Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:58, лекция
Персональный менеджмент — это последовательное и целенаправленное применение в повседневной практике испытанных методов работы с целью оптимального использования времени, собственных возможностей и сознательного управления своей деятельностью.
Организация рабочего места — это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению.
Правильная организация рабочего места предполагает:
• соблюдение санитарно-гигиенических норм, включая поддержание постоянной оптимальной температуры в служебном помещении, отсутствие шума и правильную освещенность рабочего места;
• цветовую композицию рабочего помещения;
• правильную планировку, укомплектование мебелью, различными вспомогательными устройствами и канцелярскими принадлежностями;
• оснащение техническими средствами.
Типовые и примерные номенклатуры дел, разрабатываемые вышестоящими организациями для своих подведомственных организаций, должны быть рассмотрены и согласованы с экспертнопроверочной комиссией соответствующего архивного органа и утверждены руководителем организации отраслевого органа управления. Переработку и переутверждение типовых и примерных номенклатур дел проводят один раз в 10 лет.
Утвержденный экземпляр номенклатуры дел организации является документом постоянного хранения и включается в раздел номенклатуры дел службы ДОУ в виде самостоятельного дела, так же как и все контрольные и справочные картотеки. Номенклатура дел составляется по установленной форме и включает следующие реквизиты:
• наименование организации;
• наименование вида документа (номенклатура дел);
• дату документа;
• индекс дела;
• место составления или издания документа;
• гриф утверждения документа;
• заголовок к тексту;
• текст документа;
• подпись;
• гриф согласования документа.
Наименование разделов номенклатуры дел — это названия структурных подразделений организации. Первым разделом номенклатуры независимо от места в штатном расписании является служба ДОУ, последними разделами — общественные организации и органы, действующие на общественных началах. Если в организации отсутствуют структурные подразделения, то ее номенклатура строится по производственно-отраслевой или функциональной схеме. В качестве разделов номенклатуры используются направления деятельности организации или должности руководителей и специалистов. При указании названия раздела обязательно проставляется и его индекс.
Объем каждого дела не должен превышать 250 листов. Поэтому если к концу года собирается большое количество документов под одним названием, то дело может быть сформировано в нескольких томах (частях). Для их учета в номенклатуре дел предусмотрена третья графа. Она заполняется в конце года.
В
конце года в номенклатуре делается
итоговая запись о категориях и количестве
заведенных дел, включая число томов (частей),
с учетом сведений графы № 3.
Формирование дел
В соответствии с ГОСТ Р. 51141 — 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» формированием дела называется «отнесение документов к определенному делу и систематизация документов внутри дела». Группировка документов в дела производится в соответствии с номенклатурой дел. Порядок формирования дел должен быть изложен в инструкции |ПО делопроизводству организации.
Различают централизованное формирование, которое осуществляется только службой ДОУ, и децентрализованное, производимое всеми структурными подразделениями организации. Формирование дел в структурных подразделениях осуществляют лица, ответственные за документацию; методическое руководство и контроль за правильностью формирования дел — служба ДОУ и ведомственный архив. В небольших учреждениях, фирмах дела формируются централизованно секретарем. Он же является ответственным за сохранность документов.
Формирование дела начинается с начала года. Для всех названных в номенклатуре дел заводится папка. На обложке каждого из них пишется наименование организации, затем с новой Строки — название структурного подразделения и под ним, в середине обложки, указывается индекс дела по номенклатуре. После этого полностью переносится на обложку заголовок дела из номенклатуры. В нижней части обложки дела проставляется срок его хранения. Если дело имеет постоянный срок хранения, то пишется: «Хранить постоянно».
Заголовок
является важнейшим элементом
• наименование вида документа (приказы, протоколы, отчеты, акты и т.д.), наименование рода заводимого дела (переписка, документы, дело);
• авторство документа (наименование организации, структурного подразделения);
• адресат или корреспондент документа (наименование организации, которой адресуют или от которой получают документ);
• краткое содержание документов дела;
• название территории (местности), с которой связано содержание документов дела;
• даты (периоды), к которым относятся документы дела;
• указание на копийность дела.
В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период времени (месяц, квартал, год) на (за) который составлены документы, наименование их вида (план, отчет) и авторы, например: «Годовой отчет фирмы по капитальным вложениям за 2001 год».
В заголовке дела, содержащего статистические формы, заполняемые в организации, приводятся: название формы, ее номер или шифр, например: «Годовой отчет о работе цехов по форме Б-36» или «Ведомость №... по счетам...».
В
заголовках дел, содержащих организационно-
Дела не должны иметь общих заголовков, не раскрывающих содержание и виды документов, например, таких как «Руководящие материалы», «Разная переписка», «Переписка по общим вопросам», «Дела с отчетностью» и т.п. Подобные заголовки недопустимы. При необходимости в заголовках дела указывается копийность документов.
Документы могут группироваться в дела по следующим признакам: номинальному, предметно-вопросному, авторскому, корреспондентскому, географическому, хронологическому.
Основанием для группировки документов по номинальному признаку служит их принадлежность к одному и тому же виду, например: «Приказы, протоколы, справки, акты и т.п.»
При формировании документов в дело по предметно-вопросному признаку за основу берут их содержание, например: «Документы по вопросам повышения качества продукции (рекламации, докладные записки, справки, акты)».
Авторский признак предполагает группировку в дело документов одного автора, например: «Протоколы производственных совещаний завода «Коммунар» за 2002 год».
Корреспондентский признак используется при группировке документов, связанных с перепиской. В заголовке указывается корреспондент, с которым ведется переписка, и раскрывается содержание вопроса, например: «Переписка со средними профессиональными учебными заведениями о совместной подготовке специалистов».
При группировке в одно дело документов нескольких корреспондентов используется географический признак, например: «Переписка с предприятиями Восточной Сибири по вопросам поставки продукции».
Хронологический признак применяется при группировке документов за какой-либо определенный период, например: «Квартальные отчеты о научно-исследовательской работе преподавателей института».
В дело могут быть подшиты только те документы, которые предусмотрены в нем номенклатурой. На документы не указанные в номенклатуре, заводится самостоятельное дело, и его название дописывается в номенклатуру дел под резервным номером.
При формировании дел следует помнить, что в дело включаются только исполненные документы (имеющие отметку об исполнении) в соответствии с заголовками дел по номенклатуре. Неисполненные, а также подлежащие возврату документы подшивать в дело запрещено.
Документы находятся в деле только в одном экземпляре. Черновики, размноженные копии в дело не подшиваются. Исключение составляют копии, на которых есть резолюции, визы, пометки, дополняющие содержание первых экземпляров. В дело помещаются документы, которые по своей содержательной части соответствуют его заголовку.
Одним из важнейших требований, которые должны выполняться при формировании дел, является группировка в отдельные дела документов, предназначенных для постоянного и временного хранения.
Документы постоянного хранения и со сроками хранения свыше 10 лет и до 10 лет не могут быть сгруппированы в одно дело.
Сроки хранения устанавливаются на основе специальных перечней типовых и ведомственных документов. Сроки, утвержденные типовыми перечнями, сокращать не разрешается; они могут быть только увеличены в особых случаях, вызванных спецификой деятельности отдельных организаций. Сроки хранения документов, не предусмотренных типовым или ведомственным перечнем, устанавливаются ЭПК соответствующего архивного учреждения на основе материалов, представленных ведомственным архивом и ЭК организации.
Особенности составления и оформления первичных документов в бухгалтерии
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. С января 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах» началось внедрение унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий. Их использование является обязательным для всех предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Унифицированные формы первичного учета, предназначенные для оформления однородных, типовых хозяйственных операций, применяемых в деятельности предприятий, способствуют рационализации и повышению качества первичной документации. Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Госкомстат России разработал унифицированные формы первичного учета и представил их в трех альбомах. Первый альбом включает формы по учету сельскохозяйственной продукции и сырья (утвержден Постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68). Во второй альбом входят формы по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).
Третий альбом содержит формы по учету работы строительных машин и механизмов, учету работы в автомобильном транспорте (утвержден Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78).
Внедрение новых унифицированных форм документов вместо устаревших способствует повышению качества первичного учета. Его совершенствование отвечает интересам предприятий и организаций. Полная и достоверная первичная информация необходима не только для оперативного руководства и управления, но и для использования её налоговыми, банковскими, статистическими и иными заинтересованными организациями.
Формы,
содержащиеся в альбомах, используются
заинтересованными ведомствами в качестве
образцов построения, унификации и стандартизации
при разработке специализированных форм
первичного учета.
Новые унифицированные формы первичных документов
Шифр |
|
Т-1 | Приказ (распоряжение) о приеме на работу |
Т-2 | Личная карточка |
Т-4 | Учетная карточка научного работника |
Т-5 | Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу |
Т-6 | Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска |
Т-8 | Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) |
Т- 12 | Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы |
Т- 13 | Табель учета использования рабочего времени |
Т-49 | Расчетно - платежная ведомость |
Т- 51 | Расчетная ведомость |
Т-53 | Платежная ведомость |
Т-54 | Лицевой счет |
Т-54а | Лицевой счет |
ОС-1 | Акт (накладная) приемки - передачи основных средств |
Шифр | Наименование документа |
ОС-3 | Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов |
ОС-4 | Акт на списание основных средств |
ОС-5 | Акт на списание автотранспортных средств |
ОС-6 | Инвентарная карточка учета основных средств |
ОС-14 | Акт о приемке оборудования |
ОС-15 | Акт приемки - передачи оборудования в монтаж |
ОС-16 | Акт о выявленных дефектах оборудования |
НМА-1 | Карточка учета нематериальных активов |
М-2 | Доверенность |
М-2а | Доверенность |
М-4 | Приходный ордер |
М-7 | Акт о приемке материалов |
М-8 | Лимитно-заборная карта |
М-11 | Требование-накладная |
М- 15 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
М- 17 | Карточка учета материалов |
М-35 | Акт оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений |
МБ-2 | Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
МБ-4 | Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
МБ-7 | Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений |
МБ-8 | Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
КС-3 | Справка о стоимости выполненных работ и затрат |
КС-6 | Общий журнал работ |
КС-И | Акт приемки законченного строительного объекта |
КС-14 | Акт приемки законченного строительного объекта приемочной комиссией |
ЭСМ-1 | Рапорт о работе башенного крана |
ЭСМ-2 | Путевой лист строительной машины |
ЭСМ-3 | Рапорт о работе строительной машины (механизма) |
ЭСМ-4 | Рапорт - наряд о работе строительной машины (механизма) |
ЭСМ-5 | Карта учета работы строительной машины (механизма) |
ЭСМ-6 | Журнал учета работы строительных машин (механизмов) |
ЭСМ-7 | Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) |
3 | Путевой лист легкового автомобиля |
Зспец. | Путевой лист специального автомобиля |
4 | Путевой лист легкового такси |
4-С | Путевой лист грузового автомобиля |
4-П | Путевой лист грузового автомобиля |
В | Путевой лист автобуса |
6спец. | Путевой лист автобуса не общего пользования |
8 | Журнал учета движения путевых листов |
1-Т | Товарно - транспортная накладная |