Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа
С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.
Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….
38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48
Услуги связи охватывают две основные категории международных операций в области связи, которые совершаются между резидентами данной страны и экономическими единицами других стран:
– услуги в области коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т.д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг;
– почтовое обслуживание и служба курьерской связи, куда включается сбор, транспортировка и доставка писем, газет, периодических изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи; а также услуги почтовых отделений.
Строительные услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые работниками предприятия на временной основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.
Финансовые услуги включают комиссионные сборы, связанные с оформлением аккредитивов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, предоставлением потребительских и коммерческих кредитов, брокерские операции, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги включают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д. Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т.д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.
Туризм как компонент платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие [1, с. 75].
Услуги в сфере культуры и отдыха включают:
а) аудиторские программы и связанные с ними услуги: услуги, связанные с созданием художественных фильмов, радио- и телевизионных программ и записью музыкальных произведений (здесь учитываются платежи или поступления от проката, оплата труда актеров, режиссеров, постановщиков, являющихся резидентами данной экономики, за создание театральных постановок и музыкальных, спортивных или цирковых программ за рубежом, а также платежи за право демонстрации этих постановок и программ на телевидении, радио и т.д.);
б) прочие услуги в сфере культуры и отдыха: услуги, связанные с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.
Транспортные услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги.
И
так, в настоящее время сфера
услуг является одной из самых
перспективных, быстро развивающихся
отраслей экономики. Она охватывает
широкое поле деятельности: от торговли
и транспорта до финансирования, страхования
и посредничества самого разного
рода. Практически все организации
оказывают в той или иной степени
услуги. Как показывает практика развитых
стран, по мере усложнения производства
и насыщения рынка товарами растет
и спрос на услуги.
Транспорт
является одной из экономических
подсистем народного хозяйства.
Он служит материальной базой производственных
связей между отдельными странами и
регионами мира для обмена товарами,
выступает как фактор, организующий
мировое экономическое
Роль
различных видов транспорта обусловлена
не только интенсивным развитием
торгово-экономических
Спрос
на перевозки грузов и пассажиров
на различных видах транспорта изменяется
под воздействием внутренних и внешних
факторов. Он является функцией экономического
развития стран и регионов, природно-географических
условий, размещения природных ресурсов,
рынков труда и сбыта, а также
уровня покупательской способности
населения. До 2015 г. можно ожидать умеренного
роста перевозок грузов и пассажиров на
уровне средних ежегодных темпов 2-3%. При
этом весьма существенно должны измениться
конфигурация и объемы перевозок различных
видов транспорта. Это объясняется тем,
что на развитие магистральных видов транспорта
существенное влияние оказывают государственные
органы управления, используя широкую
гамму средств – преференции, льготные
кредиты, дотации, субсидии и т. п. Кроме
того, в развитых странах происходит переход
от изолированного физического перемещения
материальных потоков к координированному
взаимодействию структурных подразделений
– поставщиков, перевозчиков, экспедиторов,
потребителей. Рыночные связи субъектов
хозяйствования оптимизируются в результате
достижения согласованных экономических
компромиссов. Вместе с тем вмешательство
государства в развитие транспорта и конфигурацию
грузопотоков приобретает новые масштабы,
ощущается диктат ведущих западных держав.
Автомобильный транспорт. Мировой парк зарегистрированного подвижного состава автомобильного транспорта насчитывает около 600 млн. единиц, в том числе 86% приходится на легковые автомобили, 13% – на грузовые и только 1% – на автобусы. Наибольшее количество подвижного состава находится в Европе (40%), Америке (32%) и Азии (21%). В целом в мире краткосрочные перспективы развития этого вида транспорта вполне сочетаются с долгосрочными прогнозами, которые практически гарантируют до 2015 г. достаточно умеренные темпы роста парка транспортных средств и сети автомобильных дорог. Вместе с тем в наиболее развитых странах прогресс автомобильного транспорта будет выражаться в качественном улучшении транспортных средств, совершенствовании и внедрении высокоэффективных технологических процессов, способствующих снижению экологической нагрузки на окружающую среду. Наряду с этим весьма возможно постепенное внедрение экологически чистых видов топлива. Достаточно быстро будет продолжаться совершенствование типов покрытий автомобильных дорог, увеличение их пропускной способности, повышение безопасности движения и т.п.
В
отношении распределения
Массовое
применение автотранспортных средств
повлекло за собой изменения во всех
секторах экономики и в социальной
сфере, в ситуации на рынке труда,
в градостроительной политике, в
организации розничной
Железнодорожный транспорт. К началу XXI в. общая протяженность железных дорог мира превышала 1 млн. км (1,25 млн. км), по которым ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов, в том числе в международном сообщении – 1,5 млрд. т.
Положение на этом виде транспорта характеризуется неустойчивостью. Общие изменения находятся между стабилизацией и умеренным снижением спроса на услугу. Наиболее показательными для характеристики этого процесса являются данные по 67 странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки за 1992-1999 гг., которые свидетельствуют о снижении грузооборота на 7% .
Типичный
пример – Германия, где общий
объем железнодорожных
На
более дальнюю перспективу
Важную роль в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта и снижении экологической нагрузки на окружающую среду играет электрификация его сети. Электрификация железнодорожной сети по-разному распределяется между континентами и регионами мира. Наибольший удельный вес общей протяженности электрифицированных железных дорог мира приходится на страны Западной, Центральной и Восточной Европы и страны СНГ. Контрастом представляется Американский континент – электрификация железных дорог составляет 1,7%. По абсолютной протяженности электрифицированных железных дорог среди стран мира лидирует Россия (40,3 тыс. км), с большим отрывом от Германии (18,8 тыс.км) и ЮАР (16,8 тыс. км) [6, с. 24–28].
Воздушный транспорт. Развитие перевозок на воздушном транспорте до 2008 г. характеризовалось невысокими, но устойчивыми темпами роста. В 2000-2008 гг. среднегодовой темп прироста мирового пассажирооборота на регулярных авиалиниях составил около 6,3% , а мирового грузооборота – 7%.
Мировой
воздушный транспорт
В настоящее время вся мировая транспортная система абсолютно немыслима без авиации. Воздушный транспорт настолько прочно вошел в быт всех стран, что даже временная остановка его практически равносильна стихийному бедствию, парализующему нормальное функционирование экономики и быта населения. Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.