Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.
Содержание
Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63
процессы глобализации оказывают существенное влияние на концепции
профессионального образования. Вместе с тем подготовка кадров в разных
странах ведется с учетом национальных культур.
Россия.
В 90-е гг. высшее библиотечное образование
в России пережило время серьезных
перемен. Они были обусловлены не только
реорганизацией высшей школы, но и чисто
профессиональными причинами. Меняющийся
менталитет, организация и формы работы
библиотек, расширение сферы информационно-
Активная
исследовательская и
Следует упомянуть также возросшую роль библиотечных ассоциаций в решении вопросов специального образования. Почти в каждой из них есть секции по непрерывному библиотечному образованию, объединяющие как преподавателей, так и заинтересованных практиков.
24
К началу 90-х годов в России многоуровневая система подготовки библиотекарей была полностью сформирована. В.И. Терёшин (нач.90-х гг.) обозначил четырехзвенную систему подготовки библиотекарей (86):
1.
Библиотечные курсы для
2.
Среднее двухлетнее
3.
Библиотечный колледж, дающий
повышенное профессиональное
4.
Высшее библиотечное
ОГИИК
реализует образовательные
В
отечественной системе
острой становится проблема разработки оптимальной системы преемственности библиотечного образования, пересмотра системы должностей в библиотечных учреждениях.
Приходит
понимание того, что именно в системе
непрерывного образования возможно
формирование информационной культуры
специалиста как важного
Что касается прогнозов на будущее, современная российская библиотечная общественность видит его за образованием, длящимся всю жизнь. Оно выходит за рамки традиционного различия между
первоначальным образованием и непрерывным образованием. Это ответ на вызов, который бросает нам очень быстро изменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в личной и профессиональной жизни, приобретает все более насущный характер.
Украина.
В настоящее время на факультете
библиотековедения и
26
библиограф публичных библиотек, библиотекарь - библиограф специальных библиотек, библиотекарь- библиограф библиотек для детей и юношества); по специальности "Документоведение и информационная деятельность" подготовка ведется по функциональному принципу, например: документовед - менеджер органов управления, документовед - референт органов научной информации; документовед - архивист. (28)
Великобритания. Библиотечное образование Великобритании встроено в структуру информационного образования, ввиду чего большинство библиотечных школ переименовано в школы информационных наук и только название степеней отражает их принадлежность к библиотечной деятельности. Учебные планы выстроены таким образом, чтобы выпускник мог профессионально реализовать себя в любом сегменте информационной сферы общества. Имеет место многоуровневая система подготовки библиотечно-информационных кадров: бакалавриат магистратура - докторантура. Крупнейшими британскими университетами, ведущими подготовку библиотечных кадров, являются: Школа библиотечных, архивных и информационных наук Лондонского университета, Отделение информационных наук Университета Шеффилда и Отделение информационных наук Университета Уэльса в Аберистуите (54).
Дания. В библиотечной профессии существует растущая потребность в непрерывном образовании и профессиональной подготовке. В Европе ситуация, сложившаяся в сфере непрерывного образования, различна. На ситуацию влияет разница в традициях образования и взглядах на место библиотекаря в обществе. В одних странах получить библиотечное образование можно в колледже или профессиональном училище, затем продолжить образование в университете. Ситуация очень сложная и провести параллели почти невозможно. Проблемы, связанные с развитием технологий, имеют в разных странах разные причины. Одним из основных барьеров на пути внедрения новейших технологий является отсутствие или
27
недостаток непрерывного образования для библиотекарей и информационных специалистов.
В
ответ на вышеперечисленные проблемы,
Датская Королевская школа
Датская Королевская школа планирует создать на базе имеющихся ресурсов 7-10 курсов непрерывного образования (докторат, магистратура). Таким образом, мы преобразуем разнообразные краткосрочные курсы непрерывного образования и повышения квалификации в полноценные академические программы, по окончании которых студенты получают соответствующие дипломы.
Каждая программа эквивалентна полугодичному обучению по традиционной программе и будет длиться 12-18 месяцев на основе дистанционного обучения. Очень важно, что эти 7-10 программ охватят практически все сферы библиотечно-информационной профессии.
Задача непрерывного образования - не просто держать профессионалов в курсе изменений в профессиональной сфере. Многие библиотекари принимают участие в профессиональных конференциях, читают профессиональные издания и заглядывают на профессиональные сайты в Интернет (52).
Германия.
Возникновение
28
подготовкой высших кадров занимались преимущественно крупные библиотеки, то теперь эта роль стала переходить к специальным высшим школам. В 70-х годах кафедра «библиотековедения» появилась в Кельнском университете, и библиотечное образование перешло на новую ступень развития. Примерно в это же время произошло сближение информационной, документоведческой и библиотечной деятельности, что повлияло на содержательную сторону учебных планов и наименование квалификаций.
Современная
система подготовки специалистов в
области библиотечно-
Чехия. Высшее образование в области библиотечного дела, библиографии и научно-информационной деятельности в Чешской республике в настоящее время дает Институт информационного обучения и библиотековедения при философском факультете Карлова университета в Праге. Учебная программа по одной специальности рассчитана на 8-9 семестров. После 4 семестров студент может либо получить степень бакалавра и начать работу по специальности, либо продолжить учебу, специализируясь в области информатики, библиотековедения, книговедения, защитить дипломную работу и, после сдачи государственного выпускного экзамена, получить степень магистра. По достижении магистерской степени он имеет возможность продолжить обучение еще в течение 3-5 лет для соискания степени доктора. Кроме учебной работы институт (в ограниченном объеме) занимается также научно-исследовательской и проектной деятельностью.
29
Библиотечных специалистов с высшим образованием готовит также кафедра архивного дела и библиотековедения философского факультета университета им. Масарика в Брно. Трехлетнее обучение для соискания степени бакалавра по библиотековедению или чешской литературе обеспечивает новый Силезский университет в Опаве. Экономический институт в Праге имеет теперь факультет информатики и статистики, который предоставляет возможность обучения информатике, статистике и эконометрии, дает инженерные знания в области информационной технологии или информационного менеджмента. Информатика и вычислительная техника изучаются также и в ряде других высших учебных заведений Чехии (34).
Словакия. В 2000 г. В Словацкой республике был осуществлен переход на кредитную систему обучения. Программа была рассчитана на 5 летнюю подготовку магистра, которая механически была разделена на 2 уровня -бакалавриат - 4 семестра (120 кредитов) и магистерский - 6 семестров (180 кредитов).
Подготовка бакалавров носит явно практический характер, а магистров
— более теоретический, поэтому нужно было делать 2 независимые программы.
Магистерский
уровень подготовки открыт и для
бакалавров других профессий. Эта
концепция помогла бы
решить проблему получения
библиотечного образования
- 19%о (в том числе и на других факультетах).
Выбор специализации происходит на 5 семестре обучения; это:
1)
деятельность публичных
2) менеджмент библиотек;
3)
библиотечно-информационные
4) анализ информации;
30
5) библиотечные фонды.
Кредитная система предполагает новое программное обеспечение учебного процесса, так как на каждого студента создается электронное досье, в котором отражаются все этапы обучения, оценки по всем предметам, курсовые работы, государственные экзамены и итоговая работа на соискание степени магистра. Весь этот учет важен, так как студенты будут изучать разные дисциплины не только на своей кафедре, но и на других факультетах и даже в других вузах.
Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ