Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.
Содержание
Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63
Некоторые исследователи не столь опримистичны., считая что процессы глобализации, информатизации, а также культурной трансформации приведут к изменению тендерной культуры. Бурное развитие информационных технологий вносит кардинальные перемены в образ жизни и картину мира мужчин и женщин, в процессы социальной стратификации, так как информация становится инструментом властных отношений в целом и отношений доминирования и подчинения между мужчинами и женщинами. С одной стороны, женщины получают дополнительные возможности для достижения равенства с мужчинами, с другой, информатизация усиливает тендерную асимметрию. (96)
Библиотечное дело не является сферой тендерной конкуренции, но, вероятно, стереотип о том, что библиотечная профессия - женская
46
профессия, оказывает негативное влияние на развитие этой отрасли в настоящее время. Сокращение бюджетного финансирования и самого количества библиотек, казалось бы, указывает на социальную невостребованность института библиотечного дела. Однако опыт научно-информационной деятельности родственных социальных учреждений -отечественных и зарубежных информационных центров - демонстрирует примеры успешного и конкурентоспособного информационного сервиса. В связи с началом формирования информационного общества, увеличением аудитории пользователей глобальных информационных сетей, библиотечное дело должно осваивать новые виды информационных услуг, используя накопленный в рамках отрасли позитивный опыт формирования, сохранения и распространения культурных ценностей и опираясь на сотрудничество с международными информационными консорциумами: Elsevier, ЕВ SCO и др. Сохранение института библиотечного дела в нашей стране могло бы стать еще одной тендерной победой. (97)
Во Франции в библиотеках работают «преимущественно женщины», они составляют там более 90 % ежегодно получающих дипломы о среднем библиотечном образовании и 70-80 % - всех библиотекарей с высшим специальным образованием. В детских библиотеках Америки 97 % работающего персонала - женщины, в Великобритании они составляют 75 % сотрудников, в Китае - более 50 %, немецкие библиотеки тоже «оккупированы» женщинами, в Америке число мужчин-библиотекарей всего 20 %.
Превращение библиотечной профессии в «главным образом женскую» отечественными специалистами И.П. Осиповой и Л.Б. Хайцевой оценивается как неблагоприятный фактор для ее социального статуса.
В этой ситуации необходимо говорить о двух блоках проблем, проявившихся в библиотечной профессии в результате негативного влияния на нее феминизации: психологических и социальных.
47
Многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных специалистов показали, что деятельность феминизированных трудовых коллективов, в том числе и библиотечных, будет всегда неуспешной, так как психологические качества женщин не способствуют их активному проявлению в профессиональной деятельности. Традиционный психоанализ признает, что для женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, высокая эмоциональность.
Такие позитивные черты женского стереотипа, как эмпатийность, отзывчивость, теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость, жертвенность, повышенное чувство ответственности - не что иное, как типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции». Они являются благодатной почвой для пребывания женщины «в тени», тогда как весь остальной мир построен на традиционно мускульных ценностях: агрессии, соревновательности, достижении цели любой ценой.
Исследования
библиотекарей как социально-
Терпение как особенность русского менталитета и характерная черта вообще женской психологии всегда было и будет неотъемлемой частью библиотечной деятельности. Терпение необходимо при обслуживании пользователей, выполнении справок, при библиографической деятельности,
48
т.е. при выполнении сугубо внутренних, библиотечных процессов, и является одним из главных требований к представителям библиотечной профессии.
Женское
терпение было очень долгое время востребовано
в библиотечном деле в силу первоначального
неприятия обществом женщин в этой профессии.
Нужно было освоить библиотечное дело
и далее заменить в нем отсутствующих
мужчин-библиотекарей в военные времена.
Столь же неуместно в профессии и самопожертвование. В нем, бывает, проявляется и некая эгоистическая суть женщин, работающих «для себя»: они согласны приносить себя в «жертву», так как библиотечная профессия дает им очень много в плане личного самообразования, расширения кругозора, возможности общения. Библиотечная профессия привлекательна для женщин по причине духовного обогащения. Другими словами, этическая сущность библиотечного дела заключается в признании приоритета духовных ценностей над материальными. Самопожертвование женщин в профессии, не оцененное должным образом ни государством, ни властью на местах, в настоящее время лишь делает образ библиотекаря еще более чудаковатым.
Противоречивы последствия и такого качества женщин-библиотекарей, как скромность. Распространенное представление о библиотечном работнике как о скромном и незаметном труженике происходит из далекого прошлого, когда женщины только начинали осваивать библиотечное дело.
Современные исследования, проведенные Московской библиотечной ассоциацией при разработке Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря, выявили, что отечественным библиотекарям, как и большинству отечественной интеллигенции, до сих пор присущ конформизм.
Сегодня библиотечная практика нуждается не просто в «косметическом» обновлении - необходим ее коренной пересмотр, необходим креатив. Инертное существование библиотек, следование устаревшим догмам привело их к жизни в отрыве от общества, к нечувствительности к нагрянувшим изменениям. Между тем, исследователи
49
признают, что нововведения женщинами-библиотекарями воспринимаются с большим трудом.(44)
Одна из наиболее ярко выраженных проблем любого феминизированного коллектива - повышенный эмоциональный уровень. Библиотечную профессию саму по себе можно охарактеризовать как эмоциональную, так как она требует не только профессиональных знаний, но и определенных личностных качеств. От женщины-библиотекаря всегда ожидают проявления эмпатии (умения поставить себя на место другого), а значит - «эмоциональной работы».
При том, что, бесспорно, в библиотечной профессии востребована педагогическая составляющая, образ библиотекаря как воспитателя, наставника, учителя, отвечающий «женской» психологии, также негативно сказывается на престиже профессии и библиотеки в целом. Осознавая важность своей педагогической миссии, библиотекари, по выражению С.А.Езовой, часто ставят себя «над читателем», стремясь выполнять роль учителя. Современная же библиотека этого не предполагает. В понимании пользователей - это демократическое учреждение, где можно просто «отдохнуть душой». А проскальзывающие иногда у сотрудников библиотек нравоучительные интонации могут раздражать людей. В современной ситуации от женщин-библиотекарей требуется соблюдение определенной дистанции, особенно когда речь идет о взрослых пользователях, иначе -неизбежны конфликты. Известно, что люди сегодня, особенно малообеспеченные (а именно они чаще пользуются библиотекой), агрессивны и тревожны, а значит, остро реагируют на разного рода нравоучения. Поэтому в работе с ними необходима осторожность и ненавязчивость. Женским же библиотечным коллективам очень трудно оставаться равнодушными к определенным педагогическим ситуациям.
Отрицательное
влияние феминизации на библиотечную
профессию -очевидно. Подавляющее число
женщин в профессии создает серьезные
профессионально-
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века
В каждой профессии есть своя романтика. Некоторые профессии проникнуты романтикой в большей степени, чем другие, например, космонавт, капитан дальнего плавания, но нет профессий, полностью лишенных романтического аспекта. В профессии реализуется жизненное призвание человека, порой — мечты. Никто не хочет быть профессиональным неудачником, поэтому мы ищем дело «по душе», которое можно было бы полюбить и гордиться им. Другими словами, мы ищем и находим романтику в своей профессии. Незаменимым гидом в этих поисках служит профессиональная мифология. Мифология — необходимая составляющая профессионального самосознания, которая, наряду с профессиональной этикой и фольклором, обладает особой привлекательностью, чуждой рациональному расчету. Библиотечная профессия не лишена мифологической надстройки, весьма значительной.
Исследования об изучении образов библиотеки и библиотекаря в художественной литературе, фильмах, СМИ и т.д. становятся всё более популярными, особенно среди зарубежных авторов. (Сюда входит даже такая экзотическая тема, как «Библиотекари в порнографии».(100)) В основном, авторы подобных исследований останавливаются на так называемых «библиотечных» стереотипах - часто встречающихся в различных произведениях карикатурно-упрощенных изображениях библиотекарей - и пытаются определить причины их возникновения и удивительного долголетия. При этом основное внимание уделяется анализу художественной литературы, поскольку, по мнению большинства исследователей, именно она является источником обидных «ярлыков», навешиваемых на библиотекарей. Заметим, что художественная литература анализируется как в целом, так и по отдельным жанрам: детективам, научной фантастике, детской литературе и т.д. Что же касается «библиотечных» стереотипов как таковых, то среди
52
зарубежных исследователей нет единого мнения по поводу их возникновения. Так, одни авторы рассматривают «библиотечные» стереотипы с позиций социальной психологии, полагая, что главная причина их существования - отсутствие времени на тщательное осмысление все более
г-—
возрастающего потока информации; другие полагают, что стереотипы имеют под собой определенную почву, и писатели описывают именно то, что они действительно видели в библиотеках; третьи рассматривают восприятие библиотеки как «сухого» и враждебного посетителям учреждения - «символа порядка и дисциплины» - как негативную установку, закладывающуюся со школьной скамьи; четвертые считают, что стереотипы возникают из-за предвзятого отношения общества к деятельности библиотек и нежелания понять, в чем же именно заключается работа библиотекаря, и т.д.
-
Между тем, одна из главных проблем, связанных с имиджем, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в «небиблиотечных» источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора. Попробую рассмотреть сложившуюся ситуацию на конкретных примерах:
Чапек, К. Куда деваются книги. Избранное: Рассказы. Очерки-Афоризмы/ К.Чапек - Мн.: Изд-во БГУ, 1982. - 382 с, ил.
«Иной человек, как говорится, ни к чему не может себя пристроить. Такие никчемные создания обычно поступают на службу куда-нибудь в библиотеку или редакцию. Тот факт, что они ищут себе заработок именно там, а не в правлении Живностенского банка или Областном комитете, говорит о неком тяготеющем над ними проклятии. Я тоже одно время принадлежал к таким никчемным созданиям и тоже поступил в одну библиотеку. Правда, карьера моя была весьма непродолжительна и мало успешна: я выдержал там всего две недели. Однако могу все же засвидетельствовать, что обычное представление о жизни библиотекаря не соответствует действительности. По мнению публики, он весь день лазает вверх и вниз по лесенке, как ангелы в сновидении Иакова, доставая с полок
53
таинственные, чуть не колдовские фолианты, переплетенные в свиную кожу и полные знаний о добре и зле. На деле бывает немного иначе: библиотекарю с книгами вообще не приходится возиться,- разве что измерит формат, проставит на каждой номер и как можно красивей перепишет на карточку титул. Например, на одной карточке:
«Заоралек, Феликс Ян. О травяных вшах, а также о способе борьбы с ними, истреблении их и защите наших плодовых деревьев от всех вредителей, особенно в Младоболеславском округе. Стр. 17. Изд. Автора, Млада Болеслав, 1872». На другой:
Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ