Образ современного библиотекаря: факторный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать библиотечную профессию как социально-профессиональную группу.
Исходя из названной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
— рассмотреть содержание и особенности библиотечной профессии;
— дать оценку статусу библиотечной профессии в современном социуме;
— изучить систему подготовки библиотечных кадров в разных странах;
— рассмотреть феминизацию как фактор, влияющий на образ и статус библиотечной профессии;
— проанализировать проблемы имиджелогии современного библиотекаря;
— рассмотреть образ библиотечной профессии сквозь призму художественной литературы.
Хронологические рамки изучения публикаций - 2002-2008 г.г. и некоторые публикации более раннего периода.

Содержание

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава 1. Библиотечная профессия: современное состояние и
перспективы развития....................................................... 6
1.1 Библиотечная профессия: содержание и особенности........... 6
1.2 Статус профессии библиотекаря в современном обществе..... 12
1.3 Подготовка библиотечных кадров в России и за рубежом..... 24
Глава 2. Образ современного библиотекаря: факторный анализ...... 36
2.1. Имидж современного библиотекаря............................ 36
2.2 Феминизация библиотечной профессии........................ 46
2.3 Отражение образа библиотекаря в художественной литературе второй половины XX века.................................. 52
Заключение........................................................................... 59
Литература........................................................................... 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Перспективы этой программы словацкие специалисты  видят в формирующейся гибкой трехуровневой системе, в рамках которой студент может сам  определять профиль своей будущей  работы, чтобы соответствовать требованиям  рынка труда. Он сможет выбрать свой индивидуальный путь обучения, в том числе, часть курса сможет пройти в зарубежном университете. (34)

      Австралия. До середины 80-х гг. XX в. в Австралии  существовало только 2 библиотечные школы  в университетах, которые имели  профессоров библиотековедения. Другие библиотечные школы существовали в высших учебных заведениях, именуемых колледжами высшего образования или технологическими институтами. Эти институты ориентировались на преподавание практических навыков профессии, нежели на теоретическую и научно-исследовательскую подготовку и направления работы. В конце 1980-х гг. произошла реорганизация высшего образования в Австралии, поднявшая эти колледжи и институты до университетского статуса путем слияния и усиления работы.

      Образовательные программы в австралийских высших учебных заведениях в настоящее время подвергаются оценке качества и аттестации раз в 7 лет согласно критериям и процедуре оценки, заложенным в постановлениях и решениях Австралийской библиотечно-информационной

      31

      ассоциации (АБИА). Аккредитованными АБИА организациями являются двенадцать университетов (См. приложение № 2).

      Соединённые Штаты Америки. В США по окончании  школы человек, имеющий желание  дальше учиться, имеет две основные возможности: поступить в колледж  и получить степень бакалавра (4 года) или пройти обучение на получение т.н. ассоциативной степени в юниор-колледжах (Junior College) и муниципальных колледжах (Community College), где срок обучения составляет обычно 2 года. В американском библиотечном образовании кардинальное отличие от российской системы заключается в том, что ни на уровне бакалавриата, ни в двухлетних юниор- и муниципальных колледжах обучиться профессии библиотекаря нельзя. Возможность получения библиотечного образования открывается только при наличии у человека степени бакалавра (практически по любому направлению - от психологии и экономики до русского языка), и, таким образом, первой ступенью библиотечного образования является магистратура (2 года). Если имеется желание обучаться дальше - обычно это связано с серьезными исследовательскими     интересами            предлагается     второй     уровень,

      докторантура (3-4 года). Профессиональное сообщество оперирует двумя видами степеней: магистр библиотечных наук (часто - магистр библиотечных и информационных наук) и доктор философии (вариант -доктор искусств) в библиотечных науках. В целом человек может обучаться в системе американского библиотечного образования максимум 5-6 лет. Наличие магистерской степени в библиотечных и/или информационных науках является обязательным условием для получения так называемой «профессиональной» должности в американской библиотеке. (27)

      Вьетнам. Подготовка библиотечно-информационных кадров СРВ проводится по двум направлениям: первичное профессиональное обучение и непрерывное образование библиотечно-информационных работников (переподготовка и повышение квалификации).

      32

      Первичное профессиональное обучение осуществляют вузы, готовящие библиотечно-информационные кадры высшей квалификации, и училища, готовящие библиотечно-информационные кадры средней квалификации.

      Вузовская система подготовки библиотечно-информационных специалистов Вьетнама включает в себя: Ханойский государственный институт культуры, Институт общественных и  гуманитарных наук города Хошимина, Ханойский государственный институт общественных наук, Народный вуз «Донг До», Высшее учебное заведение культуры г. Хошимина.

      Во  многих провинциях организованы училища  культуры и искусства, готовящие  работников средней квалификации. Их выпускники очень нужны для публичных библиотек, особенно для библиотек сельской общины. Несмотря на это сейчас число училищ уменьшается из-за экономических трудностей.

      Во  Вьетнаме отсутствует унификация содержания и программ обучения библиотечно-информационным дисциплинам в государственном масштабе. Каждый вуз осуществляет свою собственную программу. Поэтому бывают случаи, когда выпускники данного вуза хорошо владеют знаниями «традиционными», но плохо знаки новую технологию, соответствующую требованиям модернизации библиотек.

      Таким образом, выпускники далеко не всегда отвечают требованиям рынка труда. Поэтому, непрерывное образование библиотечно-информационных кадров играет очень большую роль.

      Непрерывное образование библиотечно-информационных кадров в СРВ представлено следующим  образом: Национальная библиотека отвечает за подготовку работников сети публичных библиотек; Национальный центр научно-технологической     информации     и     документации     отвечает     за

      33 

      подготовку    библиотечно-информационных    специалистов    сети   научно-технических библиотек. (47)

      В течение XX века требования к библиотечной профессии менялись: от энциклопедизма до набора технологических операций, а в последствии вытеснение традиционных форм и направлений работы информационно-коммуникационными. Всё это, а так же активизация мировых интеграционных процессов привели к пониманию необходимости разработки международных стандартов в области библиотечно-информационного образования. Первый стандарт для библиотечных школ был утверждён на 42-й сессии Генерального совета ИФЛА в 1976 году в Лозанне, где рассматривались важнейшие принципы, структура понятий и средств в сфере международного библиотечного образования. В данном документе установлены критерии, применимые в любом национальном контексте.

      Важным  шагом в этом направлении явилось утверждение на 66-й сессии ИФЛА в 2000 году в Иерусалиме «Основных направлений развития профессиональных программ библиотечно-информационного образования» подготовленных на основе пересмотренного стандарта для библиотечных школ 1976 г. Документ содержит новые требования к профессии библиотекаря. Если стандарт 1976 г. По библиотечно-информационному образованию был направлен на развитие коллекций книг и других материалов в стенах библиотек и предназначен для людей, которые учились отбирать, комплектовать, организовывать, хранить и распространять бумажные материалы, то в новом документе библиотека уже не рассматривается как коллекция документов, собранных в одном месте. Библиотекарь должен широко использовать глобальные информационные компьютерные сети для обеспечения пользователей различной информацией. Отмечается, что библиотечно-информационное образование должно удовлетворять потребности страны в политическом, социальном, экономическом и техническом развитии и учитывать особенности учреждения, где

      34

      проходит  обучение. Учебное заведение (по международной  терминологии — школа) осуществляет на университетском уровне подготовку бакалавров, магистров и докторов наук согласно международной классификации  ЮНЕСКО. (4)

      В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме реформирования библиотечно-информационного образования в контексте Болонского процесса. Это характерно не только для России, но и других стран в него вовлечённых. Сорбонская и Болонская декларации призывают европейские вузы «гармонизировать архитектуру высшего образования», что должно произойти «в короткие сроки и, во всяком случае, в пределах первого десятилетия третьего тысячелетия». 

 

       Глава 2. ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕКАРЯ: ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ 2.1 Имидж современного библиотекаря

      Имидж, с точки зрения 3. Фрейда - это, скорее всего, идеальный образ человека или предмета.

      Термин  имидж, введенный в специальную  русскоязычную литературу О. А. Феофановым в 1970-е гг., получил широкое распространение  в 1990-е гг., причем в отношении не только человека, но и организации, предмета, региона, системы и т.д.

      В библиотековедении проблема имиджа активируется в ракурсе имиджа руководителя библиотеки, имиджа библиотеки посредством  рекламы, внедрения информационно-компьютерных технологий и т.д.

      Имидж библиотекаря (персонала организации) следует рассматривать в ракурсе  имиджа библиотеки, так как он является элементом системы «библиотека» (в интерпретации Ю.Н. Столярова) наряду с другими элементами: библиотечным (документным фондом), материально-технической базой, контингентом пользователей, отношения которых влияют на имидж библиотекаря и всех других элементов системы и декларируют его.

      Побудительной, движущей силой формирования, изменения  имиджа человека, организации и т.д. является отношение к своему образу как со стороны самого человека, организации, так и со стороны других людей, организаций. В концепции отношений В. М. Мясищева под отношениями понимаются потребности, интересы положительные, отрицательные, индифферентные и др. Так, потребность человека стать более привлекательным для себя и других заставляет его искать пути изменения своего имиджа. И наоборот, безразличие человека к себе, к тому, как к нему относятся другие, может привести к деградации личности.

      Наряду  с привлекательным образом библиотекаря, положительными типами    его    взаимоотношений    с    читателями    выявлены    и    некоторые

      36

      негативные  моменты, обусловленные, в частности, невысоким уровнем культуры общения  библиотечных специалистов.

      Внешняя коммуникация, в том числе виртуальное общение с пользователями, привлечение социальных партнеров к деятельности библиотеки, формирование у них положительного отношения к библиотеке, влияет на финансовую, социальную и другие виды поддержки элементов библиотеки.

      Одна  из приоритетных задач библиотекаря - создание имиджа чтению, читателю. Например, в Финляндии в общественном сознании людей закрепляется имидж образованного человека как читающего. Формированием имиджа читающего человека, читающей нации должны быть обеспокоены государственные структуры, общественные организации, при бесспорном лидерстве библиотек как инициирующих институтов в сфере чтения.

      В нашей стране имидж читающего  человека не в моде, однако, многие специалисты  склонны считать, что постепенно мы выходим из кризиса чтения, что доказывают такие интересные акции как «Человек читающий» в Санкт-Петербургском зоопарке.

      Обеспокоенные сложившейся ситуацией петербургские  сценаристы из творческой    группы    «САХАР,    1КГ»    нашли    практически    последние

      37

      оставшиеся особи редкого вида «человек читающий» {homo litteratus) и обратились в зоопарк Санкт-Петербурга с просьбой взять под защиту редких социальных животных. Администрация зоопарка пошла навстречу петербургской интеллигенции, в результате чего посетители зоопарка смогли воочию увидеть четырёх читающих людей за прутьями клетки, любезно предоставленной во временное пользование медведем барибалом.

      За  два дня, проведенные активистами  в клетке, произошло множество  интереснейших событий, начиная  от публичных чтений произведений Хармса, Аверченко, Тэффи, Достоевского, Блока и многих других авторов, и заканчивая вокально-инструментальными импровизациями на тему известных литературных произведений, да и просто на любые темы, предложенные посетителями зоопарка, которые, кстати, сами с удовольствием участвовали в различных конкурсах и интерактивных развлечениях, предложенных им «добровольными заточенцами». Наиболее активными участниками были дети. Они рассказывали наизусть стихотворения Пушкина, Некрасова, Агнии Барто, а, случалось, что и собственного сочинения. Взрослые же подкармливали сидящих в клетке сценаристов бананами, печеньем, домашней выпечкой, Вознесенским, Тютчевым и Некрасовым в собственном исполнении, а также обещали обязательно купить на пути домой какую-нибудь новую книгу в домашнюю библиотеку. (95)

      Однако  такие акции носят единичный  характер и не оказывают существенного  влияния на общую картину. Проблема имиджа библиотекаря и читателя (а  это половина системы «библиотека»!) требует научного осмысления. В зарубежном библиотековедении имидж библиотеки - активно разрабатываемая тема, получающая отражение как в статьях, так и в отдельных монографиях и сборниках. В российской профессиональной печати по этому вопросу имеются только отдельные публикации.

      Одно  из крупнейших исследований имиджа библиотек  и библиотекарей было организовано в 1988 г. Ассоциацией специальных библиотек США,

Информация о работе Образ современного библиотекаря: факторный анализ