Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     – Гражданский кодекс Республики Беларусь;

     – Закон Республики Беларусь «Об основах  транспортной деятельности», №140-З  от 05.05.1998;

     – Закон Республики Беларусь «Об автомобильном  транспорте и автомобильных перевозках», №50-З от 21.07.2001;

     – Правила автомобильных перевозок  грузов, утв. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, №20 от 01.07.2002;

     – Закон Республики Беларусь «О железнодорожном  транспорте»;

     – Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, №1196 от 02.08.1999;

     – Устав Белорусской железной дороги;

     – Воздушный кодекс Республики Беларусь;

     – Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь.

     Таким образом, международная торговля услугами и, прежде всего, рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей, имеет  важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран  в динамично развивающейся мировой  экономике.

     Транспорт  является  частью  экономической  деятельности, которая  связана  с  увеличением  степени  удовлетворения  потребностей  людей  при  помощи  изменения  географического  положения  товаров  и  людей. Современный  транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть  железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций.

     Транспорт  создает  условия  для  формирования  местного  и  общегосударственного  рынка.  В  условиях  перехода  к  рыночным  отношениям  роль  рационализации  транспорта  существенно  возрастает. С  одной  стороны  от  транспортного  фактора  зависит  эффективность  работы  предприятия,  что   в  условиях  рынка    напрямую  связано  с  его  жизнеспособностью,  а  с  другой   стороны,  сам  рынок  подразумевает   обмен   товарами  и  услугами, следовательно, невозможен  и  сам  рынок.  Поэтому  транспортные услуги  являются  важнейшей  составной  частью  рыночной  инфраструктуры. 
 

 

    2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ  УСЛУГИ И ИХ  РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
     

    1. Состояние и роль международных  транспортных услуг  в экономике Республики Беларусь
 
 

     Беларусь  имеет исключительно выгодное географическое положение в трансъевропейской  системе и является связующим  и кратчайшим путем между Востоком и Западом. Этим обусловливается  определяющая роль транспорта в экономике  республики.

     Транспортные  услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и  трубопроводным видами транспорта.

     Ведущее положение в транспортной системе  республики занимает железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт также имеет прочные позиции как в транспортной системе республики, так и на европейском рынке транспортных услуг.

     Белорусская железная дорога является одним из основных звеньев транспортного  комплекса страны и занимает важное место в жизнеобеспечении Республики Беларусь и ее многоотраслевой экономики. Сегодня белорусская магистраль осуществляет около 75% всех выполняемых  в республике грузовых и около 50% пассажирских перевозок. Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет свыше 5,5 тысяч километров. Двухпутная электрифицированная линия  Брест – Минск – Орша –  граница Российской Федерации протяженностью 612 км обеспечивает скорость движения грузовых поездов до 90 км/час, пассажирских – до 140 км/час.

     Основные  транспортные потоки проходят в направлениях на восток – в Россию и страны Азиатского региона, на север – в  порты Балтийского моря, на запад  – в страны Европы и на юг –  в страны Черноморского региона.

     Пограничная инфраструктура дороги на западных границах развита с учетом того, что здесь  стыкуются железнодорожные линии  с различной шириной колеи. Для  обеспечения всего комплекса  транспортных услуг дорога имеет  на пограничных переходах необходимые  обустройства, способные переработать всю номенклатуру перевозимых грузов. Основные перегрузочные мощности расположены  в Брестском и Гродненском  железнодорожных узлах.

     В системе грузового хозяйства  магистрали ведущим является Брестский  перегрузочный район, центральное  место в нем отводится станции  Брест – Северный. Здесь перегружаются  различные грузы из вагонов западноевропейской колеи шириной 1435 мм в вагоны колеи  шириной 1520 мм.

     Особое  внимание уделяется контейнерным перевозкам – как транзитным, так и экспортно-импортным, внутриреспубликанским. На станциях имеется  более 20 контейнерных терминалов по переработке  крупнотоннажных контейнеров, 7 из них (Барановичи-Центральные, Брест-Северный, Витебск, Колядичи (Минск), Лида, Пинск, Орша-Восточная) имеют обустройства для переработки не только 20-футовых, но и 40-футовых контейнеров, а также 19 терминалов по переработке среднетоннажных  контейнеров [11].

     Большое внимание уделяется не только техническому оснащению терминалов, но и совершенствованию  существующих услуг, оказываемых грузовладельцам  с целью организации доставки грузов по принципу «от двери до двери». На большинстве терминалов груз доставляется автотранспортом  железной дороги по принципу «железнодорожная станция – склад получателя»  и наоборот.

     Дорога  располагает большим парком крупнотоннажных  и среднетоннажных контейнеров  для максимального удовлетворения потребностей грузоотправителей республики.

     Белорусская железная дорога активно сотрудничает с железными дорогами России, Польши, Германии, Литвы в реализации ряда проектов по организации перевозок  грузов специализированными контейнерными  и грузовыми поездами, следующими по специальным утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки, с соответствующим техническим  и информационным обеспечением.

     Продажа билетов на Белорусской железной дороге полностью автоматизирована и осуществляется через АСУ «Экспресс». На 165 станциях Белорусской железной дороги в пунктах продажи пассажиры  в считанные минуты могут приобрести проездные документы до любой  станции, расположенной на сети железных дорог государств-участников СНГ  и стран Балтии.

     Постоянно совершенствуется технология продажи  проездных документов в международном  сообщении в страны дальнего зарубежья. Международные билетные кассы открыты  в четырнадцати городах республики. Организован заказ проездных  документов с использованием сети Интернет.

     Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике республики. Относительно небольшая протяженность территории республики с севера на юг и с запада на восток делает перевозки автомобильным транспортом весьма актуальными. Развитие рыночных отношений обусловило рост перевозок грузов в международном сообщении. Для осуществления международных перевозок грузов в Республике Беларусь установлена разрешительная система на страны: западного направления (Германия, Польша, Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Франция и др.), северного направления (Литва, Латвия, Эстония), южного направления (Украина, Молдова, Болгария).

     За  последние годы широкое развитие получили транзитные перевозки грузов через территорию Беларуси. Они стали  стратегически важными для экономики  республики. Их осуществляют перевозчики более чем 50 государств.

     Переход Республики Беларусь на рыночный социально  ориентированный путь развития экономики  создал основу для ее интеграции в  мировой процесс разделения труда. Увеличение объемов перевозок обуславливает  новые, более высокие требования к качеству сети автомобильных дорог  и их инфраструктуры. В этом аспекте  развитие всего дорожного хозяйства  Правительство страны считает приоритетной задачей.

     Главными  приоритетами государственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение технического состояния  сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения потребностей экономики и населения  республики в автотранспортных связях, создание условий для развития социальной сферы, а также интеграция магистральных  дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных  автомагистралей СНГ и Евразийского экономического сообщества. Функции  реализации дорожной политики возложены  на Департамент «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций.

     В Беларуси создана близкая к оптимальной  разветвленная сеть автомобильных  дорог, позволяющая обеспечивать непрерывную  круглогодичную связь практически  со всеми населенными пунктами. Протяженность  сети дорог общего пользования составляет 83 тыс. км. Основную роль играют дороги республиканского значения (протяженность  около 15,4 тыс. км), по которым перевозится  более 70% всех грузов.

     Республика  Беларусь находится на перекрестке  основных транспортных маршрутов, связывающих  государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья  со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских  транспортных коридора, определенных по международной классификации  под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXБ.

     Автомобильная дорога М-8/Е-95 граница Российской Федерации  – Витебск – Гомель – граница  Украины пересекает территорию республики с севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком Критского  транспортного коридора IX, который  соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Ответвление этого коридора IХБ Гомель – Минск – Вильнюс  – Клайпеда – Калининград имеет  протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход из областей Восточной Украины и Центральной  России к специализированным морским  портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.

     Важнейшим по значению объектом дорожного строительства  стала реконструкция кольцевой  дороги вокруг Минска, которая является ответвлением Критского транспортного  коридора IXБ. Эта автомагистраль приобрела вид современного шестиполосного шоссе. На дороге построено и модернизировано 29 мостов и путепроводов, 25 надземных и подземных пешеходных переходов. В целях безопасности движения транспорта все пересечения выполнены в разных уровнях, дорога оборудована элементами маршрутного ориентирования, противоослепляющими конструкциями и шумозащитными экранами. Кроме того, кольцевая дорога вокруг Минска оснащена автоматизированной системой управления, включающей метеостанции, датчики интенсивности движения и пункты для взвешивания грузового автотранспорта. Все это позволило создать безопасные, комфортные и эстетически привлекательные дорожные условия для пропуска все возрастающих транспортных потоков вокруг и внутри столицы Беларуси.

     Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест – Минск –  граница Российской Федерации является участком Критского коридора II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Этот коридор  определен Европейским союзом как  высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 609 км.

     Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 47 государствами  производится обмен разрешениями, дающими  право белорусским перевозчикам на осуществление международных  перевозок по территории этих государств [12].

     Развитие  воздушного транспорта в Беларуси неразрывно связано с историей создания воздушного флота СССР. В 1933 г. был открыт Минский аэропорт, в 1934 г. утверждена сеть местных воздушных линий. Первый регулярный почтово-пассажирский полет был выполнен из Москвы в Минск в 1936 г. В 1940 г. создается самостоятельная Белорусская авиагруппа Гражданского воздушного флота, осуществившая перевозку 3851 пассажира и 337,9 т. почты. В этом же году вводятся в эксплуатацию аэропорты в Барановичах, Бобруйске, Вилейке, Витебске, Гомеле, Могилеве, Пинске и др.; в 1944 г. построены аэропорты и посадочные площадки в Барановичах, Давид-Городке, Ивенце, Клецке, Несвиже и др.

     Роль  этого вида транспорта в пассажирских и грузовых перевозках Республики Беларусь не так велика, как в Германии, России, США, Франции, Италии, Японии. По объемам перевозок грузов и почты  воздушный транспорт республики занимает седьмое место, а по количеству пассажиров — десятое среди стран  Содружества.

Информация о работе Международные транспортные услуги