Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

                                    Содержание 
 

Введение...............................................................................    3

Глава 1. Библиотечная профессия: современное  состояние и

перспективы развития.......................................................    6

1.1   Библиотечная профессия: содержание  и особенности...........   6

1.2  Статус  профессии библиотекаря в современном  обществе.....    12

1.3   Подготовка библиотечных кадров  в России и за рубежом.....    24

Глава 2.    Образ современного библиотекаря: факторный анализ......     36

2.1.   Имидж современного библиотекаря............................       36

2.2    Феминизация библиотечной профессии........................      46

2.3     Отражение    образа    библиотекаря    в    художественной литературе второй половины XX века..................................      52

Заключение...........................................................................    59

Литература...........................................................................     63

Приложения...........................................................................    72

 

                                ВВЕДЕНИЕ

      Перспектива получения библиотечного образования  в последнее время привлекает все меньше абитуриентов, вследствие чего библиотеки столкнулись с определенными трудностями в пополнении штата молодыми, квалифицированными сотрудниками. Помимо прочего это связано с существованием устаревших стереотипов о библиотечной работе.

      Между тем, в настоящее время библиотечное дело переживает серьезную модернизацию. В традиционную библиотечную работу интегрируются новые технологии, понятие библиотечной профессии расширяет свое содержание. Сегодня сотрудник библиотеки должен обладать знаниями в области современных информационных, компьютерных технологий. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к профессии, модифицируются программы образовательных учреждений, студенты обучаются работе с широким спектром электронных ресурсов. Образование, предоставляемое библиотечными вузами, становится более многогранным. Выпускники вузов востребованы в различных сферах информационной деятельности.

      Важной  особенностью библиотечной профессии  является консолидированное профессиональное сообщество.

      Изучение  библиотечной профессии объективно необходимо. Кому и зачем она нужна в век электронных коммуникаций? Как выстраивать её взаимоотношения с публикой, с органами управления, с негосударственными структурами да ещё в правовом поле, где постоянно меняются правила игры? Может ли библиотека — по сложившемуся мнению не самая видная институция, претендовать на роль социального лидера в местном сообществе? Каков портрет сегодняшнего сотрудника библиотеки, каким он хочет себя видеть, и насколько его ценности и предпочтения совпадают с ожиданиями реальных и потенциальных читателей?

      Как отмечают исследователи, эти вопросы  требует глубочайшего анализа. В  профессиональной прессе не утихают  дискуссии по проблемам библиотечной профессиологии. Основными авторами, работающими по теме

      3

      являются:   Езова  С.А.,   Збаровская  Н.В.,   Соколов А.В.,   Столяров  Ю.Н., Сукиасян Э.Р., Матвеев М.М.

      Цель  дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.

      Исходя  из названной цели, мы ставим перед  собой следующие задачи:

      — рассмотреть    содержание    и    особенности    библиотечной профессии;

      — дать оценку статусу библиотечной профессии  в современном социуме;

      — изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;

      — рассмотреть феминизацию как  фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;

      — проанализировать    проблемы    имиджелогии    современного библиотекаря;

      — рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.

      Хронологические   рамки   изучения   публикаций  -  2002-2008   г.г.   и некоторые публикации более раннего периода.

      В ходе работы были использованы такие  методы исследования как:

      V сравнительно-сопоставительный,

      S анализ библиотечной практики,

      •S прогностический,

      ■S метод анкетирования,

      •S элементы контент-анализа.

      Объект  исследования - библиотечная профессия.

      Предметом являются библиотекари как социально-профессиональная группа.

      Работа    состоит    из    двух    глав,    введения,    заключения,    списка использованной литературы и  приложения. 

 

       Глава 1. БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ:

      СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

      1.1 Библиотечная профессия: содержание  и особенности

      Профессия - это основной род занятий, трудовой деятельности, требующей определённой подготовки, знаний и умений. Библиотекари представляют собой самостоятельную социально-профессиональную группу общества. В 2000 году в общедоступных библиотеках работало 128 тыс. библиотекарей. (72)

      Все известные определения библиотечной профессии сводятся к тому, что  содержанием библиотечной профессии  является «выполнение комплекса разнообразных библиотечно-библиографических процессов».

      Это растиражированное «определение»  не выдерживает никакой критики. Здравый смысл подсказывает, например, что смешно было бы определять профессию  врача, как сумму медицинских  процессов: мы видим в нем того, кто лечит человека, а не выполняет какие-то процессы. Почему же библиотекаря    мы    называем    исполнителем    разнородных    процессов?

      Эта ошибка вовсе не случайна: в ней  зашифровано застарелое отношение  к библиотекарю, как к рабу книг, а не служителю людей.

      Другой  библиотечный миф, уходящий корнями  в историческую древность: представление  об исключительной и непреходящей ценности книг и книжных собраний. Это особенное  отношение к книгам и библиотекам  было, очевидно, связано с их культовым значением, каковым и обладали большинство средневековых инкунабул. Сегодня известно, что знания в среднем устаревают за пять лет. Конечно, есть классические произведения философского, литературно-художественного, исторического содержания, которые сохраняют свою ценность веками, тем самым также превращаясь в своего рода культовые артефакты. Однако эти книги многократно переиздаются, а ценность коллекционных апокрифов как раз и заключается в их редкости. Тем самым, функция сохранения и охранения книг библиотекарями сегодня теряет былое значение. Книги перестали носить

      6

      апокрифический  характер, они превратились в передатчиков большей частью прикладной информации, потребной сегодня и только сегодня. Уже спустя 3-5, максимум 10 лет эти  книги будут интересовать только историков. Поэтому сейчас от библиотекарей требуется максимальная оперативность в снабжении читателей книжной и другой информацией, т.е. организация своего рода книжного конвейера, бесконечного потока книг и других документов, одни из которых приходят, другие - уходят в небытие. Еще один миф библиотечной профессии - самый современный. Это идея превращения библиотек в информационные центры на базе «сплошной компьютеризации».

      Книга не дает перечисленных возможностей, но тем она и хороша в качестве библиотечной единицы. Отсюда - превращение библиотечного дела в рутину, его явное обюрокрачивание, что в результате дает отчуждение труда.

      Библиотекарь - это не только тот, кто сортирует, хранит и выдает книги, а еще и  тот, кто способен быть посредником между смыслом книги и сознанием читателя. Книга есть инструмент общения, а не просто предмет книговыдачи. Многочисленные исследования свидетельствуют о сложности работы библиотекаря. Как правило, эти книги написаны самими библиотекарями. Поэтому сложность профессии понимается ими, как что-то путаное. Практически сложность в том, что библиотекарь должен быть одновременно и читателем, и служителем. Пользователь обращается к его ментальности, рассчитывая на полное понимание своих запросов, но обнаруживает функцию. Библиотекарь действительно функционален как исполнитель ряда рутинных операций. Не всем дано увидеть за этой рутиной нечто творческое, личностно значимое.

      Библиотекарь  работает с книгой, которая задумана и существует как носительница идеальных смыслов. Этот процесс не подконтролен библиотекарю. Библиотекарь - это человек, обеспечивающий чтение; с его помощью оно может наиболее полноценно осуществиться. Отсюда следует,

      7

      что процесс чтения (т.е. распредмечивания книги читателем) частично входит в заботу библиотекаря: он не может быть полностью свободным от ее выполнения.

      В этом сложность социальной роли библиотекаря. С одной стороны, библиотекарь поставщик  книг для читателя, и в этом смысле он обращен к книге, как к вещественному  артефакту и одновременно к читателю, как «пользователю». С другой стороны, он осуществляет эмоционально-рациональный контакт с читателем по поводу книг, их идеального бытия. Уже отношение к книге, как к ценности, характерное для библиотекаря, свидетельствует об этой особой грани взаимоотношений между библиотекарем и читателем, не свойственное, например, книгопродавцу. Для последнего книга есть только стоимость, выраженная в цене.

      Наконец, есть и еще один аспект взаимодействия библиотекаря и читателя, связанный  с тем, что библиотекарь в этом акте общения репрезентирует не себя лично, а библиотеку как социальный институт. Отсюда - особые ограничения и требования, предъявляемые к этому общению и его результатам.

      Основными критериями дифференциации библиотечной профессии является уровень библиотечного профессионализма, определяемый в свою очередь уровнем профессиональной подготовки. В ближайшее время система высшего библиотечного образования станет двухуровневой. Вопрос о степенях и уровнях высшего образования не нов. Впервые эта проблема упоминается в нормативных документах советского периода ещё в конце 80-х гг., а затем в российских законах об образовании и о высшем образовании. В 90-е гг. она была отодвинута на задний план в обстановке борьбы вузов культуры за выживание. Большинство попыток перехода на систему «бакалавр-магистр» закончилось непродуктивной имитацией. 9 марта 2007 г. Правительство РФ одобрило закон о разделении программ обучения: на бакалавриат   и   магистратуру,   что   стало   важным   шагом   к   переходу  на

      8

      двухуровневую систему образования. Сегодня в  перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального  образования (от 12.01.05) в рамках направления  «Библиотечно-информационные ресурсы» предусмотрены квалификации - бакалавр библиотечно-информационных ресурсов и магистр библиотечно-информационных ресурсов.

      Согласно  квалификационным характеристикам  ГОСВПО Направление 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы степень (квалификация) -бакалавр библиотечно-информационных ресурсов «профессиональная деятельность бакалавра осуществляется в библиотеках всех типов и видов, любого подчинения, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, в органах научно-технической информации, учебных заведений, архивах, музеях и других учреждениях и организациях в системе документных коммуникаций.

      Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может  осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

      - производственно-практическое,

      - учебно-воспитательное»

      Несмотря  на то, что степень бакалавра предусмотрена  в действующем ГОСВПО 2003 года, точный перечень должностей, открытых для  бакалавра, пока в российских официальных  изданиях не опубликован, однако высказываются  мнения, что бакалавры смогут занимать почти все должности, требующие высшего образования, кроме преподавательских в вузах и научных.

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ