Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:39, отчет по практике
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!
Раздел 1. Характеристика системы управления персоналом 3
1.1. ОАО "РЖД" сегодня 3
1.2. Организационная структура ОАО «РЖД» 16
1.3. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 16
1.3.1. Анализ показателей производительности 16
1.3.2. Анализ состояния трудового потенциала предприятия 23
1.4. Корпоративная культура 25
Раздел 2. Характеристика службы управления персоналом 31
2.1. Анализ организации службы управления персоналом 31
2.2. Основные задачи и функции СУП 39
2.3. Тип СУП 44
Основные задачи отдела руководящих кадров: 46
Основные задачи сектора соревнования и наград 48
Основные задачи сектора учета кадров и информационного обеспечения: 48
Основные задачи отдела жилищной корпоративной политики и социального развития 49
2.4. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом 50
2.5. Содержание трудового процесса 51
2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов 51
2.7. Проблемы в деятельности СУП 52
2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами 52
Раздел 3. Анализ системы управления персоналом 52
3.1. Планирование персонала 52
3.1.1. Планирование потребности в персонале 52
3.1.2. Методы поиска и отбора персонала 55
3.1.3. Система высвобождения персонала 56
3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала 56
3.3. Анализ системы вознаграждения персонала 66
Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР) 71
Тарифная сетка по оплате труда служащих 74
3.4. Оценка системы управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой) 80
3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 83
3.6. Организация и эффективность социального партнёрства 91
Практика разрешения трудовых конфликтов 101
экономическое) образование и стаж работы в должностях
специалистов соответствующего профиля и на руководящих
должностях не менее 5 лет;
13 разряд: высшее профессиональное (экономическое, финансово
экономическое) образование и стаж работы в должности
главного бухгалтера
отделения железной дороги не менее 3 лет;
14 разряд: высшее профессиональное (экономическое, финансово
экономическое) образование и стаж работы в должности
главного бухгалтера
отделения железной дороги не
менее 5 лет.
3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала
В соответствии с Приказом №1825р от 20 сентября 2008г., подписанным Вице-президентом ОАО «РЖД» Д.С. Шахановым, в настоящее время в ОАО «РЖД» проходит полная реорганизация системы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров Компании.
Департамент управления персоналом:
а) осуществляет планирование потребности в профессиональном обучении рабочих и контроль за выполнением планов профессионального обучения;
б) разрабатывает мероприятия по укреплению материально-технической и учебно-лабораторной базы технических школ и осуществляет меры по их реализации;
в) разрабатывает
и утверждает в установленном
порядке примерные учебные
г) согласовывает назначение начальников технических школ;
д) осуществляет учебно-методическое руководство профессиональным обучением рабочих;
е) организует работу по методическому обеспечению учебного процесса профессионального обучения рабочих;
ж) обеспечивает соответствие содержания профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик;
з) контролирует работу технических школ, выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков обучения, качество профессионального обучения рабочих;
и) обобщает и применяет передовой опыт организации профессионального обучения рабочих.
Каждый филиал ОАО «РЖД», то есть Железные дороги России:
а) определяют потребность в профессиональном обучении рабочих;
б) осуществляют планирование потребности в профессиональном обучении рабочих в технических школах и образовательных учреждениях;
в) осуществляют профессиональное обучение рабочих в технических школах;
г)
создают и развивают
д) осуществляют подбор штатных преподавателей и других работников технических школ и организуют регулярное повышение их квалификации и стажировку;
е) обеспечивают контроль за соответствием уровня профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик;
ж) заключают договоры с образовательными учреждениями на профессиональное обучение рабочих;
з) осуществляют финансирование
профессионального обучения рабочих.
Профессиональное обучение рабочих осуществляется в следующих видах: подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям, а также повышение квалификации.
Подготовка проводится с целью профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии.
Переподготовка
и обучение рабочих вторым профессиям
проводится в целях профессионального
обучения имеющих профессию рабочих
и получения ими новой
В Приложении 4 мы приводим данные по ВСЖД за 2009 год по повышению квалификации и по подготовке кадров массовых профессий.
Для теоретического обучения рабочих формируются учебные группы численностью от 20 до 30 человек.
Специальные
занятия по обучению работе в нештатных
ситуациях проводятся по программе специальных
занятий на действующем оборудовании
и тренажерах в учебных кабинетах и лабораториях
технических школ.
Повышение квалификации включает в себя периодическое обучение рабочих, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Повышение квалификации рабочих осуществляется с учетом требований, предъявляемых к квалификации рабочих соответствующих профессий, но не реже одного раза в 5 лет, рабочих, связанных с безопасностью движения поездов - один раз в 3 года.
Повышение
квалификации рабочих проводится
на производственно-технических
Производственно-
Обучение
на производственно-технических
После
окончания производственно-
31 декабря 2009 года Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным подписано распоряжение №2757 «О введении в действие стандарта по качеству в процессе
управления
персоналом «обучение и повышение квалификации».
В целях реализации Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года, утвержденной распоряжением от 31.08.2009 г. N 1819р, повышения эффективности процессов управления персоналом с использованием методов и инструментов управления качеством и управления компетенциями:
Утвердить и ввести с 01 марта 2010 г. в опытную эксплуатацию в пилотных структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" стандарт по качеству ОАО "РЖД.
Переход к выполнению требований стандарта является поэтапным и планомерным.
Целью внедрения настоящего стандарта, и представленных в нем положений является совершенствование процесса обучения и повышения квалификации на основе внедрения комплексного управления компетенциями и реализации непрерывного обучения и развития персонала, а также: повышение эффективности работы сотрудников в Компании, поддержание имеющихся компетенций на должном уровне и своевременное развитие требуемых компетенций (способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенный набор работ).
Мы считаем целесообразным привести трактовку некоторых понятий, используемых в Стандарте.
Повышение квалификации - обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных умений и навыков работников, на повышение мастерства по имеющимся профессиям.
Подготовка - профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии.
Переподготовка
и обучение смежным профессиям -
это обучение рабочих, уже имеющих
профессию, с целью получения
родственной профессии с
Производственное обучение - это обучение, которое проводится в структурных подразделениях на рабочих местах.
Теоретическое и производственное обучение - обучение, которое проводится в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для рабочих соответствующих профессий и производств.
Производственно-
Курсы целевого назначения - обучение, которое проводится в технических школах, образовательных учреждениях и структурных подразделениях для изучения новой техники, технологических процессов, оборудования, изделий, материалов, трудового законодательства, правил охраны труда, технической эксплуатации, инструкций, вопросов экономики, повышения эффективности и качества работы.
Наставничество - форма адаптации, практического обучения и воспитания работников и специалистов ОАО "РЖД" в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД».
Наставник обучения - наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена, руководитель или специалист, знающий особенности и специфику работы по должности стажера.
Стажер - работник или специалист ОАО "РЖД", проходящий обучение по форме наставничества.
Компетенции сотрудников - совокупность знаний, умений, навыков сотрудников, позволяющих им эффективно выполнять определенный набор работ.
Аттестация
- определение соответствия профессионального
уровня сотрудников требованиям
к квалификации, установленным тарифно-
Аттестация в ОАО "РЖД" - это периодическая комплексная оценка работников, проводимая специально созданной комиссией, по определению соответствия результатов работы, знаний и квалификации занимаемым ими должностям.
Развитие сотрудников - процесс сохранения и развития имеющихся способностей, знаний, умений, навыков (компетенций), которые необходимы сотрудникам для эффективного выполнения настоящих или будущих функций. Развитие сотрудников направлено на всех сотрудников ОАО "РЖД".
Собеседование с сотрудником - совместное с сотрудником обсуждение, направленное на оценку профессиональной компетенции сотрудника, определение мероприятий, направленных на выполнение целей сотрудника, поддержание / повышение эффективности труда и возможности профессионального и личного совершенствования.
Сводная квалификационная матрица - документ, отражающий общие требования, предъявляемые ко всем сотрудникам в целом структурного подразделения (службы, отдела службы, производственного участка структурного подразделения, какой-либо другой административной единицы), с декомпозицией требований по каждому сотруднику.
Профиль должности - документ, в котором отражаются общие требования, предъявляемые к должности (профессии) на данном рабочем месте, в форме компетенций.
Индивидуальная квалификационная матрица (дополненный профиль должности) - документ, в котором сопоставляются общие требования, предъявляемые к конкретному сотруднику на определенной должности (профессии) на данном рабочем месте, в форме требуемых компетенций, с имеющимися у сотрудника компетенциями, включающий оценку потребности в развитии компетенций сотрудника в виде графы квалификационной матрицы на основе этого сопоставления.
Квалификационный паспорт - документ, в котором отражаются существующие компетенции сотрудника, в том числе приобретенные компетенции в рамках работы в компании, а также проведенные мероприятия по повышению квалификации и развитию сотрудника в течение его трудовой деятельности в ОАО "РЖД".