Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Белорусские авиаперевозчики представлены тремя  авиакомпаниями: РУП «Национальная  авиакомпания «Белавиа», РАУП «Аэропорт  Гомельавиа», РУП «Авиакомпания  Трансавиаэкспорт». Первые две из них  специализируются на пассажирских авиаперевозках, авиакомпания Трансавиаэкспорт занимает доминирующее положение на рынке  грузовых авиаперевозок. Крупнейшим пассажирским авиаперевозчиком Беларуси является Национальная авиакомпания (НАК) "Белавиа", осуществляющая около 69% от всего объема пассажирских перевозок на воздушных линиях. НАК "Белавиа" — член Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей более 200 авиакомпаний мира. Среди партнеров НАК "Белавиа" — авиакомпании "Аэрофлот", "Люфтганза", "ЛОТ", "Австрийские авиалинии", "Аэр Лингус" и другие авиакомпании государств дальнего и ближнего зарубежья. В настоящее время более 30 авиакомпаний являются партнерами НАК "Белавиа" по Интерлайн-соглашениям.

     На  сегодняшний день Республикой Беларусь подписано 32 межгосударственных соглашения о воздушном сообщении. В рамках реализации Договора о создании Союзного государства между авиационными администрациями Беларуси и России достигнуты договоренности по вопросам совместной тарифной политики, подготовки специалистов по ремонту авиационной  техники, взаимному признанию свидетельств, сертификатов и других документов. В качестве координирующего органа в области воздушного транспорта создан Совет гражданской авиации  Беларуси и России. В настоящее  время белорусскими авиакомпаниями осуществляется регулярное воздушное  сообщение с 6 государствами ближнего зарубежья: Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Украиной. Рейсы  выполняются в Баку, Ереван, Караганду, Киев, Кустанай, Краснодар, Москву, Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург, Ташкент.

     Регулярное  воздушное сообщение осуществляется белорусскими авиакомпаниями также  с 15 странами дальнего зарубежья: Англией, Австрией, Германией, Египтом, Израилем, Ирландией, Италией, Кипром, Ливаном, Польшей, Сирией, Турцией, Францией, Чехией, Швейцарией. Рейсы выполняются в Бейрут, Берлин, Варшаву, Вену, Ганновер, Дамаск, Ларанку, Лондон, Париж, Прагу, Рим, Стамбул, Стокгольм, Тель-Авив, Франкфурт, Хурдагу, Шеннон. В 2000 г. открыто регулярное воздушное  сообщение между областными центрами Республики Беларусь.

     Республика  располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в 30 городов стран Содружества, а  из международного аэропорта "Минск-2" выполняются рейсы в ряд городов  Европы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена, Варшава и др.), Азии (Пекин, Тель-Авив и др.) и Америки (Нью-Йорк). Семь аэропортов имеют статус гражданского назначения: два в Минске и по одному в областных центрах. По существующей классификации аэропорты "Минск-1", Могилева, Витебска относятся к внутренним аэропортам, что по сути неверно, поскольку  они не только обслуживают внутренние рейсы в пределах республики, но и обеспечивают воздушное сообщение  в пределах стран Содружества. Аэропорты "Минск-2", Бреста, Гродно и Гомеля являются международными. Международная  их классификация основана на их способности  принимать крупные воздушные  суда, но эти аэропорты на деле не обслуживают международные рейсы. В настоящее время международное  воздушное пассажирское сообщение  республики осуществляется только через  аэропорт "Минск-2", имеющий улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службы. Следует отметить прирост доли иностранных авиакомпаний в освоении международных авиалиний республики. Уже сегодня иностранные авиакомпании выполняют постоянные рейсы из Варшавы, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Берлина, Мюнхена, Вены, Гамбурга в "Минск-2" [7, с. 68–69].

     Из  современных видов транспорта Республики Беларусь внутренний водный – наиболее древний. Его история берет начало с возникновением восточнославянского государства – Киевской Руси, а затем связана с формированием единого централизованного государства и развитием экономики России. С образованием в IX в. Киевской Руси, в состав которой входили Туровское и Полоцкое княжества, ранее сформировавшиеся на территории современной Беларуси, реки приобретали роль транспортных путей сообщения в торговом обмене между странами. Именно в этот период по территории Беларуси по реке Днепр проходил великий торговый путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным – путь от Скандинавии до Византии, и другие водные пути сообщения, сыгравшие большую роль в развитии экономики. Из Беларуси в Россию по водным путям вывозили лен, пеньку, растительное масло, мед, воск, на Украину транспортировался лес и продукты лесного хозяйства, а в обратном направлении – пшеница, табак, скот.

     В настоящее время в общем пассажирообороте Республики Беларусь внутренний водный транспорт занимает последнее место.

     Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последние  годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана  со всеми пограничными с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а  также Днепро-Бугский канал. По своим  возможностям интеграции в мировую  транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять  и Днепр, позволяющие выполнять  перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь, сапропель) в придунайские страны и черноморские порты. Изолированность  бассейнов и отсутствие между  ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказываются на организации  коммерческой деятельности и делают речные перевозки менее эффективными (по маневренности, скорости), чем перевозки  другими видами транспорта [13, с. 14–15].

     Общая протяженность эксплуатируемых  водных путей республики составляет менее 2 тыс. км, которые полностью  используются для судоходства транспортом  общего пользования в течение  всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относятся  к магистральным участкам рек. Остальные  участки рек с притоками относятся  к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям с освещаемыми и светоотражательными  знаками навигационного оборудования протяженностью менее 500 км.

     Основными факторами, сдерживающими наращивание  объемов перевозок речным транспортом, являются недостаточные габариты судового хода и ступенчатость его глубин. Особенно характерно колебание гарантированных  глубин для основной речной транспортной магистрали республики — Днепро-Бугского водного пути, по которому выполняется  более 70% грузооборота. Ступенчатость  рек республики отрицательно сказывается  на развитии перевозок в транзитном сообщении между портами Украины  и Беларуси, поскольку исключает  прямое сквозное движение судов с  низовьев Днепра до Бреста. Кроме того, лимитирующими судоходство остаются и габариты камер судоходных шлюзов Днепро-Бугского канала, что даже при  существующих путевых условиях приводит к недоиспользованию полезной грузоподъемности флота порядка 300 т в каждом рейсе.

     Основным  перевозчиком грузов является РТУП "Белорусское  речное пароходство", которое осуществляет как перевозку грузов, так и  их обработку в портах. Технические  возможности портов позволяют перевезти  более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год.

     На  территории Республики Беларусь функционируют  магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории страны магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 3,0 тыс. км; природного газа — 6,7 тыс. км и нефтепродуктов — 1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют гомельское и новополоцкое предприятия транспорта нефти "Дружба" и государственное предприятие "Белтрансгаз". Протяженность магистральных нефтепроводов в однониточном исчислении составляет по гомельскому предприятию 1,8 тыс. км, по новополоцкому — 1,1 тыс.км .

     В Республике Беларусь функционируют  три магистральных нефтепродуктопровода, по которым осуществляется перекачка  дизельного топлива и бензина: Унеча  — Полоцк, Унеча — Западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют, в основном, транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы  республики. В соответствии с межправительственным Соглашением Республики Беларусь и  Российской Федерации нефтепродуктопроводы остаются в собственности Российской Федерации [11]. 
 
 
 
 

      2.2       Оценка эффективности  международных транспортных  услуг в Республике  Беларусь 
       

      2.2.1  Оценка структуры  экспорта и импорта  международных транспортных  услуг в Республике  Беларусь 
       

     Транспорт является важнейшим звеном производственной и социальной инфраструктуры республики и, несмотря на современные внутренние и внешние вызовы, полностью обеспечивает потребности государства в перемещении  грузов и пассажиров.

     В транспортной отрасли занято 5,8% от общей численности трудоспособного  населения республики и задействовано 17% от ее производственных фондов.

     По  данным Национального статистического  комитета, за первую половину 2009 года ВВП  по транспортной отрасли в текущих  ценах составил 3,8 триллиона рублей, или 6,3% в ВВП республики. Наибольший удельный вес в этом объеме ВВП  приходится на железнодорожный транспорт  – 50,3%. Автомобильный транспорт составляет 26,9%, воздушный – 3,5%, наземный городской  электрический транспорт – 3,3%, метрополитен – 1,4%, водный транспорт – 0,2%. Остальная  доля – 14,4% – приходится на прочие виды деятельности (транспортное обслуживание маломерными судами, ремонтно-восстановительные  работы на дорогах, погрузочно-разгрузочные и другие виды работ).

     За 8 месяцев 2009 года всеми видами транспорта общего пользования перевезено 154,8 миллиона тонн грузов и более 872 миллионов  пассажиров, что составляет соответственно 92,9 и 94,9% к аналогичному периоду 2008 года.

     Международный  оборот  услуг  составил 5,557  млрд.  долларов   и уменьшился  на 18,3 %.  Положительное  сальдо  услуг  сложилось  в  размере 1,423  млрд. долларов (2,9 %  ВВП)  и  на 20,4 %  компенсировало  отрицательное  сальдо  баланса торговли товарами (в 2008 году – на 25,2 %) [14].  

     Положительное сальдо по транспортным услугам (1,446 млрд. долларов)  являлось важнейшим  в  формировании  профицита  по  услугам.

     По  данным Белстата, в 2009 году экспорт  услуг в Беларуси составил 3,461 млрд. долларов, сократившись на 17,3% по сравнению  с 2008 годом. Импорт услуг снизился на 22% – до 2,040 млрд. Таким образом, в  соответствии с таблицей 1, сальдо сложилось  положительное в размере 1,420 млрд. долларов.

     На  рисунке 1 видно, что наибольший  удельный  вес  в  экспорте  услуг  составили  транспортные  услуги  (65,4 %),  которые по  сравнению  с 2008  годом  снизились на 22 %.

     Экспорт услуг в страны СНГ составил 28,6% от общего объема, в страны вне СНГ  – 71,4%; импорт услуг из стран СНГ  – 34%, из остальных – 66%.  

     Таблица 1 – Структура экспорта-импорта  услуг за 2008-2009 гг. 

Показатели 2008 год  2009 год 2009 год  к 2008 году, %
млрд. долларов США доля, % млрд. долларов США доля, %
Экспорт услуг, всего 4,187 100,0 3,460 100,0 82,7
в том числе транспортные услуги 2,930 70,0 2,283 65,4 78,3
Импорт  услуг, всего 2,618 100,0 2,040 100,0 78,0
в том числе транспортные услуги 1,283 49,0 0,838 40,5 65,3
Сальдо  услуг, всего 1,569 1,420 90,0
в том числе транспортные услуги 1,647 1,445 87,7
 

     По  данным Национального банка, экспорт  транспортных услуг за январь–ноябрь 2009 года составил 2,079 млрд. долларов, что  на 23% меньше, чем за аналогичный  период 2008 года. Экспорт услуг по перевозкам грузов сократился на 24,8% и  составил 1,734 млрд. долларов, по перевозкам пассажиров экспорт транспортных услуг  составил 179,8 млн. долларов, уменьшившись на 11,5%. 

 

     Рисунок 1 – Структура экспорта-импорта  услуг за 2009 г. 

     По  информации Национального банка, в  экспорте транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного  транспорта (31,3%), железнодорожного (30,7%) и автомобильного транспорта (21,7%).

Информация о работе Международные транспортные услуги