Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Задачи  Кампании в поддержку библиотекарей  Америки:

      1.  Содействовать преодолению социального стереотипа библиотекаря как беззаветно преданного своему делу альтруиста, не требующего адекватного вознаграждения за свой труд.

      2.    Способствовать пониманию населением  сущности библиотечной работы, ее  сложности и общественной значимости.

      3. Повсеместно отстаивать принцип  справедливой оплаты труда.(31) Подтверждено  статистикой, что во многих  странах, в том числе в США,

      оплата  труда библиотекаря, как и ряда других преимущественно «женских»  профессий, не соответствует требованиям  к образовательному уровню и сложности выполняемой работы. Согласно данным, опубликованным Бюро переписей США в сентябре 2001 г., заработная плата женщин, работающих на условиях полной занятости, составляет 73% от заработной платы мужчин. Стоит отметить, что заниженные оклады библиотекарей так же не случайны, как и привлечение в эту сферу деятельности женской рабочей силы. Еще в 1877 г. Джастин Винсор писал: «В американских библиотеках мы высоко

      17

      ценим труд женщин. Они облагораживают атмосферу, они облегчают наш труд, они успешно справляются с библиотечной работой - а за те деньги, в которые они обходятся, ...они работают несравненно лучше, чем работали бы за такую заработную плату представители противоположного пола. У нас есть возможность выбора среди образованных молодых женщин» (31).

      Не  существует единой стратегии борьбы за повышение заработной платы, в  ряде ситуаций целесообразно использование  нескольких стратегий, среди которых  можно назвать: инициативы администрации, законодательные меры и судебные разбирательства или переговоры с работодателем. Для претворения их в жизнь требуется:

      1.  Наличие единства мнений в  коллективе о необходимости справедливой  оплаты труда библиотечных работников  и решимость добиться повышения  заработной платы либо всего  персонала, либо отдельных квалификационных категорий.

      2.   Знание ситуации в конкретной  библиотеке и понимание факторов, могущих способствовать или препятствовать  реализации кампании.

      3.   Контроль и постоянный мониторинг  для закрепления достигнутых  результатов.

      Не  менее интересен, но значительно менее изучен опыт австралийских коллег. Библиотечно-информационная профессия в Австралии характеризуется несколькими моментами.

      • Хорошая оплата руда по сравнению  с другими профессиями. Это произошло  благодаря кампании, проведенной библиотекарями Южного Уэльса и поддержанной всеми территориями страны (1997-2002 гг.) по признанию статуса профессии. Библиотекари добились статуса королевских служащих, включения их в реестр рабочей силы по квалификациям и увеличения зарплаты на 26 %.

      18

      •    Библиотекари имеют высокую долю (выше среднего уровня) частично занятых  профессионалов в своих рядах (37 % - частичная занятость, 63 % - полная занятость).

      •    Возрастной ценз библиотекарей ниже, чем средний уровень по другим специальностям: 60 % - старше 45 (если сравнить в целом по рабочей силе Австралии, этот процент составляет 35 %).

      •    Высокая феминизация профессии: 89 % женщин - библиотекари и более  чем 97 % - библиотекари-техники.

      •    Библиотекари работают практически  во всех секторах индустрии.

      •    Безработица среди Австралийских  библиотекарей значительно ниже (2%), чем по стране в целом (5%).

      •    За последние 5 лет наблюдается рост рабочих мест в сфере библиотечно-информационного  обслуживания. Эти данные приведены  в отчете Австралийского Статистического бюро при анализе австралийского библиотечного рынка рабочей силы. (14)

      В Дании в настоящее время развитие библиотечно-информационной профессии  происходит в обществе с весьма низким уровнем безработицы и стабильно  растущей экономикой. Общие показатели безработицы в Дании в настоящий момент очень незначительны. Некоторые секторы экономики испытывают недостаток рабочей силы. К таким секторам относится и сфера информации и библиотечного дела.

      За  последние пять лет на библиотечно-информационный факультет принимается в год порядка 260 студентов. Из них около 190-200 получают дипломы.

      Некоторые из выпускников продолжают обучение в магистратуре, значительная часть  нашла работу в частном секторе. Около 100 выпускников в год приходят на работу в традиционные общественные институты.

      В профессиональных кругах растёт озабоченность  вероятной нехваткой библиотечных специалистов в будущем. В настоящий  момент безработица 

      19

      составляет  менее 5 %, что говорит о практически  полной занятости. Значительный прирост числа библиотечно-информационных специалистов наблюдался в 60-х и начале 70-х гг. Это означает, что в ближайшие годы огромное число библиотекарей уйдёт на пенсию. Эти факторы, вместе с необходимостью        реструктуризации,        повышением        квалификации

      специалистов  и дальнейшим развитием профессии, ставят перед библиотечным сообществом  новые и весьма нелёгкие задачи.

      Одной из основных задач будет привлечение  новых профессионалов в информационно-библиотечную сферу, т.е. библиотекам и библиотечно-информационным организациям придётся создать новые рабочие места, способные заинтересовать людей и дать им возможности для карьерного роста.

      Выпускники  Королевской школы информации и  библиотечного дела, начиная с  середины 80-х, находят себе применение в различных сферах деятельности. В 80-х и начале 90-х, когда число рабочих мест в общественном секторе сокращалось, до 35-45 % библиотекарей нашло себе работу в частном секторе. Многие выпускники сами создали себе нишу на рынке труда и даже создали рабочие места в разных сферах деятельности, однако деятельность большинства из них так или иначе связана с информацией и информационными услугами.

      Если  эта тенденция сохранится, то общественный сектор на рынке труда (и в особенности  публичные библиотеки) столкнется со значительными трудностями в подборе персонала.

      В разных странах кадровая ситуация в  библиотечном деле специфична, но по разным причинам всё чаще можно услышать один и тот же вопрос: «Нужны ли библиотеки и библиотекари в эпоху Интернет?»

      Чтобы прояснить ситуацию, было решено провести анкетирование, целью которого было исследовать отношение к библиотечной профессии людей не входящих профессиональное библиотечное сообщество. Было распространено 22 анкеты, возвращена 21 анкета.

      20

      В анкету вошло 6 вопросов (См. приложение)

      Первый  вопрос: Как Вы оцениваете престиж  библиотечной профессии? -дал следующие  результаты:

      высокий - 0%

      средний - 69%

      низкий-31%

      Это говорит о том, что большинство  респондентов не считают что наша профессия непрестижная, хотя на результаты могла повлиять тактичность.

      Ответы  на второй вопрос позволили увидеть  библиотекаря глазами реальных и  потенциальных читателей.

      Профессионализм - 47%

      отзывчивость - 60%о

      ответственность - 56%

      медлительность - 17%

      консервативность- 12%

      энергичность - 7%

      интеллигентность - 34%,

      замкнутость - 23%)

      Другое: дружелюбность, озлобленность, презрительность.

      Разнообразие  ответов указывает на отпечаток  личного опыта общения с библиотекарями, а не влияние распространённых стереотипов.

      Третий  вопрос нацелен на оценку привлекательности библиотечной работы как профессиональной деятельности. В анкете вопрос звучал: «Если бы перед Вами возникла необходимость сменить профессию, вы бы рассматривали возможность библиотечной работы?»

      Результаты  таковы:

      да, конечно - 0%

      да, возможно - 10%

      скорее  нет, чем да - 60%

      нет- 10%

      21

      затрудняюсь ответить - 15%

      Один  респондент в графе «другое» указал: да, с радостью, если з/п увеличат раз в десять.

      На  вопрос «Как Вы считаете, активное увеличение числа Интернет-библиотек грозит исчезновением библиотечной профессии в современном её понимании?», получены следующие ответы:

      Нет - 70%

      скорее  нет, чем да - 5%

      да, современные библиотекари не отвечают требованиям времени - 15%

      затрудняюсь ответить - 10%

      другое: мне всё равно

      Средний возраст респондентов 34,3 года.

      Тендерный состав: 90%) женщины, 10% мужчины.

      Результаты  анкетирования показали, что имидж  библиотекаря не так высок, как бы хотелось, но и не так низок, как  считают сами библиотекари.

      Библиотеки XXI века - это центры информации, образования, грамотности и культуры, а библиотекарь - универсальная «поисковая машина». Облегчая нахождение точной, достоверной и исчерпывающей информации на любом носителе: бумаге, аудио, видео или в сети, -библиотекари помогают экономить время и деньги пользователей. Они приобщают детей к чтению, учат пожилых людей пользоваться Интернетом. Уникальная специализация библиотекаря - обучать людей поиску и оценке информации.

      Библиотекари  вносят неоспоримый вклад в жизнь  современного общества и заслуживают  компенсации труда соразмерно квалификации и выполняемым функциям, наравне с другими специальностями, требующими аналогичного образования и опыта. Проблема, однако, в том, что едва ли возможно увеличить заработную плату библиотекарей без дополнительного финансирования библиотек. В настоящее время многие библиотеки на местах пользуются   наименьшей   финансовой   поддержкой   из   всех   учреждени

      муниципального  подчинения. Формирование положительного имиджа библиотек - одна из первостепенных задач библиотекарей. Повышение авторитета и «заметности» библиотек в глазах общества повысит его готовность финансировать библиотечное обслуживание. Без адекватной оплаты труда библиотекарей любые заявления о социальной значимости библиотек останутся пустыми декларациями.

 

       1.3 Подготовка библиотечных кадров  в России и за рубежом

      г В  современных условиях социально-экономических  преобразований

      происходит  становление  системы  подготовки  профессиональных  кадров,

      отличительными    особенностями   которой   должны    стать   модернизация

      профессионально-образовательных   программ,   мобильность   студентов   и

      преподавателей, интеграция в мировую образовательную  систему, широкое

      использование     новых     информационных     технологий.     Происходящие

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ