Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.
Содержание
Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63
Задачи Кампании в поддержку библиотекарей Америки:
1. Содействовать преодолению социального стереотипа библиотекаря как беззаветно преданного своему делу альтруиста, не требующего адекватного вознаграждения за свой труд.
2.
Способствовать пониманию
3.
Повсеместно отстаивать
оплата труда библиотекаря, как и ряда других преимущественно «женских» профессий, не соответствует требованиям к образовательному уровню и сложности выполняемой работы. Согласно данным, опубликованным Бюро переписей США в сентябре 2001 г., заработная плата женщин, работающих на условиях полной занятости, составляет 73% от заработной платы мужчин. Стоит отметить, что заниженные оклады библиотекарей так же не случайны, как и привлечение в эту сферу деятельности женской рабочей силы. Еще в 1877 г. Джастин Винсор писал: «В американских библиотеках мы высоко
17
ценим труд женщин. Они облагораживают атмосферу, они облегчают наш труд, они успешно справляются с библиотечной работой - а за те деньги, в которые они обходятся, ...они работают несравненно лучше, чем работали бы за такую заработную плату представители противоположного пола. У нас есть возможность выбора среди образованных молодых женщин» (31).
Не существует единой стратегии борьбы за повышение заработной платы, в ряде ситуаций целесообразно использование нескольких стратегий, среди которых можно назвать: инициативы администрации, законодательные меры и судебные разбирательства или переговоры с работодателем. Для претворения их в жизнь требуется:
1.
Наличие единства мнений в
коллективе о необходимости
2.
Знание ситуации в конкретной
библиотеке и понимание
3.
Контроль и постоянный
Не менее интересен, но значительно менее изучен опыт австралийских коллег. Библиотечно-информационная профессия в Австралии характеризуется несколькими моментами.
• Хорошая оплата руда по сравнению с другими профессиями. Это произошло благодаря кампании, проведенной библиотекарями Южного Уэльса и поддержанной всеми территориями страны (1997-2002 гг.) по признанию статуса профессии. Библиотекари добились статуса королевских служащих, включения их в реестр рабочей силы по квалификациям и увеличения зарплаты на 26 %.
18
• Библиотекари имеют высокую долю (выше среднего уровня) частично занятых профессионалов в своих рядах (37 % - частичная занятость, 63 % - полная занятость).
• Возрастной ценз библиотекарей ниже, чем средний уровень по другим специальностям: 60 % - старше 45 (если сравнить в целом по рабочей силе Австралии, этот процент составляет 35 %).
• Высокая феминизация профессии: 89 % женщин - библиотекари и более чем 97 % - библиотекари-техники.
• Библиотекари работают практически во всех секторах индустрии.
•
Безработица среди
•
За последние 5 лет наблюдается рост
рабочих мест в сфере библиотечно-
В
Дании в настоящее время
За последние пять лет на библиотечно-информационный факультет принимается в год порядка 260 студентов. Из них около 190-200 получают дипломы.
Некоторые из выпускников продолжают обучение в магистратуре, значительная часть нашла работу в частном секторе. Около 100 выпускников в год приходят на работу в традиционные общественные институты.
В
профессиональных кругах растёт озабоченность
вероятной нехваткой
19
составляет менее 5 %, что говорит о практически полной занятости. Значительный прирост числа библиотечно-информационных специалистов наблюдался в 60-х и начале 70-х гг. Это означает, что в ближайшие годы огромное число библиотекарей уйдёт на пенсию. Эти факторы, вместе с необходимостью реструктуризации, повышением квалификации
специалистов и дальнейшим развитием профессии, ставят перед библиотечным сообществом новые и весьма нелёгкие задачи.
Одной
из основных задач будет привлечение
новых профессионалов в информационно-библиотечную
сферу, т.е. библиотекам и библиотечно-
Выпускники Королевской школы информации и библиотечного дела, начиная с середины 80-х, находят себе применение в различных сферах деятельности. В 80-х и начале 90-х, когда число рабочих мест в общественном секторе сокращалось, до 35-45 % библиотекарей нашло себе работу в частном секторе. Многие выпускники сами создали себе нишу на рынке труда и даже создали рабочие места в разных сферах деятельности, однако деятельность большинства из них так или иначе связана с информацией и информационными услугами.
Если эта тенденция сохранится, то общественный сектор на рынке труда (и в особенности публичные библиотеки) столкнется со значительными трудностями в подборе персонала.
В разных странах кадровая ситуация в библиотечном деле специфична, но по разным причинам всё чаще можно услышать один и тот же вопрос: «Нужны ли библиотеки и библиотекари в эпоху Интернет?»
Чтобы прояснить ситуацию, было решено провести анкетирование, целью которого было исследовать отношение к библиотечной профессии людей не входящих профессиональное библиотечное сообщество. Было распространено 22 анкеты, возвращена 21 анкета.
20
В анкету вошло 6 вопросов (См. приложение)
Первый вопрос: Как Вы оцениваете престиж библиотечной профессии? -дал следующие результаты:
высокий - 0%
средний - 69%
низкий-31%
Это говорит о том, что большинство респондентов не считают что наша профессия непрестижная, хотя на результаты могла повлиять тактичность.
Ответы на второй вопрос позволили увидеть библиотекаря глазами реальных и потенциальных читателей.
Профессионализм - 47%
отзывчивость - 60%о
ответственность - 56%
медлительность - 17%
консервативность- 12%
энергичность - 7%
интеллигентность - 34%,
замкнутость - 23%)
Другое: дружелюбность, озлобленность, презрительность.
Разнообразие
ответов указывает на отпечаток
личного опыта общения с
Третий вопрос нацелен на оценку привлекательности библиотечной работы как профессиональной деятельности. В анкете вопрос звучал: «Если бы перед Вами возникла необходимость сменить профессию, вы бы рассматривали возможность библиотечной работы?»
Результаты таковы:
да, конечно - 0%
да, возможно - 10%
скорее нет, чем да - 60%
нет- 10%
21
затрудняюсь ответить - 15%
Один респондент в графе «другое» указал: да, с радостью, если з/п увеличат раз в десять.
На
вопрос «Как Вы считаете, активное увеличение
числа Интернет-библиотек
Нет - 70%
скорее нет, чем да - 5%
да, современные библиотекари не отвечают требованиям времени - 15%
затрудняюсь ответить - 10%
другое: мне всё равно
Средний возраст респондентов 34,3 года.
Тендерный состав: 90%) женщины, 10% мужчины.
Результаты анкетирования показали, что имидж библиотекаря не так высок, как бы хотелось, но и не так низок, как считают сами библиотекари.
Библиотеки XXI века - это центры информации, образования, грамотности и культуры, а библиотекарь - универсальная «поисковая машина». Облегчая нахождение точной, достоверной и исчерпывающей информации на любом носителе: бумаге, аудио, видео или в сети, -библиотекари помогают экономить время и деньги пользователей. Они приобщают детей к чтению, учат пожилых людей пользоваться Интернетом. Уникальная специализация библиотекаря - обучать людей поиску и оценке информации.
Библиотекари вносят неоспоримый вклад в жизнь современного общества и заслуживают компенсации труда соразмерно квалификации и выполняемым функциям, наравне с другими специальностями, требующими аналогичного образования и опыта. Проблема, однако, в том, что едва ли возможно увеличить заработную плату библиотекарей без дополнительного финансирования библиотек. В настоящее время многие библиотеки на местах пользуются наименьшей финансовой поддержкой из всех учреждени
муниципального подчинения. Формирование положительного имиджа библиотек - одна из первостепенных задач библиотекарей. Повышение авторитета и «заметности» библиотек в глазах общества повысит его готовность финансировать библиотечное обслуживание. Без адекватной оплаты труда библиотекарей любые заявления о социальной значимости библиотек останутся пустыми декларациями.
1.3 Подготовка библиотечных
г В современных условиях социально-экономических преобразований
происходит становление системы подготовки профессиональных кадров,
отличительными особенностями которой должны стать модернизация
профессионально-
преподавателей, интеграция в мировую образовательную систему, широкое
использование новых информационных технологий. Происходящие
Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ