Международные транспортные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С учетом специфики белорусской экономики из набора тех услуг, которые мы можем предложить зарубежным партнерам, одно из первых мест занимают транспортные услуги. С середины 90-х гг. прошлого века эта отрасль развивалась столь интенсивно, что созданные здесь "мощности" еще и сегодня в несколько раз превышают потребности отечественных экспортеров и импортеров.
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.

Содержание

Введение….…………………………………………............................................ 3
1 Международные услуги как предмет международной торговли ……..….. 5
1.1 Международные услуги: понятия, виды, признаки классификации…….. 5
1.2 Международные транспортные услуги ……………………………….…... 9
1.2.1 Виды транспорта, используемые при международных перевозках…… 10
1.2.2 Транспортная документация, применяемая при международных транспортных услугах …………………………………………………….……
14
2 Международные транспортные услуги и их роль в экономике Республики Беларусь…........................................................................................
23
2.1 Состояние и роль международных транспортных услуг в экономике Республики Беларусь …………………………………………………………...
23
2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь …………...........................................................................
30
2.2.1 Оценка структуры экспорта и импорта международных транспортных услуг в Республике Беларусь…………………………………
30
2.2.2 Оценка эффективности международных транспортных услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………
33
3 Приоритетные направления развития международных транспортных услуг в Республике Беларусь и пути повышения их эффективности………………………………………….……………………….

38
Заключение……………………………………..……………………………….. 47
Список использованных источников……………. ………………………….... 48

Работа содержит 1 файл

Международные транспортные услуги.docx

— 175.48 Кб (Скачать)

     Правом  заключать договор перевозки  багажа обладает не всякое лицо, а лишь пассажир, предъявивший билет на проезд на данном транспортном средстве.

     Однако  данные положения не распространяются на договор перевозки грузобагажа (товаробагажа) на железнодорожном  транспорте. Предметом договора международной  перевозки грузобагажа являются услуги по доставке – перемещению  в пространстве грузобагажа от пункта отправления до пункта назначения. Договор считается заключенным  с момента принятия грузобагажа  к перевозке и является консенсуальным.

     Договор международной перевозки грузобагажа  – возмездный договор, поскольку  предполагается использование услуг  железной дороги за определенную плату.

     По  договору международной перевозки  перевозчик обязуется перевезти  грузобагаж. Под грузобагажем понимается любой груз, отправленный частным  лицом.

     Второй  стороной в данном договоре международной  перевозки является отправитель, т.е. любое лицо, от имени которого грузобагаж сдается к перевозке и которое  в качестве отправителя указано  в перевозочных документах, независимо от того, кто фактически осуществлял  отправку грузобагажа.

     Под термином «получатель» в данном случае понимается лицо, которому по указанию отправителя должен быть выдан грузобагаж в пункте назначения. Получатель обладает правом требовать выдачи ему доставленного  грузобагажа, а в случае утраты или  повреждения – возмещения его  стоимости.

     Период  перевозки багажа охватывает время  с момента его получения перевозчиком или его служащим до момента выдачи багажа перевозчиком или его служащим законному получателю.

     Транспортная  организация, объявившая путем издания  расписания или иным способом об осуществлении  ею международной пассажирской перевозки, обязана заключить договор с  любым лицом, обратившимся к ее услугам.

     Перевозчик  имеет право отказать в заключении договора перевозки пассажира, т.е. в продаже билета в случае, когда  лицо не соглашается подчиниться  действующим на транспорте правилам; когда на транспортном средстве, на котором хочет следовать пассажир, нет свободных мест. Кроме того, к перевозке не принимаются душевнобольные, больные заразными болезнями  и тяжелобольные.

     Под договором международной перевозки  грузов понимается двустороннее или  трехстороннее соглашение.

     В соответствии с двусторонним соглашением  одна сторона (перевозчик) берет на себя обязательство перевезти на определенных условиях вверенный ей отправителем груз от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения) и передать его законному грузополучателю, а вторая сторона (грузоотправитель) обязуется возместить перевозчику  транспортные расходы, оплатить обусловленную  в соглашении провозную плату.

     В соответствии с трехсторонним соглашением  одна сторона (перевозчик) берет на себя обязательство перевезти на определенных условиях вверенный ей отправителем груз от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения) и передать его законному грузополучателю, вторая сторона (грузоотправитель) обязуется  передать груз перевозчику для перевозки. Третья сторона (грузополучатель) обязуется  возместить перевозчику транспортные расходы, оплатить обусловленную в  соглашении провозную плату.

     Предметом договора международной перевозки  грузов являются услуги по доставке –  перемещению в пространстве грузов от пункта отправления до пункта назначения. По договору международной перевозки  перевозчик обязуется перевезти  груз. Под грузом понимается сырье, техника, топливо, промышленные или  продовольственные товары, а также  иные предметы, переданные транспортной организации для перевозки и  доставки в пункт назначения.

     От  отправителей груза следует отличать экспедиторов, осуществляющих фактическую  сдачу груза, но от имени и за счет отправителей, и поэтому не являющихся стороной в договоре перевозки.

     Перевозка включает не только период перемещения  груза из пункта отправления в  пункт назначения, а все время  с момента приема груза к перевозке  и до момента его выдачи законному  грузополучателю. На протяжении всего  этого времени перевозчик несет  ответственность за груз. По законодательству многих стран право перевозчика на получение провозной платы обычно возникает только по достижении цели договора перевозки, т.е. после доставки обусловленного груза в пункт назначения. Однако это не исключает возможности по усмотрению сторон определить иной порядок получения провозной платы [8, с. 63–71].

     Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются двусторонними  или многосторонними соглашениями, конвенциями по вопросам транспорта, которые называются транспортными  конвенциями. Транспортные конвенции, как правило, применяются к отдельным  видам транспорта. Однако имеются  конвенции, которые охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта. Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую  конвенцию.

     Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом регулируется Конвенцией «О договоре международной  перевозке грузов автомобильным  транспортом» (Конвенция КДПГ) от 30 мая 1956.

     Договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются  постановления настоящей Конвенции.

     В том случае, когда подлежащий перевозке  груз должен быть погружен на разные автомобили или же когда дело касается различного рода грузов или различных партий грузов, отправитель или транспортер  имеет право требовать составления  стольких накладных, сколько он должен использовать автомобилей или сколько  подлежит перевозке разных грузов или  партий грузов.

     Таможенная  конвенция о международной перевозке  грузов с применением книжки МДП (Carnet TIR) – международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской  экономической комиссии ООН. Целью  Конвенции является создание системы  транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при  пересечении им границ. Конвенция МДП касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной договаривающейся стороны до таможни назначения другой договаривающейся стороны при условии, что определённая часть операции МДП между её началом и концом производится автомобильным транспортом. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Таможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях, если имеются достаточные основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП. Положения Конвенции МДП не служат препятствием для применения ограничений, вытекающих из соображений общественной нравственности, общественной безопасности, здравоохранения или гигиены, а также ветеринарного или фитосанитарного контроля.

     Конвенция АТА регулируют все основные аспекты  временного ввоза товаров, включая  вопросы их таможенного оформления, освобождения от уплаты таможенных платежей и эквивалентных им налогов и  сборов и пр. Карнет АТА – это  унифицированный международный  таможенный документ, который используется в качестве товаров под таможенный режим временного ввоза и позволяет  не только обеспечить возможность идентификации  товаров, но и служит международно-правовой гарантией обеспечения уплаты ввозных  таможенных пошлин и иных налогов.

     Договор  перевозки груза морским транспортом  регулируется несколькими международными Конвенциями:

     – Конвенцией Организации Объединенных Наций от 31 марта 1978 г. «О морской  перевозке грузов», подписана в  Гамбурге 31 марта 1978 года;

     – Конвенцией «Об унификации некоторых  правил о коносаменте» от 25 августа 1924 года.

     Документами, регламентирующими железнодорожные  перевозки грузов и действующими на территории Республики Беларусь, являются Устав железных дорог Союза ССР (УЖД) и Соглашение о международном  железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. (СМГС).

     Основным  нормативным актом, регулирующим международные  железнодорожные перевозки грузов, является СМГС. Оно состоит из восьми разделов: "Общие положения", "Заключение договора перевозки", "Выполнение договора перевозки", "Изменение  договора перевозки", "Ответственность  железных дорог", "Претензии и  иски. Претензионная давность", "Расчеты  между железными дорогами" и "Общие  постановления", а также четырнадцати приложений.

     УЖД применяется, как правило, к внутриреспубликанским  перевозкам. К международным перевозкам он может применяться в тех  случаях, когда СМГС прямо отсылает к национальному законодательству либо когда какой-либо вопрос им не урегулирован.

     Договор международной железнодорожной  перевозки грузов на территории государств ЕС регулируется Конвенцией КОТИФ.

     Согласно  Конвенции Организации Объединенных Наций «О международных смешанных  перевозках грузов», подписанной в  Женеве, 24 мая 1980 года "Международная  смешанная перевозка" означает перевозку  грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой.

     "Договор  смешанной перевозки" означает  договор, на основании которого  оператор смешанной перевозки  за уплату провозных платежей  обязуется осуществить или обеспечить  осуществление международной смешанной  перевозки.

     Специфической стороной договора смешанной перевозки  является "Оператор смешанной перевозки" – это любое лицо, которое от собственного имени или через  другое действующее от его имени  лицо заключает договор смешанной  перевозки и выступает как  сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или  перевозчиков, участвующих в операциях  смешанной перевозки, и принимает  на себя ответственность за исполнение договора.

     Белорусское таможенное законодательство содержит нормы, гармонизированные с нормами, всех сопредельных стран. Это обеспечено тем, что Республика Беларусь является участницей основополагающих международных  конвенций, регламентирующих таможенные и транспортные отношения. Это –  Конвенции МДП и АТА, Стамбульская конвенция, Соглашение СМГС и другие.

     При использовании международных транзитных процедур не требуется оформление белорусской  транзитной декларации, и перевозка  может осуществляться по следующим  документам:

     – книжка МДП;

     – карнет АТА;

     – железнодорожная накладная СМГС;

     – единая железнодорожная накладная  ЦИМ/СМГС.

     Эти документы должны быть оформлены  в соответствии с требованиями конвенций, которыми они введены в действие. К перечисленным документам прилагаются  коммерческие и транспортные документы, если последние не используются в  качестве транзитного таможенного  документа (т.е. таможенной декларации – например, накладная СМГС) [10, с. 13–16].

     В регулировании международных перевозок  важная роль отводится внутреннему  праву. Это обусловлено двумя  причинами: во-первых, транспортные конвенции  не затрагивают отдельные сферы  международных перевозок, эти пробелы  заполняются внутренним правом, и, во-вторых, многие транспортные конвенции рекомендуют  издание на уровне национального  законодательства норм, регулирующих те или иные вопросы международного транспорта.

     Основные  нормативно-правовые документы, регулирующие транспортные услуги в Республике Беларусь:

Информация о работе Международные транспортные услуги