Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      процессы  глобализации оказывают существенное  влияние на  концепции

      профессионального образования. Вместе с тем подготовка кадров в разных

      странах ведется с учетом национальных культур.

      Россия. В 90-е гг. высшее библиотечное образование  в России пережило время серьезных  перемен. Они были обусловлены не только реорганизацией высшей школы, но и чисто профессиональными причинами. Меняющийся менталитет, организация и формы работы библиотек, расширение сферы информационно-библиографической деятельности потребовали актуализации библиотечного образования.

      Активная  исследовательская и практическая работа в этой области во многом была вызвана предоставленной вузам  свободой в формировании собственных  учебных планов, программ курсов и  специализаций. Библиотечные факультеты вузов культуры и средние специальные учебные заведения начали приобретать своеобразие, имея оригинальные программы подготовки специалистов, отражающие научные возможности преподавательского состава, потребности в кадрах региона и др.

      Следует упомянуть также возросшую роль библиотечных ассоциаций в решении вопросов специального образования. Почти в каждой из них есть секции по непрерывному библиотечному образованию, объединяющие как преподавателей, так и заинтересованных практиков.

      24

      К началу 90-х годов в России многоуровневая система подготовки библиотекарей была полностью сформирована. В.И. Терёшин (нач.90-х гг.) обозначил четырехзвенную систему подготовки библиотекарей (86):

      1.  Библиотечные курсы для учащихся 10-11 классов (выпускников) общеобразовательных  школ в плане профориентации и подготовки их к поступлению в профессиональные библиотечные учебные заведения.

      2.   Среднее двухлетнее библиотечное  образование (СБО) в училищах  культуры.

      3.  Библиотечный колледж, дающий  повышенное профессиональное образование,  занимающее промежуточное положение между средним и высшим библиотечным образованием (3 года обучения).

      4.  Высшее библиотечное образование  (ВБО).

      ОГИИК реализует образовательные программы  разных уровней. В целях повышения  качества профессионального образования  в вузе развивается многоуровневая подготовка, реализуется двухзвенная система образования «колледж-вуз» и внедряется система бакалавриата. В настоящее время институтом заключены договоры с 23 средними специальными учебными заведениями. В структуре института открыта аспирантура, функционирует факультет дополнительного профессионального образования. В систему подготовки кадров включены не только профессиональные учебные заведения, но и образовательные школы, учреждения искусств и культуры. ОГИИК ведет исследовательскую работу по проблеме многоуровневой подготовке специалистов социокультурной сферы.

      В отечественной системе подготовки библиотечных кадров соответственно складываются и определенные семантические и  методические уровни профессиональной подготовки, возможность последовательного перспективного овладения учащимися библиотечной профессией путем перехода с первого уровня на последующие до получения в конечном итоге высшей библиотечной квалификации. В этих условиях

      острой  становится проблема разработки оптимальной системы преемственности библиотечного образования, пересмотра системы должностей в библиотечных учреждениях.

      Приходит  понимание того, что именно в системе  непрерывного образования возможно формирование информационной культуры специалиста как важного фактора успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе. В настоящее время идёт поиск наиболее гибких и экономичных форм образования путём оптимального соотношения и взаимодействия высшего и среднего звена образовательной системы.

      Что касается прогнозов на будущее, современная  российская библиотечная общественность видит его за образованием, длящимся всю жизнь.         Оно    выходит    за    рамки    традиционного    различия    между

      первоначальным образованием и непрерывным образованием. Это ответ на вызов, который бросает нам очень быстро изменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в личной и профессиональной жизни, приобретает все более насущный характер.

      Украина. В настоящее время на факультете библиотековедения и документоведения Киевского государственного университета культуры и искусств подготовка библиотечно-информационных специалистов ведется по двум специальностям: "Библиотекарь - библиограф" и "Документоведение и информационная деятельность". По обеим специальностям осуществляется подготовка специалистов широкого профиля, что подразумевает формирование единого фундамента профессиональных знаний, умений и навыков. Этот фундаментальный принцип дополняется принципом дальнейшей дифференциации специальностей, а именно: по специальности "Библиотекарь - библиограф", учитывая потребности библиотек Украины, подготовка специалистов ориентирована на типы библиотек (библиотекарь -

      26

      библиограф  публичных библиотек, библиотекарь - библиограф специальных библиотек, библиотекарь- библиограф библиотек  для детей и юношества); по специальности "Документоведение и информационная деятельность" подготовка ведется  по функциональному принципу, например: документовед - менеджер органов управления, документовед - референт органов научной информации; документовед - архивист. (28)

      Великобритания. Библиотечное образование Великобритании встроено в структуру информационного  образования, ввиду чего большинство библиотечных школ переименовано в школы информационных наук и только название степеней отражает их принадлежность к библиотечной деятельности. Учебные планы выстроены таким образом, чтобы выпускник мог профессионально реализовать себя в любом сегменте информационной сферы общества. Имеет место многоуровневая система подготовки библиотечно-информационных кадров: бакалавриат магистратура - докторантура. Крупнейшими британскими университетами, ведущими подготовку библиотечных кадров, являются: Школа библиотечных, архивных и информационных наук Лондонского университета, Отделение информационных наук Университета Шеффилда и Отделение информационных наук Университета Уэльса в Аберистуите (54).

      Дания. В библиотечной профессии существует растущая потребность в непрерывном образовании и профессиональной подготовке. В Европе ситуация, сложившаяся в сфере непрерывного образования, различна. На ситуацию влияет разница в традициях образования и взглядах на место библиотекаря в обществе. В одних странах получить библиотечное образование можно в колледже или профессиональном училище, затем продолжить образование в университете. Ситуация очень сложная и провести параллели почти невозможно. Проблемы, связанные с развитием технологий, имеют в разных странах разные причины. Одним из основных барьеров на пути внедрения новейших технологий является отсутствие или

      27

      недостаток  непрерывного образования для библиотекарей  и информационных специалистов.

      В ответ на вышеперечисленные проблемы, Датская Королевская школа недавно  начала реализацию перспективных планов по внедрению системы непрерывного образования. Учебные планы будут тесно увязаны с базовым библиотечным образованием. Дистанционное обучение для практикующих специалистов подтолкнуло их к продолжению профессионального образования, оно должно существенно улучшить и обогатить их профессиональные навыки.

      Датская Королевская школа планирует  создать на базе имеющихся ресурсов 7-10 курсов непрерывного образования (докторат, магистратура). Таким образом, мы преобразуем  разнообразные краткосрочные курсы непрерывного образования и повышения квалификации в полноценные академические программы, по окончании которых студенты получают соответствующие дипломы.

      Каждая  программа эквивалентна полугодичному  обучению по традиционной программе и будет длиться 12-18 месяцев на основе дистанционного обучения. Очень важно, что эти 7-10 программ охватят практически все сферы библиотечно-информационной профессии.

      Задача  непрерывного образования - не просто держать профессионалов в курсе  изменений в профессиональной сфере. Многие библиотекари принимают участие в профессиональных конференциях, читают профессиональные издания и заглядывают на профессиональные сайты в Интернет (52).

      Германия. Возникновение профессионального  библиотечного образования в ФРГ произошло еще в конце XIX века, но объективные исторические условия замедлили его развитие. И только после второй мировой войны, когда крупные библиотеки потеряли не только большую часть своих фондов, но и квалифицированные кадры, возникает ситуация острого дефицита профессиональных библиотекарей, что послужило толчком к появлению новых библиотечных школ.  Если до середины 40-х годов

      28

      подготовкой высших кадров занимались преимущественно  крупные библиотеки, то теперь эта  роль стала переходить к специальным высшим школам. В 70-х годах кафедра «библиотековедения» появилась в Кельнском университете, и библиотечное образование перешло на новую ступень развития. Примерно в это же время произошло сближение информационной, документоведческой и библиотечной деятельности, что повлияло на содержательную сторону учебных планов и наименование квалификаций.

      Современная система подготовки специалистов в  области библиотечно-информационного  дела осуществляется на трех уровнях (среднем, высоком и высшем), в зависимости  от которого определяются и функции будущего специалиста и основывана на 14 высших учебных заведениях различного типа в Берлине, Штутгарте, Лейпциге, Потсдаме и других городах ФРГ. По окончании обучения присваивается степень -дипломированный специалист, бакалавр, магистр в зависимости от выбранной образовательной программы (5).

      Чехия. Высшее образование в области  библиотечного дела, библиографии и  научно-информационной деятельности в  Чешской республике в настоящее  время дает Институт информационного  обучения и библиотековедения при философском факультете Карлова университета в Праге. Учебная программа по одной специальности рассчитана на 8-9 семестров. После 4 семестров студент может либо получить степень бакалавра и начать работу по специальности, либо продолжить учебу, специализируясь в области информатики, библиотековедения, книговедения, защитить дипломную работу и, после сдачи государственного выпускного экзамена, получить степень магистра. По достижении магистерской степени он имеет возможность продолжить обучение еще в течение 3-5 лет для соискания степени доктора. Кроме учебной работы институт (в ограниченном объеме) занимается также научно-исследовательской и проектной деятельностью.

      29

      Библиотечных  специалистов с высшим образованием готовит также кафедра архивного дела и библиотековедения философского факультета университета им. Масарика в Брно. Трехлетнее обучение для соискания степени бакалавра по библиотековедению или чешской литературе обеспечивает новый Силезский университет в Опаве. Экономический институт в Праге имеет теперь факультет информатики и статистики, который предоставляет возможность обучения информатике, статистике и эконометрии, дает инженерные знания в области информационной технологии или информационного менеджмента. Информатика и вычислительная техника изучаются также и в ряде других высших учебных заведений Чехии (34).

      Словакия. В 2000 г. В Словацкой республике был  осуществлен переход на кредитную  систему обучения. Программа была рассчитана на 5 летнюю подготовку магистра, которая механически была разделена на 2 уровня -бакалавриат - 4 семестра (120 кредитов) и магистерский - 6 семестров (180 кредитов).

      Подготовка  бакалавров носит явно практический характер, а магистров

      —   более   теоретический,   поэтому   нужно   было   делать   2   независимые программы.

      Магистерский  уровень подготовки открыт и для  бакалавров других профессий.   Эта   концепция   помогла   бы   решить   проблему   получения  библиотечного образования сотрудникам  с непрофильным образованием. Предметы обязательного цикла составляют - 61% от всего числа дисциплин. Предметы избранной специализации - 20%. Курсы по выбору

      -  19%о (в том числе и на других  факультетах).

      Выбор специализации происходит на 5 семестре обучения; это:

      1) деятельность публичных библиотек;

      2) менеджмент библиотек;

      3) библиотечно-информационные системы;

      4) анализ информации;

      30

      5) библиотечные фонды.

      Кредитная система предполагает новое программное  обеспечение учебного процесса, так  как на каждого студента создается  электронное досье, в котором  отражаются все этапы обучения, оценки по всем предметам, курсовые работы, государственные экзамены и итоговая работа на соискание степени магистра. Весь этот учет важен, так как студенты будут изучать разные дисциплины не только на своей кафедре, но и на других факультетах и даже в других вузах.

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ