Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      «Травяная вошь» - см. «О тр. В., а также о способе  борьбы с ними» и т.д. На третьей:

      «Плодовые деревья» - см. «О травяных вшах» и  т.д. На четвертой:

      «Млада  Болеслав»  -  см.   «О  травяных  вшах  и  т.   д.,   особенно  в Младоболеславском округе».

      Затем все это вписывается в толстенные каталоги, после чего служитель унесет книгу и засунет ее на полку, где  ее никогда никто не тронет. Все  это необходимо     для     того,     чтобы     книга     стояла     на     своем     месте».

      _____Солженицын, А.И. Раковый корпус: Повесть/ А.И.Солженицын. - М.:

      Худож. Лит., 1990.-462 с.

      Один  из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин - в молодости боевой командир, позже «красный профессор» - преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин - библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек. Профессия библиотекаря оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека. Вот что он говорит о своей жизни и своей настоящей работе: «...Скажите, разве человек - бревно?! Это бревну безразлично - лежать ли

      54

      ему в одиночку или рядом с другими  брёвнами. А я живу так, что если потеряю сознание, на пол упаду, умру - меня и несколько суток соседи не обнаружат... я по-прежнему остерегаюсь, оглядываюсь! Вот как. Вот куда меня припёрли... А я кончил сельскохозяйственную академию. Я ещё кончил высшие курсы истмата-диамата. Я читал лекции по нескольким специальностям - это всё в Москве. Но начали падать дубы. В сельхозакадемии пал Муралов. Профессоров заметали десятками. Надо было признать ошибки? Я их признал! Надо было отречься? Я отрёкся! Какой-то процент ведь уцелел же? Так вот я попал в этот процент. Я ушёл в чистую биологию - нашёл себе тихую гавань!.. Но началась чистка и там, да какая! Прометали кафедры биофаков. Надо было оставить лекции? - хорошо, я их оставил. Я ушёл ассистировать, я согласен быть маленьким! - Уничтожались учебники великих учёных, менялись программы - хорошо, я согласен! - будем учить по новым. Предложили: анатомию, микробиологию, нервные болезни перестраивать по учению невежественного агронома и по садоводной практике. Браво, я тоже так думаю, я - за! Нет, ещё и ассистентство уступите! - хорошо, я не спорю, я буду методист. Нет, жертва неугодна, снимают и с методиста - хорошо, я согласен, я буду библиотекарь, библиотекарь в далёком Коканде! Сколько я отступил! - но всё-таки я жив, но дети мои кончили институты. А библиотекарям спускают тайные списки: уничтожить книги по лженауке генетике! Уничтожить все книги персонально таких-то! Да привыкать ли нам? Да разве сам я с кафедры диамата четверть века назад не объявлял теорию относительности -контрреволюционным мракобесием? И я составляю акт, его подписывает мне парторг, спецчасть - и мы суём туда, в печку - генетику! Левую эстетику! Этику! Кибернетику! Арифметику!..»

      Калашникова, В. Ностальгия/ В.Калашникова // Звезда. - 1998. - № 9, -с. 33-104.

      Действие  в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски ... у нее

      55

      собран   большой   материал   ,   надо  только  в  немецких  архивах  немного порыться......

      «Кстати, именно вчера ночью Полине приснился вещий сон... Ее дом объят пожаром, стебли пламени уже поднимаются снизу, из подвала, огонь ярится на кухне, в коридоре, и она не может вырваться. Ну что же, узнаю тебя, жизнь, принимаю, и приветствую звоном щита. В библиотеку назад не примут, хотя можно податься в другую, попроще, и общаться уже не с академиками...». Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря) и, что очень важно, весьма начитанная - «всю жизнь только и делала, что книги читала». В то же время ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция: «... при коммунистах... порядок был... телевизор можно было смотреть. А сейчас у нас показывают сексфильмы... спрашивается, откуда к нам пришла эта гадость?». Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы... Конец истории трагичен. Полина гибнет в автокатастрофе.

      Толстая, Н.Н., Толстая, Т.Н. Двое: разное/ Н.Н. Толстая, Т.Н.Толстая -М.: Подкова, 2001. - 480 с.

      «Светлана работала библиографом в центральной  библиотеке, сидела в углу за столиком. До этого три года оттрубила в  новых поступлениях. Дальнозоркий взгляд читателя, оторвавшегося от ученых записок, блуждая по стеллажам, натыкался на Светлану, но не задерживался на ней. Худенькая, бесцветная, незамужняя».

      Улицкая, Л. Сонечка/ Л.Улицкая // Новый мир. - 1992. - №7. - с. 61-89. «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти  без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги. ... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими

      56

      людьми...Что  это было - полное непонимание игры, заложенной в любом художестве, отсутствие воображения, приводящее к разрушению границы

      

      между вымышленным и реальным, или, напротив, столь самозабвенный уход в область  фантастического, что все, остающееся вне его пределов, теряло смысл и содержание?...»

      Елизаров, М. Библиотекарь/ М Елизаров

      «Библиотекарь» - четвертая и самая большая  по объему книга Михаила Елизарова. Это, по сути, первый большой постсоветский  роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем. Елавный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д.А. Еромова. Еромов - обыкновенный писатель второго или третьего ряда, чьи романы о трудовых буднях колхозников и подвиге нарвской заставы, казалось, давно канули в Лету, вместе со страной их породившей. Но, как выяснилось, не навсегда. Для тех, кто смог соблюсти при чтении правила Тщания и Непрерывности, открылось, что это не просто макулатура, но книги Памяти, Власти, Терпения, Ярости, Силы и - самая редкая - Смысла... Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, иногда конспирологический роман, но главное - в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других - этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени, наполовину придуманный, покажется не менее фантастическим, чем умирающая профессия библиотекаря. Еще в рукописи роман вошел в номинанты премий «Национальный бестселлер», «Большая книга» и в итоге получил престижную премию «Русский букер-2008»!

      57

      Вишневский, В. Антология сатиры и юмора России XX века. Том13.

      Изд. 7-е дополн. / В.Вишевский. - М.: Эксмо, 2008. - 672с.:ил.

      СПАСИБО ВСЕМ

      На  семинаре-карнавале Нас в ресторации кормили, Нам официанты подавали, Но хорошо, что не убили.

      В публичную библиотеку Пошёл я  —не от изобилья, Журнал не дали человеку!.. Но хорошо, что не убили.

      .. .Смертельный слалом сквозь столицу  Прошёл - как сказку сделал былью.  И - ни за что не смею злиться!.. Благодарю, что... Да, вы правы.  Шутка!? В каждой шутке есть  доля правды, а значит, есть пища  для

      размышления.

      Не  менее интересна тема отображения образа библиотекаря и читателя на полотнах известных художников разных эпох. Особенно яркий образ запечатлен         художником    XVII    века    Арчимбольто    изображающий

      библиотекаря,   плоть  которого  состоит  из  книг.   (См.   приложение  №2). Многие   знатные   особы   заказывали   свои   портреты   на   фоне   домашней библиотеки или с книгой в руках. Современное массовое изобразительное искусство так же не игнорирует книгу, даже человек-паук её не чурается (См. приложение №2).

      Проблематика, связанная с отражением библиотечной профессии в массовом сознании, достаточно давно находится в поле зрения специалистов, причем эти вопросы все более выдвигаются на «передовую линию». Все яснее становится тот факт, что отношение к библиотекам определяется не столько реальными показателями их работы, сколько представлениями о библиотеке и библиотекарях, сформировавшимися в обществе. 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Сейчас  всё больше спорят, особенно на Западе, о дальнейшей судьбе библиотеки и библиотекаря. Одно, несомненно, библиотечная профессия видоизменится и уже видоизменяется.

      За  полтора десятилетия существования  государства в новых условиях постсоветской эпохи произошли  значительные перемены в профессиональной библиотечной деятельности: библиотеки полностью сменили идеологическую ориентацию. Внедрение новых информационных технологий в практику работу российских библиотек, формирование информационных ресурсов, в том числе и на информационных носителях, выход в глобальные сети Интернет, создание публичных центров правовой информации и иных информационных центров значительно приумножило профессиональный потенциал библиотечной деятельности, чем значительно повысили свою роль в информационном пространстве как одного из важнейших общественных институтов. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность и устойчивость, уравнивающего информационные возможности разных категорий населения.

      Именно  библиотекари одними из первых начали создавать новую социокультурную действительность, обеспечивая одно из фундаментальных прав личности — право на информацию и свободный доступ к ней.

      Но  вместо благодарности долгое время  в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.

      Но  прошло время, и появился интерес  к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями  в стране и в самом библиотечном 

      сообществе. Библиотекари выходят на международный  уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимание себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.

      Одна  из главных проблем, связанных с  имиджем библиотекаря, заключается  не столько в стереотипах, сколько в том, что в «небиблиотечных» источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора.

      Формирование  положительного имиджа библиотек - одна из первостепенных задач библиотекарей. Повышение авторитета и «заметности» библиотек в глазах общества повысит его готовность финансировать библиотечное обслуживание.

      Будущее библиотечной профессии зависит  от того насколько качественное библиотечно-информационное образование сегодня. Важным шагом  в этом направлении явилось утверждение на 66-й сессии ИФЛА в 2000     году          в     Иерусалиме     «Основных     направлений     развития

      профессиональных  программ библиотечно-информационного  образования» Библиотекарь должен широко использовать глобальные информационные компьютерные сети для обеспечения пользователей различной информацией. Отмечается, что библиотечно-информационное образование должно удовлетворять потребности страны в политическом, социальном, экономическом и техническом развитии и учитывать особенности учреждения, где проходит обучение.

      Для развития многоуровневой структуры  библиотечного образования необходима разработка механизма перехода от одной  образовательной программы на другую, актуален поиск наиболее гибких и  экономичных структурных форм образования; целесообразна разработка единых государственных образовательных стандартов, необходимых для непрерывной подготовки библиотечных кадров; должна быть обновлена номенклатура  должностей  в  библиотеках,  приобретает  важное  значение

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ