Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Квалификационная  характеристика выпускника магистерской программы по направлению 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы такова:

      «Область  профессиональной деятельности магистра - библиотечно-библиографическая   наука   и   практика   в   системе   научного   знания   и

      9

      практической    деятельности,    а    также    в    системе    профессионального  библиотечно-библиографического образования.

      Магистр библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

      -    научно-исследовательская

      -    учебно-педагогическая

      -    научно-методическая

      -   экспертно-консультационная

      -    производственно-практическая, включая  управленческую Сопоставив   эти   две   квалификационные   характеристики   видно,   что

      степени  имеют чёткое разграничение в  направлениях  профессиональной деятельности. (54)

      Отличительной особенностью библиотечной профессии является высокая консолидация профессионального сообщества. Профессиональные объединения библиотекарей существуют в разных странах более 100 лет. В 1990 годах в мире насчитывалось около 80 международных и более 500 национальных библиотечных, информационных и архивных ассоциаций. Основными задачами библиотечных ассоциаций являются организация и управление библиотечным делом, а также развитие собственно библиотечной профессии. Решение этих задач реализуется через основные направления деятельности ассоциаций, содействие разработке и реализации библиотечно-информационной политики и создание законодательной базы, обеспечение непрерывного библиотечного образования, определение и реализацию на практике этических принципов профессиональной деятельности, повышение статуса профессии и т. д. 1990 годы характеризуются появлением и быстрым ростом числа, а также расширением спектра деятельности профессиональных библиотечных объединений в постсоветских странах. В настоящее время российские библиотекари не только успешно работают в национальных и региональных библиотечных профессиональных объединениях, но и ведут

      10

      и Ь

      активную   работу   в   международных   ассоциациях,   зачастую   возглавляя различные направления их деятельности.

      ■'

      W   -1

      И

 

       1.2 Статус профессии библиотекаря  в современном обществе

      Вопрос  о статусе библиотекаря — один из наиболее принципиальных в постоянно  ведущейся дискуссии о нашей  профессии. Порой эта дискуссия  носит скрытый характер: не желая  ставить себя под удар, те или иные руководители не выступают в печати открыто, спокойно соглашаясь на всякого рода «переименования» (например, называя библиотекаря «по-современному» — менеджером информационных ресурсов).

      В России XIX в. слово «Библиотекарь» писалось с большой буквы — так же, как пишется сегодня за рубежом, когда имеется в виду должность первого лица, руководителя библиотеки. Не зная истории, невозможно даже предположить, каким почетом и уважением пользовались библиотекари, насколько исключительным был авторитет профессора университета, ученого, государственного или военного деятеля, чтобы занять пост библиотекаря. Ему помогали заведующие отделениями и залами, хранители и служители, их помощники. Сегодня появились «старшие» и «главные» библиотекари. В такой ситуации становилось ясно, что просто «библиотекарь» — это младший, рядовой в библиотечном коллективе.

      Другой  проблемой библиотечной профессии  станет большое количество увольнений в ближайшем десятилетии, что  как ожидается, приведет к увеличению вакансий. Библиотекари все более и более используют информационные технологии, чтобы вести исследования, систематизировать материалы, помогать студентам и всем пользователям в поиске информации. (64)

      Одна  из главных проблем, связанных с  имиджем библиотекаря, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в «небиблиотечных» источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора. Так обстоит ситуация не только в нашей стране, с этой точки зрения интересен опыт США, Канады и Австралии.

      12

      Одно  из крупнейших исследований имиджа библиотек  и библиотекарей было организовано в 1988 г. Ассоциацией специальных  библиотек США, которая провела  два опроса - среди населения и  информационных работников. Результаты первого опроса показали, что большинство людей позитивно оценивают деятельность библиотек и довольны образованностью библиотекарей. Похожие результаты получены и при опросе библиотекарей: они были удовлетворены своей работой и отношением окружающих. Но при этом только половина библиотекарей отметила, что получаемая зарплата соответствует значимости их работы .

      В 2001 г. Канадские исследователи Дж. Бобровиц и Р. Грибл провели аналогичное  исследование. В целом его результаты были похожи на результаты исследования 1988 г., тем не менее в 2001 г. Констатировалось некоторое ухудшение имиджа библиотек. Отчасти это объяснялось увеличением числа людей, пользующихся Интернетом, отчасти тем обстоятельством, что в конце 1980-х гг. люди были более высокого мнения о зарплате библиотекарей, равно как и об их образовании.

      К несколько иным выводам пришла Р.А. Пил, организовавшая опрос библиотекарей  из разных стран (на 2377 анкет получено 377 ответов). По ее данным, в начале XXI в. окружающие стали относиться к  библиотекарям лучше, чем это было в 1990-е гг., и с этим согласны 87% библиотекарей.

      Тем не менее исследователь отметила и негативные суждения, которые продолжают оставаться в общественном сознании (библиотечному делу не надо специально обучаться; библиотекари не способны на что-то большее, чем прием и выдача книг; библиотекарь - мудрец-затворник, а не помощник читателя и т. д.). (43)

      Одной из наиболее острых и болезненных  проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации  библиотечной профессии в XXI в. Бурное развитие процессов информатизации не столько улучшило положение библиотек, сколько обострило многие вопросы и породило новые стереотипы:

      13

      - пользователи, привыкшие к самостоятельному  поиску по базам данных, не  понимают, зачем нужен библиотекарь; при этом неприязнь к библиотечной профессии может носить не только сугубо личный, но и профессиональный характер (представители других информационных специальностей стремятся как можно дальше дистанцироваться от библиотекарей, дабы не ухудшить свой имидж);

      -   большинство людей не связывают Интернет с библиотеками и не консультируются с библиотекарями по поводу его использования;

      - в обществе все более усиливается  мнение, что библиотека нужна  только ученым, занимающимся какими-либо  разработками, и литературоведам, а с помощью Интернета можно удовлетворить большинство запросов, т.е. через Интернет можно найти необходимую информацию проще и быстрее, чем в библиотеке;

      - автоматизация библиотек может  привести к неоднозначным результатам:  она может как улучшить работу  библиотекаря, так и сделать ее более рутинной, и т.д.

      Меняются  акценты в социальной роли библиотек. Если в XIX и в начале XX в. общество инициировало, главным образом, их просветительную  роль, в годы советской власти —  идеологическую, то в последнее время  — информационную (обеспечение доступа к информации, ориентация в ней) и образовательную.

      Кроме того, расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего  социальную безопасность и устойчивость, уравнивающего информационные возможности разных категорий населения.

      Изменение роли, назначения библиотек отражается в профессиональном сознании нашего сообщества и осмысливается философией. Последняя отражает взаимоотношения  библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, отношение ее к проблемам общества (библиотека и культура, библиотека и образование, библиотека и

      14

      система информации и коммуникации, библиотека и экология, библиотека и технический  прогресс и т.п.); осмысливает место  ее в истории, становлении человека; изучает проблемы библиотечного бытия (библиотечной жизни), профессиональных ценностей, библиотечной этики; исследует противоречия, существующие в библиотечном деле, и другие проблемы. Философия осмысливает миссию библиотек.

      Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную стратегию — обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации. Она сегодня отражена и в законе «О библиотечном деле» Российской Федерации. Однако за формулировкой миссии стоят глубокие научные и философские размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Формулировка миссии привнесена из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

      Приведем  примеры некоторых понятий, заложенных в термине «миссия».

      Миссия  публичной библиотеки Миннеаполиса (США): «Отбор, комплектование, систематизация, хранение книг и других материалов, соответствующих современным интересам и ценных для образования, повышения интеллекта и развлечения членов сообщества, организация обслуживания информацией и предоставления дополнительных услуг для удовлетворения разнообразных потребностей сообщества, побуждение его членов к использованию информационных ресурсов библиотеки путем широкого информирования о ее возможностях».

      Более сжато определена миссия голландской библиотеки Тилбургского университета, входящей в состав учебного заведения - поддержка всех научных и образовательных программ университета.

      15

      Миссия  Ферганского областного Информационно-Библиотечного  центра им. Ахмада аль-Фергани, одного из крупнейших в Республике Узбекистан: сохранение и предоставление в пользование обществу собрание документов универсального характера, а также максимально полное собрание и раскрытие литературы краеведческого характера, отражающую духовное наследие, научные и культурные достижения области. Библиотека оказывает содействие в глубоких изменениях в развитии узбекского общества при интернет-конференциях проводимых под руководством Президента Узбекистана И.А.Каримова. (90)

      Миссия  восточно-казахстанской областной  библиотеки им. А.С.Пушкина:

      Мы   стремимся   обеспечить неограниченный доступ   к информации и новым  знаниям.

      Мы  приветствуем   и поддерживаем интерес к чтению и просвещению.

      Мы  содействуем   непрерывному образованию  личности, как одному из способов развития общества.

      Мы     поддерживаем        идеи   мира,   межнационального   согласия   и духовности.

      Балтиморской  библиотечной системы (США): сделать  доступными наибольшему числу членов сообщества необходимые им библиотечные материалы всех видов.

      Общеизвестно, что профессия библиотекаря никогда не была высокооплачиваемой и едва ли является привлекательной для людей, ориентированных прежде всего на продвижение собственных материальных интересов. Библиотекари любят свою работу за возможность служить идеалам общественного блага в сфере образования, культуры и информации. Библиотечные работники озабочены невысоким социальным статусом своей профессии и отсутствием должного признания и оценки своего вклада в развитие современного общества. Характерная для библиотечного сектора низкая   заработная   плата   препятствует   удержанию   квалифицированных

      16

      кадров, что в конечном итоге сказывается  и на качестве библиотечных услуг, получаемых населением.

      Американские  библиотекари готовы бороться за свои права и адекватную оценку своего вклада в социальный прогресс, что может послужить положительным примером для российской профессиональной библиотечной общественности. В 2000 г Американская библиотечная ассоциация (АБА) стала инициатором рассчитанной на пять лет Кампании в поддержку библиотек Америки, цель которой - широкое информирование общественности о важности библиотек и социальной ценности библиотечной профессии. В русле этой кампании и с опорой на полученные результаты в июне 2002 г. На Ежегодной конференции АБА была провозглашена Кампания в поддержку библиотекарей Америки, призванная акцентировать востребованность библиотечных работников и необходимость повышения заработной платы в библиотеках всех типов.

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ