Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа
С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.
Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….
38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48
Белорусские авиаперевозчики представлены тремя авиакомпаниями: РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа», РАУП «Аэропорт Гомельавиа», РУП «Авиакомпания Трансавиаэкспорт». Первые две из них специализируются на пассажирских авиаперевозках, авиакомпания Трансавиаэкспорт занимает доминирующее положение на рынке грузовых авиаперевозок. Крупнейшим пассажирским авиаперевозчиком Беларуси является Национальная авиакомпания (НАК) "Белавиа", осуществляющая около 69% от всего объема пассажирских перевозок на воздушных линиях. НАК "Белавиа" — член Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей более 200 авиакомпаний мира. Среди партнеров НАК "Белавиа" — авиакомпании "Аэрофлот", "Люфтганза", "ЛОТ", "Австрийские авиалинии", "Аэр Лингус" и другие авиакомпании государств дальнего и ближнего зарубежья. В настоящее время более 30 авиакомпаний являются партнерами НАК "Белавиа" по Интерлайн-соглашениям.
На
сегодняшний день Республикой Беларусь
подписано 32 межгосударственных соглашения
о воздушном сообщении. В рамках
реализации Договора о создании Союзного
государства между авиационными
администрациями Беларуси и России
достигнуты договоренности по вопросам
совместной тарифной политики, подготовки
специалистов по ремонту авиационной
техники, взаимному признанию
Регулярное
воздушное сообщение
Республика
располагает сетью аэропортов, из
которых проложены авиатрассы в
30 городов стран Содружества, а
из международного аэропорта "Минск-2"
выполняются рейсы в ряд
Из современных видов транспорта Республики Беларусь внутренний водный – наиболее древний. Его история берет начало с возникновением восточнославянского государства – Киевской Руси, а затем связана с формированием единого централизованного государства и развитием экономики России. С образованием в IX в. Киевской Руси, в состав которой входили Туровское и Полоцкое княжества, ранее сформировавшиеся на территории современной Беларуси, реки приобретали роль транспортных путей сообщения в торговом обмене между странами. Именно в этот период по территории Беларуси по реке Днепр проходил великий торговый путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным – путь от Скандинавии до Византии, и другие водные пути сообщения, сыгравшие большую роль в развитии экономики. Из Беларуси в Россию по водным путям вывозили лен, пеньку, растительное масло, мед, воск, на Украину транспортировался лес и продукты лесного хозяйства, а в обратном направлении – пшеница, табак, скот.
В
настоящее время в общем
Потенциальные
возможности речного транспорта
и его инфраструктуры в последние
годы оказались невостребованными.
Судоходными путями республика связана
со всеми пограничными с ней государствами.
Наибольшее значение в перевозках грузов
и пассажиров имеют реки Днепр, Припять,
Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а
также Днепро-Бугский канал. По своим
возможностям интеграции в мировую
транспортную судоходную сеть представляют
коммерческий интерес только реки Припять
и Днепр, позволяющие выполнять
перевозку экспортно-импортных
Общая
протяженность эксплуатируемых
водных путей республики составляет
менее 2 тыс. км, которые полностью
используются для судоходства транспортом
общего пользования в течение
всей навигации. По габаритам судового
хода около 700 км водных путей относятся
к магистральным участкам рек. Остальные
участки рек с притоками
Основными
факторами, сдерживающими наращивание
объемов перевозок речным транспортом,
являются недостаточные габариты судового
хода и ступенчатость его глубин.
Особенно характерно колебание гарантированных
глубин для основной речной транспортной
магистрали республики — Днепро-Бугского
водного пути, по которому выполняется
более 70% грузооборота. Ступенчатость
рек республики отрицательно сказывается
на развитии перевозок в транзитном
сообщении между портами
Основным перевозчиком грузов является РТУП "Белорусское речное пароходство", которое осуществляет как перевозку грузов, так и их обработку в портах. Технические возможности портов позволяют перевезти более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год.
На территории Республики Беларусь функционируют магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории страны магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 3,0 тыс. км; природного газа — 6,7 тыс. км и нефтепродуктов — 1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют гомельское и новополоцкое предприятия транспорта нефти "Дружба" и государственное предприятие "Белтрансгаз". Протяженность магистральных нефтепроводов в однониточном исчислении составляет по гомельскому предприятию 1,8 тыс. км, по новополоцкому — 1,1 тыс.км .
В
Республике Беларусь функционируют
три магистральных
2.2
Оценка эффективности
международных транспортных
услуг в Республике
Беларусь
2.2.1
Оценка структуры
экспорта и импорта
международных транспортных
услуг в Республике
Беларусь
Транспорт
является важнейшим звеном производственной
и социальной инфраструктуры республики
и, несмотря на современные внутренние
и внешние вызовы, полностью обеспечивает
потребности государства в
В
транспортной отрасли занято 5,8% от
общей численности
По
данным Национального статистического
комитета, за первую половину 2009 года ВВП
по транспортной отрасли в текущих
ценах составил 3,8 триллиона рублей,
или 6,3% в ВВП республики. Наибольший
удельный вес в этом объеме ВВП
приходится на железнодорожный транспорт
– 50,3%. Автомобильный транспорт
За 8 месяцев 2009 года всеми видами транспорта общего пользования перевезено 154,8 миллиона тонн грузов и более 872 миллионов пассажиров, что составляет соответственно 92,9 и 94,9% к аналогичному периоду 2008 года.
Международный оборот услуг составил 5,557 млрд. долларов и уменьшился на 18,3 %. Положительное сальдо услуг сложилось в размере 1,423 млрд. долларов (2,9 % ВВП) и на 20,4 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами (в 2008 году – на 25,2 %) [14].
Положительное сальдо по транспортным услугам (1,446 млрд. долларов) являлось важнейшим в формировании профицита по услугам.
По данным Белстата, в 2009 году экспорт услуг в Беларуси составил 3,461 млрд. долларов, сократившись на 17,3% по сравнению с 2008 годом. Импорт услуг снизился на 22% – до 2,040 млрд. Таким образом, в соответствии с таблицей 1, сальдо сложилось положительное в размере 1,420 млрд. долларов.
На рисунке 1 видно, что наибольший удельный вес в экспорте услуг составили транспортные услуги (65,4 %), которые по сравнению с 2008 годом снизились на 22 %.
Экспорт
услуг в страны СНГ составил 28,6%
от общего объема, в страны вне СНГ
– 71,4%; импорт услуг из стран СНГ
– 34%, из остальных – 66%.
Таблица
1 – Структура экспорта-импорта
услуг за 2008-2009 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2009 год к 2008 году, % | ||
млрд. долларов США | доля, % | млрд. долларов США | доля, % | ||
Экспорт услуг, всего | 4,187 | 100,0 | 3,460 | 100,0 | 82,7 |
в том числе транспортные услуги | 2,930 | 70,0 | 2,283 | 65,4 | 78,3 |
Импорт услуг, всего | 2,618 | 100,0 | 2,040 | 100,0 | 78,0 |
в том числе транспортные услуги | 1,283 | 49,0 | 0,838 | 40,5 | 65,3 |
Сальдо услуг, всего | 1,569 | – | 1,420 | – | 90,0 |
в том числе транспортные услуги | 1,647 | – | 1,445 | – | 87,7 |
По
данным Национального банка, экспорт
транспортных услуг за январь–ноябрь
2009 года составил 2,079 млрд. долларов, что
на 23% меньше, чем за аналогичный
период 2008 года. Экспорт услуг по
перевозкам грузов сократился на 24,8% и
составил 1,734 млрд. долларов, по перевозкам
пассажиров экспорт транспортных услуг
составил 179,8 млн. долларов, уменьшившись
на 11,5%.
Рисунок
1 – Структура экспорта-импорта
услуг за 2009 г.
По информации Национального банка, в экспорте транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного транспорта (31,3%), железнодорожного (30,7%) и автомобильного транспорта (21,7%).