торгово-экономических отношений  между странами, увеличением объемов  внешнеторговых и транзитных перевозок, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставленных  услуг, но и состоянием мировой экономической  конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции  и повышением жизненного уровня населения. В конце XX-начале XXI в. начался новый  этап развития мировых хозяйственных  связей, широкомасштабный рост объема межконтинентальных перевозок. Появились  новые международные союзы, общие  рынки, содружества и сообщества: Европейский союз, Северо-Американское соглашение о свободной торговле трех стран – США, Канады и Мексики (НАФТА), содружество Азиатско-Тихоокеанского региона  и др. В результате объем  международных перевозок по внешнеторговому  показателю за последние 25 лет удвоился и достиг 50% совокупного грузооборота практически в каждой стране с  развитой рыночной экономикой [4, с. 75–84].

     Спрос на перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта изменяется под воздействием внутренних и внешних  факторов. Он является функцией экономического развития стран и регионов, природно-географических условий, размещения природных ресурсов, рынков труда и сбыта, а также  уровня покупательской способности  населения. До 2015 г. можно ожидать умеренного роста перевозок грузов и пассажиров на уровне средних ежегодных темпов 2-3%. При этом весьма существенно должны измениться конфигурация и объемы перевозок различных видов транспорта. Это объясняется тем, что на развитие магистральных видов транспорта существенное влияние оказывают государственные органы управления, используя широкую гамму средств – преференции, льготные кредиты, дотации, субсидии и т. п. Кроме того, в развитых странах происходит переход от изолированного физического перемещения материальных потоков к координированному взаимодействию структурных подразделений – поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, потребителей. Рыночные связи субъектов хозяйствования оптимизируются в результате достижения согласованных экономических компромиссов. Вместе с тем вмешательство государства в развитие транспорта и конфигурацию грузопотоков приобретает новые масштабы, ощущается диктат ведущих западных держав.  
 

      1. Виды  транспорта, используемые при международных  перевозках
 
 

     Автомобильный транспорт. Мировой парк зарегистрированного подвижного состава автомобильного транспорта насчитывает около 600 млн. единиц, в том числе 86% приходится на легковые автомобили, 13% – на грузовые и только 1% – на автобусы. Наибольшее количество подвижного состава находится в Европе (40%), Америке (32%) и Азии (21%). В целом в мире краткосрочные перспективы развития этого вида транспорта вполне сочетаются с долгосрочными прогнозами, которые практически гарантируют до 2015 г. достаточно умеренные темпы роста парка транспортных средств и сети автомобильных дорог. Вместе с тем в наиболее развитых странах прогресс автомобильного транспорта будет выражаться в качественном улучшении транспортных средств, совершенствовании и внедрении высокоэффективных технологических процессов, способствующих снижению экологической нагрузки на окружающую среду. Наряду с этим весьма возможно постепенное внедрение экологически чистых видов топлива. Достаточно быстро будет продолжаться совершенствование типов покрытий автомобильных дорог, увеличение их пропускной способности, повышение безопасности движения и т.п.

     В отношении распределения транспортных средств по странам мира ожидается, что относительная доля, приходящаяся на развитые государства, уменьшится за счет более быстрого роста количества транспортных средств в развивающихся  государствах, прежде всего в России, Китае, Индии, Бразилии. По качеству транспортных средств и автомобильных дорог  промышленно развитые страны до 2015 г. сохранят свое лидерство. В остальных  странах быстрое увеличение количества транспортных средств и протяженности автомобильных дорог будет характеризоваться качественными показателями. На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. В большинстве развитых стран автомобильный транспорт развивался опережающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отраслям экономики. Этому способствовали его объективные преимущества, дополненные значительным прогрессом в области дорожного строительства и конструкций автотранспортных средств, а также в связи с широким распространением систем промышленной и транспортной логистики [4, с. 75-84].

     Массовое  применение автотранспортных средств  повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в  организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни  общества. При этом процесс автомобилизации  принял, по существу, глобальный характер. В настоящее время в наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок  выполняется автомобильным транспортом.

     Железнодорожный транспорт. К началу XXI в. общая протяженность железных дорог мира превышала 1 млн. км (1,25 млн. км), по которым ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов, в том числе в международном сообщении – 1,5 млрд. т.

     Положение на этом виде транспорта характеризуется  неустойчивостью. Общие изменения  находятся между стабилизацией  и умеренным снижением спроса на услугу. Наиболее показательными для  характеристики этого процесса являются данные по 67 странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки за 1992-1999 гг., которые  свидетельствуют о снижении грузооборота на 7% .

     Типичный  пример – Германия, где общий  объем железнодорожных перевозок, достигнув в 1990 г. своего максимума  в 541,1 млн. т, с тех пор не поднимался до этого уровня [5, с. 9–13].

     На  более дальнюю перспективу можно  прогнозировать существенное сокращение железнодорожных перевозок грузов для группы наиболее развитых стран. Менее очевидно это положение  для государств, обладающих большими территориями и связанных с необходимостью еще длительное время перевозить массовые грузы (руда, уголь, пшеница) на большие расстояния. Речь идет, прежде всего, о России, Китае, Индии.

     Важную  роль в повышении эффективности  работы железнодорожного транспорта и  снижении экологической нагрузки на окружающую среду играет электрификация его сети. Электрификация железнодорожной  сети по-разному распределяется между  континентами и регионами мира. Наибольший удельный вес общей протяженности  электрифицированных железных дорог  мира приходится на страны Западной, Центральной  и Восточной Европы и страны СНГ. Контрастом представляется Американский континент – электрификация железных дорог составляет 1,7%. По абсолютной протяженности электрифицированных железных дорог среди стран мира лидирует Россия (40,3 тыс. км), с большим отрывом от Германии (18,8 тыс.км) и ЮАР (16,8 тыс. км) [6, с. 24–28].

     Воздушный транспорт. Развитие перевозок на воздушном транспорте до 2008 г. характеризовалось невысокими, но устойчивыми темпами роста. В 2000-2008 гг. среднегодовой темп прироста мирового пассажирооборота на регулярных авиалиниях составил около 6,3% , а мирового грузооборота – 7%.

     Мировой воздушный транспорт характеризуется  высокой концентрацией. Почти 50% перевозок  пассажиров, грузов и почты на международных  и внутренних линиях было выполнено  в 2008 г. компаниями США (33,6%), Японии (5,9%) и Германии (4,6%). Крупнейшие 30 компаний мира в 2008 г. осуществили 70% общемирового грузооборота на регулярных линиях. На международных линиях основной объем  выполненной работы (73%) приходится также на 30 компаний. В число этих компаний вошли 11 европейских, 10 Азиатско-Тихоокеанского региона, 7 компаний США, по одной из стран Среднего Востока и стран  Латинской Америки и Карибского региона.

     В настоящее время вся мировая транспортная система абсолютно немыслима без авиации. Воздушный транспорт настолько прочно вошел в быт всех стран, что даже временная остановка его практически равносильна стихийному бедствию, парализующему нормальное функционирование экономики и быта населения. Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы     грузовых     авиаперевозок    гораздо    выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях,  когда основное значение имеет скорость  или/и когда   необходимо   достичь отдаленных рынков.   Среди наиболее  часто доставляемых  по воздуху грузов скоропортящиеся продукты  (такие,  как свежая рыба, живые цветы)  и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы,  ювелирные изделия).  Фирмы убеждаются, что использование авиационного  транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов,  уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Информация о работе Международные транспортные услуги