Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа
С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.
Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….
38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48
За 11 месяцев 2009 года Беларусь импортировала транспортных услуг на сумму 737,7 млн. долларов, что на 38,1% меньше, чем за январь–ноябрь 2008 года. Импорт услуг по перевозкам грузов составил в стоимостном выражении 531,7 млн. долларов (на 41,3% меньше), по перевозкам пассажиров – 99,7 млн. долларов (на 24,8% меньше).
В структуре импорта транспортных услуг преобладают услуги железнодорожного транспорта (40%), морского (26,1%) и автомобильного транспорта (20,9%).
В январе–феврале нынешнего года экспорт услуг составил 615,1 млн. долларов США, увеличившись на 26,6% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Импорт услуг вырос на 27% до 317,7 млн. долларов. Таким образом, сальдо сложилось положительное в 51,5 млн. долларов.
Экспорт услуг в страны СНГ составил 23,7% от общего объема, в страны вне СНГ – 76,3%; импорт услуг из стран СНГ – 29,6%, из остальных – 70,4%.
Беларусь в январе–феврале нынешнего года экспортировала транспортных услуг на 438,3 млн. долларов, что на 36,3% больше, чем в аналогичном периоде 2009 года. Из них по перевозкам грузов – 386,4 млн. долларов, или на 42,8% больше, по перевозкам пассажиров – 23,9 млн. долларов, что соответствует уровню января–февраля 2009 года. В экспорте транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного транспорта (30,3%), железнодорожного (27,9%), морского (19,1%) и автомобильного транспорта (16,4%).
За указанный период импортировано транспортных услуг на сумму 165,4 млн. долларов, что на 52,4% больше, чем за январь–февраль 2009 года, в том числе по перевозкам грузов – 129,9 млн. долларов, или на 60,2% больше, по перевозкам пассажиров – 13,6 млн. долларов (на 1,4% меньше). В структуре импорта транспортных услуг преобладают услуги морского транспорта (39,2%), железнодорожного (35,9%) и автомобильного транспорта (15,7%).Сальдо внешней торговли транспортными услугами сложилось положительное и в январе–феврале текущего года составило 272,9 млн. долларов (в январе–феврале 2009 года – 213,1 млн. долларов).
Снижение
объемов перевозок грузов и пассажиров
вызвано падением спроса на этот вид
услуг в результате действия факторов,
сопутствующих мировому финансово-экономическому
кризису. Вместе с тем потенциальная
провозная возможность
2.2.2
Оценка эффективности
международных транспортных
услуг в Республике
Беларусь
Республика Беларусь, находящаяся на пересечении транспортных потоков Европы имеет значительный потенциал для развития экспорта транзитных транспортных услуг. Тем не менее, этот потенциал до настоящего времени реализован лишь в незначительной степени.
Под транзитной услугой обычно понимается предоставление национальной инфраструктуры для продвижения международных транспортных потоков и обеспечение связанных с этим удобств (в организации движения, сервиса и т.д.). Экспорт транзитных услуг представляет собой транзитное обслуживание услуг резидентами государства нерезидентов.
Следует отметить, что в республике все еще не хватает системных исследований по эффективности транзитных перевозок. Принятые правительством программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов в основном содержат комплекс оперативных мероприятий, направленных на преодоление негативных тенденций в сфере экспорта автотранспортных услуг. В этой связи одной из приоритетных задач в области транзита грузового автомобильного транспорта является оценка эффективности его транзитных перевозок.
При
исследовании эффективности транзитных
перевозок грузов автомобильным
транспортом необходимо рассматривать
транзит последних в качестве системы,
под которой понимается: совокупность
подсистем инфраструктуры (Su)
и сервиса на транзитных магистралях
(Sc);
отношения между этими подсистемами
(Ruc), сформированные для
реализации цели (Z) функционирования
системы на временном интервале (∆T)
в определенной внешней среде (SR). Модель
системы транзита грузов автомобильного
транспорта (TS) можно описать формулой
(1):
Подсистема этой инфраструктуры представлена следующими элементами:
– транзитные магистрали;
– контроль (пограничный, в том числе консульские службы иностранных государств, таможенный, ветеринарный, санитарный, фитосанитарный, правопорядка);
– разрешительная система выдачи разрешений на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств с опасными грузами.
Подсистема сервиса предоставляет услуги на транзитных магистралях и представлена станциями технического обслуживания автомобилей, автозаправочными, а также кемпингами, мотелями, гостиницами, логистическими терминалами, стоянками для отдыха, страховыми компаниями и др.
По степени влияния национальных систем на функционирование транзитной системы из всей их совокупности, которая составляет внешнюю среду, выделяют две. Это система международных автомобильных перевозок, осуществляемых национальными перевозчиками (МАП) и финансово-кредитная система республики.
Выделение этих систем обусловлено тем, что от функционирования транзитного автомобильного транспорта они получают так называемые выгоды «перелива», поступающие не производителям и потребителям продукта, а третьей стороне (обществу в целом). В данном случае, при функционировании системы транзита в режиме увеличения годовой интенсивности движения иностранных транзитных грузовых автотранспортных средств, МАП получает дополнительное количество дефицитных разрешений (транзитных и из третьих стран, а также в них). Таким образом, МАП может реализовывать свои транспортные услуги на высокодоходных рынках. Экспорт транзитных услуг обеспечивает приток валюты в национальную финансово-кредитную систему и уменьшает дефицит платежного баланса страны [15, с. 91–96].
Основной функцией системы транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом является организация быстрого, безопасного, комфортабельного и экономичного пропуска транспортных потоков через территорию Республики Беларусь. Необходимые параметры транзитной услуги обеспечиваются скоординированными действиями взаимосвязанных подсистем транзитной системы (инфраструктуры и сервиса). При потреблении услуг с низким уровнем суммарных издержек (финансовых и временных), предоставляемых подсистемой инфраструктуры международному транспорту, возрастает привлекательность ее использования для пропуска международных транзитных потоков. Увеличение же интенсивности движения на транзитных магистралях республики благоприятно сказывается на придорожных объектах подсистемы сервиса, так как для их рентабельной работы величина транспортного потока должна составлять как минимум 8000 автомобилей в сутки. При неразвитости подсистемы сервиса привлекательность республики как транзитного государства уменьшается, возникает неполная загрузка производственных мощностей подсистемы инфраструктуры.
В этой связи целью формирования и функционирования системы транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом Республики Беларусь должна стать полная реализация ее геоэкономических преимуществ.
Поскольку при функционировании транзитной системы перевозки грузов автомобильным транспортом имеются значительные выгоды «перелива» для других национальных систем (МАП, финансово-кредитной системы и др.), то расчет экономической эффективности транзитной системы перевозки грузов автомобильным транспортом необходимо производить по методу соотношения выгод и затрат.
Данный метод предполагает полную экономическую оценку выгод и затрат общества при функционировании транзитной системы, так как для обеспечения этого процесса необходимо отвлекать из других сфер экономики значительные ресурсы [16, с. 74–77].
Выгоды
(прирост национального дохода)
Rтр,
полученные от функционирования транзитной
системы перевозок грузов автомобильным
транспортом, пропустившей пТ
транзитных грузовых автотранспортных
средств (АТС) определяются по формуле
(2):
Rтр(пТ)=
NRМАП(пТ) +
NRинф(пТ)+
NRсерв(пТ) +
NRВ(пТ),
(2)
где NRМАП(пТ) – выгоды общества от создания условий национальным перевозчикам для их работы на рынке перевозок из третьих стран (или в них), у.е. Эти выгоды определяются как разница между доходом, полученным системой МАП от осуществления перевозок грузов по схеме перевозки из третьих стран или в них, и оцененными в денежном выражении вмененными издержками экономических ресурсов, использованных данной системой;
NRсерв(пТ) – доход, полученный предприятиями различных форм собственности от предоставления услуг сервиса на транзитных магистралях пТ транзитным грузовым АТС, у.е;
NRВ(пТ) – прирост национального дохода от поступления валюты в страну от предоставления транзитных услуг транзитным грузовым АТС, у.е.
Затраты
общества Стр(пТ)
на обеспечение функционирование транзитной
системы с пропускной способностью определяются
по формуле (3):
Cтр(пТ)
= Cусл(пТ)
+ Cдор(пТ)
+ Cдв(пТ)
+ CДТП(пТ)
+ Cэкол(пТ)
+ Cсерв(пТ),
(3)
где Cусл(пТ) – затраты экономических ресурсов на создание необходимых условий (правового, таможенного, визового обеспечения и др.) для бесперебойного функционирования транзитной системы с пропускной способностью пТ транзитных грузовых АТС, у.е,;
Cдор(пТ) – затраты экономических ресурсов на восстановление дорожной инфраструктуры, связанные с проездом по транзитным магистралям пТ транзитных грузовых АТС, у.е,;
Cдв(пТ) – затраты экономических ресурсов, связанные с изменением режима движения на автомагистралях при проезде по ним пТ транзитных грузовых АТС, у.е.;
CДТП(пТ) – затраты от увеличения дорожно-транспортных происшествий, связанные с увеличением интенсивности движения на транзитных автомагистралях в связи с проездом по ним пТ транзитных грузовых АТС, у.е.;
Cэкол(пТ) – затраты экономических ресурсов для восстановления экологического равновесия при проезде через территорию республики пТ транзитных грузовых АТС, у.е.;
Cсерв(пТ) – затраты экономических ресурсов на предоставление пТ транзитным грузовым АТС услуг сервиса, у.е.
В формулах (2) и (3) составляющие их элементы являются функциями, зависящими от годовой интенсивности движения n транзитных грузовых АТС по магистралям республики. Следует отметить, что их вид и параметры определены на основе качественного анализа и корреляционно-регрессионного метода.
Для
оценки эффективности транзитных перевозок
разработан показатель их уровня эффективности
при перевозках грузов автомобильным
транспортом YЭ,
Он представляет собой отношение чистого
эффекта (разницы между
выгодами и затратами), при существующих
значениях выгод RФтр
и затрат CФтр к
чистому эффекту от функционирования
системы транзитных перевозом грузов
автомобильным транспортом с наиболее
эффективным распределением ресурсов
между ее элементами и обеспечением интенсивности
движения транзитных грузовых АТС nОПТ: