Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)
tify">      38

      которая провела два опроса - среди населения  и информационных работников. Результаты первого опроса показали, что большинство  людей позитивно оценивают деятельность библиотек и довольны образованностью библиотекарей. Похожие результаты получены и при опросе библиотекарей: они были удовлетворены своей работой и отношением окружающих. Но при этом только половина библиотекарей отметила, что получаемая зарплата соответствует значимости их работы.

      В 2001 г. Канадские исследователи Дж. Бобровиц и Р. Грибл провели аналогичное  исследование. В целом его результаты были похожи на результаты исследования 1988 г., тем не менее в 2001 г. Констатировалось некоторое ухудшение имиджа библиотек. Отчасти это объяснялось увеличением числа людей, пользующихся Интернетом, отчасти тем обстоятельством, что в конце 1980-х гг. люди были более высокого мнения о зарплате библиотекарей, равно как и об их образовании.

      К несколько иным выводам пришла Р.А. Пил, организовавшая опрос библиотекарей из разных стран (на 2377 анкет получено 377 ответов). По ее данным, в начале XXI в. окружающие стали относиться к библиотекарям лучше, чем это было в 1990-е гг., и с этим согласны 87% библиотекарей . Тем не менее исследователь отметила и негативные суждения, которые продолжают оставаться в общественном сознании (библиотечному делу не надо специально обучаться; библиотекари не способны на что-то большее, чем прием и выдача книг; библиотекарь - мудрец-затворник, а не помощник читателя и т. д.). (48)

      Одной из наиболее острых и болезненных  проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации  библиотечной профессии в XXI в. Бурное развитие процессов информатизации не столько улучшило положение библиотек, сколько обострило многие вопросы и породило новые стереотипы:

      - пользователи, привыкшие к самостоятельному  поиску по базам данных, не    понимают,    зачем    нужен    библиотекарь;    при    этом    неприязнь    к

      39

      библиотечной  профессии может носить не только сугубо личный, но и профессиональный характер (представители других информационных специальностей стремятся как можно дальше дистанцироваться от библиотекарей, дабы не ухудшить свой имидж);

      -   большинство людей не связывают  Интернет с библиотеками и  не консультируются с библиотекарями по поводу его использования;

      - в обществе все более усиливается  мнение, что библиотека нужна  только ученым, занимающимся какими-либо  разработками, и литературоведам,  а с помощью Интернета можно  удовлетворить большинство запросов, т.е. через Интернет можно найти необходимую информацию проще и быстрее, чем в библиотеке;

      -     автоматизация библиотек может  привести к неоднозначным результатам:  она может как улучшить работу  библиотекаря, так и сделать ее  более рутинной, и т.д.

      Ситуацию  усложняет отсутствие единого обобщающего  образа библиотеки (при всем обилии концепций чаще всего упоминаются  две: библиотека-хранилище («второй  дом «, « храм науки» и т. п.) и  библиотека -информационный центр). Достаточно любопытным представляется то обстоятельство, что некоторые зарубежные исследователи в последние 5-10 лет стали подвергать вторую из названных концепций резкой критике, отмечая при этом, что имидж библиотек нельзя улучшать во что бы то ни стало:

      «Не следует говорить, что библиотечная профессия „выросла" из слов „библиотека" и „библиотекарь". Информационные центры - это всего лишь попытки поиска нового имиджа и более высокого социального статуса. Возникла угроза трансформации и переименования всей профессии.

      Следствием  низкого престижа профессии библиотекаря стало резкое старение библиотечных кадров, что так же оказывает отрицательное влияние на имидж профессии.

      40 

      -

      В 2000 г. Министерство культуры и коммуникации Франции совместно с Министерством  народного образования и Национальным центром подготовки государственных служащих территориального подчинения провело анкетное исследование, посвященное проблемам, связанным с уходом на пенсию библиотечных кадров и освобождением занимаемых ими должностей. На основании полученных результатов исследователи пришли к выводу, что в период 2001-2010 гг. примерно третью часть всего квалифицированного персонала государственных библиотек будут составлять сотрудники, возраст которых приближается к пенсионному. В процентном выражении это означает 35% библиотекарей, 51% помощников библиотекарей и 42% хранителей. А в библиотечно-информационных учреждениях территориального подчинения пенсионеры составят четвертую часть             46% хранителей,      31% библиотекарей      и      27% ассистентов

      библиотекарей в фондохранилищах. В целом, не менее 28%) всего кадрового состава в ближайшие годы уйдут на пенсию. В нашей стране таких исследований не проводилось с начала 90-х гг., однако с уверенностью можно сказать что ситуация оптимизма не внушает. (48)

      Понятие «имидж библиотеки» - настолько сложное, что его очень трудно свести к какой-то одной теории. В целом напрашивается вывод о том, что необходим комплексный подход, который бы объединил различные точки зрения. И действительно, если рассматривать общие работы по проблемам имиджа фирм и организаций, не имеющие непосредственного отношения к библиотекам, то можно заметить, что в подобных изданиях обычно выделяются три основные составляющие имиджа:

      - «внешний» имидж (то, как работает  организация); -«внутренний»    (корпоративный)    имидж    (от    морального    настроя

      сотрудников до психологического климата);

      -  «независимый» («неосязаемый») имидж  (репрезентация организации в  СМИ, художественной литературе  и т. п.). Попытка его провести  сделана в следующем параграфе.

      41

      К отдельной группе можно отнести  исследования особенностей имиджа специализированных библиотек.

      Имидж: школьных библиотекарей.

      Восприятие  человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным  имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути - низкая самооценка. Женщина чувствует себя так, как она выглядит...

      Одна  из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это  создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать. 

      Должна  уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой школьные библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.

      Составляющие  имиджа школьного библиотекаря:

      а) Рекламная деятельность школьного  библиотекаря Итак, на первое место  выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах. Как воспринимается библиотекарь в школе администрацией: «Объект для выдачи учебников / Идите на замену, вам все равно делать нечего». С одной стороны такое мнение подкрепляет деятельность некоторых школьных библиотекарей, которые только выдают книги. А с другой стороны, школьный библиотекарь чаще всего не знает, как самопрезентовать себя и свою деятельность в школе (если она ведется). Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Я считаю, что реклама одно из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека,

      42

      то  именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой школьной библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных  листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.

      Б)     Маркетинговые     исследования     в     деятельности     школьного библиотекаря

      Школьные  библиотекари нуждаются в активном маркетинге самих себя и ежедневном доказательстве своей важности для школы. Многие мои коллеги жалуются на отсутствие финансирования школьных библиотек, на то, что не могут реализовать различные проекты. Но никто из них не пытался написать программу комплектования фондов, концепцию развития библиотеки и доказать администрации, что реализация данных мероприятий необходима для успешной деятельности школьной библиотеки. Современная библиотечная жизнь в школе невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг -деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ. С использованием в практике работы фандрайзинга всегда найдутся деньги для проектов. Многие библиотекари считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке?»

      43

      в) Профессиональный рост как составная  часть имиджа школьного библиотекаря

      И, наконец, самое главное - это потребность  в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя.

      Чтобы правильно оценивать свой имидж, мало самооценки, нужен объективный  взгляд как со стороны своих пользователей, так и профессиональных имиджмейкеров. Именно профессионалы в данной области должны вести спецкурсы «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», с их помощью должна быть разработана система мероприятий (спецкурсы, психологические тренинги, ролевые игры), направленная на изучение и формирование имиджа школьных библиотекарей. И как следствие этого создание библиотечного сообщества личностей с позитивным имиджем. (33)

      Имидж: библиотекарей медицинских библиотек.

      Не  менее интересно исследования имиджа библиотекарей медицинских библиотек. На 95-й ежегодной встрече Ассоциации медицинских библиотек США (Вашингтон, 8 мая 1995 г.) был сделан доклад на эту тему.

      В результате проведенного исследования американскими специалистами установлено, что и библиотекари, и медицинские  работники в равной степени отметили хорошие коммуникативные качества как наиболее важный навык, характеризующий библиотечного специалиста. Компьютерные и технологические навыки отнесены к 4-й по значимости позиции, отмеченной библиотекарями, и ко 2-й по значимости, отмеченной пользователями. (20)

      Хотя  библиотекари медицинских библиотек  склонны к более позитивной оценке своего имиджа, чем пользователи, все  же последние отметили, что в целом  библиотекари ответственны, готовы помочь, довольнс

      44

      гибки и открыты к изменениям, предоставляют конкретную, надежную, своевременную и ценную информацию.

      Потребность в изменении имиджа библиотечной профессии признана

      ■е

      всем  нашей профессиональной общественностью - это первый шаг к разрушению сложившихся стереотипов. Вторым должны быть консолидированные усилия всего профессионального библиотечного сообщества по реализации стратегии построения привлекательного имиджа библиотекарей. 

 

       2.2    Феминизация библиотечной  профессии

      В XX - начале XXI в. библиотечная профессия  стала считаться уделом женского пола. Государственная нищета, невозможность поддержания социальных проектов определила феминизацию профессии библиотекаря, и до конца XX столетия угасание профессии стали рассматривать в контексте уменьшения социальной роли библиотек и книги. Между тем, изначально понятие библиотеки не ассоциировалось с понятием книги («кодекс»). Уже в древности в величайшей библиотеке мира - Александрийской - были представлены туппумы, папирусы, пергамен. Библиотека хранила информацию, зафиксированную на любом материальном носителе. Это положение становится особо актуальным в современном информационном обществе, располагающем цифровыми технологиями. Виртуальные документы, сетевые и локальные электронные ресурсы, не уничтожая классическую библиотеку, создали ее современный аналог - электронную библиотеку, и способствовали привлечению в ряды специалистов информационного пространства представителей другого пола. Тем самым, в профессии наметилась ликвидация тендерного крена.

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ