Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.
Содержание
Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63
Квалификационная характеристика выпускника магистерской программы по направлению 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы такова:
«Область
профессиональной деятельности магистра
- библиотечно-библиографическая
9
практической деятельности, а также в системе профессионального библиотечно-библиографического образования.
Магистр библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:
- научно-исследовательская
- учебно-педагогическая
- научно-методическая
- экспертно-консультационная
- производственно-практическая, включая управленческую Сопоставив эти две квалификационные характеристики видно, что
степени имеют чёткое разграничение в направлениях профессиональной деятельности. (54)
Отличительной особенностью библиотечной профессии является высокая консолидация профессионального сообщества. Профессиональные объединения библиотекарей существуют в разных странах более 100 лет. В 1990 годах в мире насчитывалось около 80 международных и более 500 национальных библиотечных, информационных и архивных ассоциаций. Основными задачами библиотечных ассоциаций являются организация и управление библиотечным делом, а также развитие собственно библиотечной профессии. Решение этих задач реализуется через основные направления деятельности ассоциаций, содействие разработке и реализации библиотечно-информационной политики и создание законодательной базы, обеспечение непрерывного библиотечного образования, определение и реализацию на практике этических принципов профессиональной деятельности, повышение статуса профессии и т. д. 1990 годы характеризуются появлением и быстрым ростом числа, а также расширением спектра деятельности профессиональных библиотечных объединений в постсоветских странах. В настоящее время российские библиотекари не только успешно работают в национальных и региональных библиотечных профессиональных объединениях, но и ведут
10
и Ь
активную работу в международных ассоциациях, зачастую возглавляя различные направления их деятельности.
■'
W -1
И
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе
Вопрос о статусе библиотекаря — один из наиболее принципиальных в постоянно ведущейся дискуссии о нашей профессии. Порой эта дискуссия носит скрытый характер: не желая ставить себя под удар, те или иные руководители не выступают в печати открыто, спокойно соглашаясь на всякого рода «переименования» (например, называя библиотекаря «по-современному» — менеджером информационных ресурсов).
В России XIX в. слово «Библиотекарь» писалось с большой буквы — так же, как пишется сегодня за рубежом, когда имеется в виду должность первого лица, руководителя библиотеки. Не зная истории, невозможно даже предположить, каким почетом и уважением пользовались библиотекари, насколько исключительным был авторитет профессора университета, ученого, государственного или военного деятеля, чтобы занять пост библиотекаря. Ему помогали заведующие отделениями и залами, хранители и служители, их помощники. Сегодня появились «старшие» и «главные» библиотекари. В такой ситуации становилось ясно, что просто «библиотекарь» — это младший, рядовой в библиотечном коллективе.
Другой проблемой библиотечной профессии станет большое количество увольнений в ближайшем десятилетии, что как ожидается, приведет к увеличению вакансий. Библиотекари все более и более используют информационные технологии, чтобы вести исследования, систематизировать материалы, помогать студентам и всем пользователям в поиске информации. (64)
Одна из главных проблем, связанных с имиджем библиотекаря, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в «небиблиотечных» источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора. Так обстоит ситуация не только в нашей стране, с этой точки зрения интересен опыт США, Канады и Австралии.
12
Одно из крупнейших исследований имиджа библиотек и библиотекарей было организовано в 1988 г. Ассоциацией специальных библиотек США, которая провела два опроса - среди населения и информационных работников. Результаты первого опроса показали, что большинство людей позитивно оценивают деятельность библиотек и довольны образованностью библиотекарей. Похожие результаты получены и при опросе библиотекарей: они были удовлетворены своей работой и отношением окружающих. Но при этом только половина библиотекарей отметила, что получаемая зарплата соответствует значимости их работы .
В 2001 г. Канадские исследователи Дж. Бобровиц и Р. Грибл провели аналогичное исследование. В целом его результаты были похожи на результаты исследования 1988 г., тем не менее в 2001 г. Констатировалось некоторое ухудшение имиджа библиотек. Отчасти это объяснялось увеличением числа людей, пользующихся Интернетом, отчасти тем обстоятельством, что в конце 1980-х гг. люди были более высокого мнения о зарплате библиотекарей, равно как и об их образовании.
К несколько иным выводам пришла Р.А. Пил, организовавшая опрос библиотекарей из разных стран (на 2377 анкет получено 377 ответов). По ее данным, в начале XXI в. окружающие стали относиться к библиотекарям лучше, чем это было в 1990-е гг., и с этим согласны 87% библиотекарей.
Тем не менее исследователь отметила и негативные суждения, которые продолжают оставаться в общественном сознании (библиотечному делу не надо специально обучаться; библиотекари не способны на что-то большее, чем прием и выдача книг; библиотекарь - мудрец-затворник, а не помощник читателя и т. д.). (43)
Одной из наиболее острых и болезненных проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации библиотечной профессии в XXI в. Бурное развитие процессов информатизации не столько улучшило положение библиотек, сколько обострило многие вопросы и породило новые стереотипы:
13
- пользователи, привыкшие к самостоятельному поиску по базам данных, не понимают, зачем нужен библиотекарь; при этом неприязнь к библиотечной профессии может носить не только сугубо личный, но и профессиональный характер (представители других информационных специальностей стремятся как можно дальше дистанцироваться от библиотекарей, дабы не ухудшить свой имидж);
- большинство людей не связывают Интернет с библиотеками и не консультируются с библиотекарями по поводу его использования;
-
в обществе все более
-
автоматизация библиотек может
привести к неоднозначным
Меняются акценты в социальной роли библиотек. Если в XIX и в начале XX в. общество инициировало, главным образом, их просветительную роль, в годы советской власти — идеологическую, то в последнее время — информационную (обеспечение доступа к информации, ориентация в ней) и образовательную.
Кроме того, расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность и устойчивость, уравнивающего информационные возможности разных категорий населения.
Изменение роли, назначения библиотек отражается в профессиональном сознании нашего сообщества и осмысливается философией. Последняя отражает взаимоотношения библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, отношение ее к проблемам общества (библиотека и культура, библиотека и образование, библиотека и
14
система информации и коммуникации, библиотека и экология, библиотека и технический прогресс и т.п.); осмысливает место ее в истории, становлении человека; изучает проблемы библиотечного бытия (библиотечной жизни), профессиональных ценностей, библиотечной этики; исследует противоречия, существующие в библиотечном деле, и другие проблемы. Философия осмысливает миссию библиотек.
Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную стратегию — обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации. Она сегодня отражена и в законе «О библиотечном деле» Российской Федерации. Однако за формулировкой миссии стоят глубокие научные и философские размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Формулировка миссии привнесена из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.
Приведем примеры некоторых понятий, заложенных в термине «миссия».
Миссия публичной библиотеки Миннеаполиса (США): «Отбор, комплектование, систематизация, хранение книг и других материалов, соответствующих современным интересам и ценных для образования, повышения интеллекта и развлечения членов сообщества, организация обслуживания информацией и предоставления дополнительных услуг для удовлетворения разнообразных потребностей сообщества, побуждение его членов к использованию информационных ресурсов библиотеки путем широкого информирования о ее возможностях».
Более сжато определена миссия голландской библиотеки Тилбургского университета, входящей в состав учебного заведения - поддержка всех научных и образовательных программ университета.
15
Миссия Ферганского областного Информационно-Библиотечного центра им. Ахмада аль-Фергани, одного из крупнейших в Республике Узбекистан: сохранение и предоставление в пользование обществу собрание документов универсального характера, а также максимально полное собрание и раскрытие литературы краеведческого характера, отражающую духовное наследие, научные и культурные достижения области. Библиотека оказывает содействие в глубоких изменениях в развитии узбекского общества при интернет-конференциях проводимых под руководством Президента Узбекистана И.А.Каримова. (90)
Миссия
восточно-казахстанской
Мы стремимся обеспечить неограниченный доступ к информации и новым знаниям.
Мы приветствуем и поддерживаем интерес к чтению и просвещению.
Мы содействуем непрерывному образованию личности, как одному из способов развития общества.
Мы поддерживаем идеи мира, межнационального согласия и духовности.
Балтиморской библиотечной системы (США): сделать доступными наибольшему числу членов сообщества необходимые им библиотечные материалы всех видов.
Общеизвестно, что профессия библиотекаря никогда не была высокооплачиваемой и едва ли является привлекательной для людей, ориентированных прежде всего на продвижение собственных материальных интересов. Библиотекари любят свою работу за возможность служить идеалам общественного блага в сфере образования, культуры и информации. Библиотечные работники озабочены невысоким социальным статусом своей профессии и отсутствием должного признания и оценки своего вклада в развитие современного общества. Характерная для библиотечного сектора низкая заработная плата препятствует удержанию квалифицированных
16
кадров, что в конечном итоге сказывается и на качестве библиотечных услуг, получаемых населением.
Американские библиотекари готовы бороться за свои права и адекватную оценку своего вклада в социальный прогресс, что может послужить положительным примером для российской профессиональной библиотечной общественности. В 2000 г Американская библиотечная ассоциация (АБА) стала инициатором рассчитанной на пять лет Кампании в поддержку библиотек Америки, цель которой - широкое информирование общественности о важности библиотек и социальной ценности библиотечной профессии. В русле этой кампании и с опорой на полученные результаты в июне 2002 г. На Ежегодной конференции АБА была провозглашена Кампания в поддержку библиотекарей Америки, призванная акцентировать востребованность библиотечных работников и необходимость повышения заработной платы в библиотеках всех типов.
Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ