Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      работа по объединению усилий региональных и административных структур в деле реформирования системы трудоустройства молодых специалистов.

      Библиотекари-профессионалы  видят истоки духовного возрождения  нации в книге, библиотеке, читающем ребенке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как величайшим ценностям детства, отрочества, юности, без которых не может состояться полноценная личность. В библиотеках создаются условия для постижения всех богатств мировой культуры, для творческого развития и самовыражения читателей, разрабатываются и реализуются оригинальные концепции, программы и проекты.

      Очевидно  стремление специалистов библиотек  содействовать обновлению и гуманизации  нашего общества, вступлению в мировое  информационное и культурное пространство. Для их деятельности характерно решение информационных, педагогических, культурно-досуговых задач, проблем повышения уровня библиотечно-информационной культуры учащихся.

      Библиотекари, работающие с детьми и юношеством, - большая профессиональная социальная группа специалистов. Не случайно сейчас ведётся разработка самостоятельной квалификации библиотекарей именно по работе с детьми.

      В заключении хочу присоединиться к словам ученицы 7 «Г» класса МОУ «Гимназия  № 3» Карины Арутюновой, чьё сочинение  размещено на Интернет-версии одной из подмосковных Интернет-газет: «В городе Шумен (Болгария) возле региональной библиотеки установлен памятник Книжнику -собирательному образу всех людей, кто так или иначе связан с книгой, чтением, распространением знаний. Я хотела бы видеть такой памятник и в нашей стране, самой читающей в мире, как дань уважения профессии библиотекаря, его самоотверженному и благородному труду».

      61

      В первой главе, состоящей из трёх параграфов, была сделана попытка провести содержательный анализ и выявить особенности библиотечной профессии, оценить статус библиотечной профессии и исследовать систему подготовки библиотечных кадров в разных странах.

      Во  второй главе проведён факторный  анализ образа современного библиотекаря по следующим аспектам: имидж профессии, её феминизация и образ библиотекаря в общественном сознании (на материале художественной литературы). 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Абрамов, К.И. История библиотечного  дела в России: Учебно-методическое  пособие для студентов и преподавателей  биб. Факультетов вузов культуры и библиотекарей практиков [Текст]/ К.ИАбрамов. - М: Либерея, 2000. - 352с.

2.   Абрамова, О.А. Современный образ  библиотекаря [Текст] / О.А. Абрамова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - № 5/6. - С. 37-42.

3.   Ажеева, Е.Ю. Школа библиотековедения  и информатики (г. Айова Сити) [Текст]/ Е. Ю. Ажеева// Библиотечное  дело-2002. Библиотечное образование  и практика: поиски взаимопонимания:  Тезисы докладов Седьмой международной  научной конференции. - М: МГУКИ, 2002.-С.12.

4.   Акулич, Ю.В. Международные требования  к библиотечно-информационному образованию  [Текст]/ Ю.В.Акулич// Библиография.-2002.-№3.-С135-138.

5.   Алашеева, С.А. Глобальные изменения  в библиотечном образовании (Гессен, ФРГ) [Электронный ресурс]/ С. А. Алашеева; Самарская государственная академия культуры и искусств// Научно-исследовательская и творческо-исполнительская деятельность в вузах культуры и искусств. Научные и творческие школы, их взаимодействие с профессиональной средой: Материалы конференции. - Режим доступа: http// www.acis.vis.ru/9/18/alasheeva.htm - Загл. с экрана.

6.   Алтухова, Г.А. Профессиональная  этика библиотекаря : учебное пособие  [Текст]/ Г. А. Алтухова. - М. : Издательство  МГУКИ: ИПО Профиздат, 2002. - 104с.

7.    Андреева, Н.Е. Библиотечное образование в США [Текст]/ Н.Е.Андреева //Библиография. - 2001. - № 2. - С. 146-152.

03

8.   Арутюнова, К Лепесток третий: взгляд дочки [Электронный ресурс]/ К.Арутюнова           -           Режим            доступа            -            http://ia-bal.mosoblonline.ru/news/1080.html

9.   Бадагазина, О. Б. По одежке  встречают [Текст]/ О. Б. Бадагазина, И. Н. Лисицына // Библиотека. —  2004. — № 8. — С. 76-77.

Ю.Белова, Г. А. Я немного понаблюдала типы библиотекарей [Текст]/ Г.А.Белова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 3. - С. 74-75.

П.Березкина, Е.И. Профессиональное самосознание современного библиотекаря университетской библиотеки : социологический анализ [Текст] / Е.П.Березкина // Научные и технические библиотеки. - 2004. -№ 10.-С. 82-89.

12.Бородина, С. Д. Тенденции реформирования  библиотечного образования в  современной социокультурной ситуации [Текст]/С.Д.Бородина//Библиотечное дело-2004. Всеобщая доступность информации: Материалы девятой международной  научной конференции (Москва 22-24 апреля 2004г.).- М.: МГУКИ, 2004.-С.232-233.

1 З.Виноградова,  В.А. Этическое самоопределение  трех поколений библиотекарей  [Текст] / В. А. Виноградова // Библиотековедение. -2007. -№ 1.-С. 126-129.

Н.Вохрышева, Е.В. Новые тенденции библиотечно-информационного образования в Австралии [Электронный ресурс]/ Е.В.Вохрышева -Режим доступа - http://www.acis.vis.rU/8/l/l_10/wohruscheva.htm

15.Вохрышева,  М.Г. Об академии и библиотечно-информационной  профессии [Текст]/М.Г.Вохрышева // Библиография.-2001.-№3.-С.35-38.

16.Горчицкая,   Е.А.   Наш   статус   меняется.    В   каком   направлении? [Электронный     ресурс]/     Е.А.Горчицкая     -     Режим     доступа  http://www.library.ru/ 1/kb/articles/ article.php?a_uid=l01

(.4 

X

П.Гусева,       Э.П.       Библиотечно-информационное       образование       в

американских       университетах:       лекция       [Текст]/       Э.П.Гусева

[Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://libedu.narod.ru/lis-au.htm-

Загл. с  экрана. 18.Даньковская, О В. Женщина  руководитель: стиль и методы управления

[Текст] / О.В.Даньковская // Библиотека. - 2004. - № 9. - С. 72-74. 19.Двухзвенка в действии. К  10-летнему юбилею: Сб. статей. - Орел:

ОГИИК, 2000.-53с. 20.Димитров, А. Имидж библиотекаря медицинских библиотек США (по

материалам     социологического     опроса)      [Электронный     ресурс]

/А.Димитров,                М.Блэквелдер                  Режим        доступа

http ://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/7/file3 .html 21.Езова, С. А. Искусство  библиотечного общения [Текст] / С.А.Езова //

Библиотека. - 2005. - № 3. - С. 70-71. 22.Езова,   С.   А.   Личностный   и   ситуационный   подходы   к   изучению

библиотечных  явлений [Текст]/ С.А.Езова // Научные  и технические

библиотеки. - 2006. - № 5. - С . 35-42. 23.Езова, С. А. Личность специалиста: главные составляющие [Текст] /

С.А. Езова // Библиотечное дело. - 2006. - № 6. - С. 9-10. 24.Езова,    С.А.    Найти    общий   язык:    культура   взаимопонимания    и

коммуникационная    компетенция    библиотекаря    :    взаимосвязь    и

различие [Текст]/ С.А. Езова // Библиотека. - 2006. - № 7. - С. 53-54. 25.Езова, С.А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря,

библиотеки [Текст]/ С.А. Езова // Научные и технические  библиотеки.

-2007.-№4.-С. 15-20. 26.Езова, С.А. Культура общения  библиотекарей: учеб.-метод. Пособие

[Текст]/ С.А.Езова. - М: «Леберея», 2004. - С.9. 27.Ерёменко,   Т.В.   Библиотечное   образование   в   России   и       США

[Электронный     ресурс]     /     Т.В.Ерёменко     -     Режим     доступа:

http://www.riverofdata.com/ librariana/porn.htm

щгг.„

Т" I 

Ц-1

:.:

i

65

28. Загуменная, В.В. Высшее библиотечное образование  в информационном обществе [Электронный  ресурс] Режим доступа -http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc2/doc99.html

29.3баровская,  Н.В. Идеал и реальность: профессиональные качества библиотекаря [Текст] / Н. В. Збаровская // Библиотечное дело. - 2004. -№2.-С. 35-37.

30.Збаровская, Н.В. Поговорим о профессиональных  качествах / Н.В.Збаровская [Текст] // Библиотека. - 2005. - № 2. - С. 35-44.

31.3олотова, Н.Ю. Библиотекари США в борьбе за повышение оплаты труда [Электронный ресурс]/ Н.Ю. Золотова - Режим доступа -http://www.library. ru/l/kb/articles/article.php?a_uid=302

32.3ыгмантович, СВ. Мотивация выбора профессии  библиотекаря и профориентационная  работа [Текст]/ С.В.Зыгмантович //Библиотечное дело-2004. Всеобщая доступность информации: Материалы девятой международной научной конференции (Москва 22-24 апреля 2004г.).-М.: МГУКИ, 2004.-С.241-243.

33.Иванова,  Т.В. Проблема имиджа библиотечной  профессии на современном этапе (на примере школьных библиотекарей) [Электронный ресурс] / Иванова, Т.В. - Режим доступа -http://www.sasl.at.ua/publ/15-l-0-21

34.Илларионова,  Н.Ф. Профессиональное образование  (зарубежный опыт) [Текст]/ Н.Ф.Илларионова// Мир библиографии.-2006.-№5-С32-34.

35.Колодина, Н. А. Профессионализм - главный  приоритет в коллективе /

Н.А. Колодина [Текст] // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 36-37. 36.Коршунов,   О.П.   Объект   профессионального   образования   [Текст]/

О.П.Коршунов// Мир библиографии.-2001.-№4.-С.15-17. 37.Лисицына,    И. Н. По одежке    встречают:    размышления    по поводу

внешнего  облика библиотекаря [Текст]/ И.Н. Лисицына // Молодые

в библиотечном деле. — 2005. — № 5/6. — С. 49-53.

66

38.Лиховид,    Т.Ф.    Библиотечное    образование    за    рубежом    [Текст]/

Т.Ф.Лиховид// Мир библиографии. - 2004.-№5.-С.9-11. 39.Лиховид, Т.Ф. Библиотечно-информационное образование  во Франции

[Текст]/   Т.Ф.Лиховид,   А.В.Царёва//   Библиотековедение.-№3.-С. 122-

128. 40. Лиховид,  Т.Ф. О подготовке специалистов в университетах Европы:

[библиотечно-информационное  образование]   [Текст]/  Т.Ф.Лиховид//

Мир библиографии.-2007.-№3.-С.2-6. 41.Лукашов, И. В. Что профессионально, то и этично  [Текст]/ И. В.

Лукашов // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 5. - С. 85-

95. 42.Малыхина,   Т.   Увидеть   себя   чужими   глазами   [Текст]/Т.Малыхина

//Библиотека. - 1993. - № 4

43.Матвеев,  М.Ю. Исследование проблем имиджа  библиотек в зарубежных странах  (1980-2000-е годы) [Текст]/ М.Ю.Матвеев// Библиотековедение. - 2006. - № 5 - С. 101-106; № 6. - С. 92-96.

44.Матлина,  С. Со-знавать — значит по-знавать:  себя, профессию, смыслы

своей работы) [Электронный ресурс]/ С.Матлина - Режим доступа -

http://www.bibliograf.rU/issues/2008/l 1/112/0/796/ 45.Мелентьева, Ю.П. Высшее библиотечное образование:  поиск новой

концепции   и  неотвратимость  перемен   [Текст]/  Ю.П.Мелентьева  //

Библиография.-2001.-№3.-С.47-50. 46.Набатникова, Е.А. Современное состояние  библиотечного образования

за рубежом [Текст]/Е.А. Набатникова.- М.: МЕИК, 1989.- 40с. 47.Нгуен    Тхи    Донг   Библиотечно-информационное    образование    во

Вьетнаме [Электронный ресурс] / Нгуен Тхи  Донг - Режим доступа:

http://ziza.ru/2008/07/10/umirajushhijj 48.Недашковская, Т.А. Смена поколений  в библиотечном мире. Решение

проблемы  старения библиотечных кадров во Франции [Электронный

67

ресурс]/ Т.А.Недашковская - Режим доступа - http://www.library.ru/l/kb

/articles/ article.php?a_uid=300 49.Нипорка, Е. Молодой  библиотекарь как коллега : взгляд  психолога

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ