Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Воспитатель рассказывает о причине своего плохого  настроения. Утром она была смерти собаки на дороге. Этот случай вызвал воспоминания из детства. У нее тоже погибла  любимая собака. Воспитатель предлагает детям выбрать из трех карточек ту, которая соответствует их настроению после ее рассказа, и просит вспомнить и рассказать грустные случаи из своей жизни.

    Вопросы:

    - А вам было когда нибудь  грустно? Почему? Что помогло вам  перенести грусть, горе?

    Далее воспитатель говорит, что ей стало  гораздо легче после того, как  она поделилась своими переживаниями  с детьми, и они ее выслушали. Она  просит их встать в круг и спеть  любимую песенку.

      В конце занятия воспитатель  обращает внимание на  то, что  настроение них улучшилось.

    Другие  варианты

    Музыкальное занятия

    Прослушивание произведения П. Чайковского «Болезнь куклы», «Смерть куклы» («Детский альбом»).

    Чтение  рассказа Л. Толстого «Птичка»

    Вопросы к детям:

    - Зачем мальчик посадил птичку  в клетку? Какое настроение было у птички? Почему птичка хотела улететь? Что чувствовал мальчик, когда увидел мертвую птичку? Было ли вам когда нибудь очень грустно? Что помогло вам преодолеть грусть?

    Тема 3. Злость

    Вариант 1

    Материал. Произведение К. Чуковского «Бармалей» с иллюстрациями Конашевича; карточки с графическими изображениями эмоций; мяч.

    Ход занятия.

    Воспитатель предлагает детям внимательно просмотреть  иллюстрации с изображением Бармалей, обращая внимание на то, как художник передал жесты, мимику персонажа, затем  спрашивает: «Почему Бармалея можно назвать злым?»

    Затем педагог просит детей найти карточку с графическим изображением эмоций, соответствующую выражению лица Бармалея и предлагает инсценировать  небольшие отрывки из этого произведения, обращая внимание на то, чтобы дети изобразили жесты, мимику, голос злого Бармалея.

    Вопросы после инсценировки:

    - Что ты чувствуешь в тот  момент, когда изображаешь злость? Что можно посоветовать злому  Бармалею, что бы он не был  таким? Встречали ли вы злых  людей? Случалось ли вам быть злыми? Что вы делали в этот момент? Из- за чего вы можете разозлиться?

    Выслушав  ответы детей, воспитатель рассказывает им, что есть много способов помочь себе или другому человеку преодолеть плохое настроение и злость, предлагает поиграть в игру «Волшебные слова».

      В заключение воспитатель вместе  с детьми приходят к выводу: каждый человек может разозлиться,  когда его обижают, делают ему  больно, и в этом случае ему  обязательно нужно помочь.

    Другие  варианты

    Чтение  сказки А. Толстого «Приключения Буратино»

    Беседа  о характере Карабаса-Барабаса, инсценировка отрывков сказки с его участием.

    Вопросы к детям:

    — Каких героев этой сказки можно назвать  злыми? Почему? А что чувствуете вы, когда встречаетесь со злыми людьми?

      Беседа о героях сказок

    Дети  рассказывают, кого из сказочных героев они считают добрыми, а кого — злыми, и почему.

    Обсуждение  ситуаций и случаев, вызвавших у  детей чувство злости.

    Тема 4. Страх

    Вариант 1

    Материал. «Страшный рассказ» Е. Чуршина; декорации: окно с луной и звездами, две кроватки; куклы для спектакля; Саша, Петя и ежик; корзинка.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям посмотреть кукольный  спектакль: два мальчика – Саша и  Петя, живут в доме у самого леса. В этот вечер их мама и папа ушли к соседям в гости, а Саша и  Петя остались одни.

    Занавес открывается.

    На  ширме декорация, изображающая комнату. Горит яркий свет. Саша и Петя сидит каждый на своей кроватке и  беседуют.

    Петя (зевая): Мама сказала, что бы ми их с папой не ждали и ложились спать.

    Саша: Петь, залезай под одеяло, я свет выключаю!

    Саша  гасит свет. Комната погружается  в темноту.

    Петя: Темнотища… Я ничего не вижу.

    Саша: Ничего, сейчас глаза привыкнут.

    Слышится  шорох

    Петя: Ой, что это?

    Саша: Не знаю, но мне совсем не страшно.

    Петя: Мне тоже совсем не страшно.

    Саша: А я воров не боюсь.

    Петя: А я медведей не боюсь

    Саша: Они сюда не придут.

    За  дверью слышится топот, который становится все громче  и громче.

    Петя: (испуганным шепотом): Вдруг это Баба – Яга?

    Петя  бежит к Саше на кровать. Оба закрываются  одеялом с головой.

    Саша: Давай свет включим.

    Петя: Вот ты и включай!

    Саша: Да, какой хитренький, вылезу, а она меня цап – царап.

    Вновь раздается топот. Дверь со скрипом  открывается. Топот и пыхтение раздаются  уже в самой комнате, приближается к кровати. Оба мальчика с криком выскакивают и включают свет и прыгают на кровать. Саша и Петя стоят на кровати и смотрят вниз. На полу они видят ежика.

    Петя: Ежик?!

    Саша: Он, наверно, из леса пришел.

    Петя: Давай положим его на ночь в корзинку, а утром накормим молоком.

    Саша  и Петя кладут ежика в корзинку.

    Петя и Саша (вместе): Теперь можно спокойно заснуть!

    Дети  гасят свет, ложатся в постель  и засыпают.

    Занавес закрывается.

    Воспитатель обсуждает с детьми кукольный  спектакль. Вопросы к детям:

    - Что чувствовали мальчики? Почему  они испугались? Что они сделали для того, что бы узнать, что их напугало? А вам бывало когда – нибудь страшно? Что вас больше всего может испугать?

    Воспитатель просит детей рассказать, что надо сделать, что бы перестать бояться.

    Другие  варианты

    Чтение  стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя?»

    После чтения стихотворения воспитатель  спрашивает детей, что означают слова  «У страха глаза велики». Затем раздает  детям карандаши и бумагу и  предлагает нарисовать на одной половинке  листа, кого или чего они боятся, а на другой – что может помочь преодолеть страх.

    Чтение  произведения Н. Носова «Живая шляпа»

    Вопросы к детям:

    Что почувствовали мальчики, когда увидели  странную шляпу? Как они себя повели, когда испугались? А вы чего нибудь боялись в жизни?

    Чтение  русской народной сказки «У страха глаза велики»

    Тема 5 Никто меня не любит

    Вариант 1

    Материал. Фотография воспитателя с грустным выражением лица (детская); карточки с изображением разных настроений литературных персонажей (для каждого ребенка)

    Ход занятия

    Воспитатель приносит в группу свою детскую фотографию, показывает ее детям и предлагает определить, какое настроение у нее на этом снимке (грустное). Затем она объясняет причину такого настроения, которую она хорошо помнит до сих пор: это произошло в первый день ее прихода в детский сад. Утром она нечаянно пролила кофе на чистую салфетку. Потом у игрушечного мишки оторвалась лапа. Девочки не позвали ее играть  кукольный уголок. Поэтому в конце дня она почувствовала себя очень несчастной, так как ей казалось, что ее никто не любит.

    Воспитатель задает детям вопросы:

    - А были ли у вас такие  ситуации, когда вам  кажется,  что вас никто не любит? Что  вы можете сделать, чтобы чувствовать  себя лучше?

    Воспитатель старается индивидуально обсудить каждую конкретную ситуацию и вселить в детей уверенность, что все они любимы.

    Затем проводится игра «Угадай настроение»: детям раздается комплект картинок с изображениями разных эмоциональных  состояний литературных персонажей, и предлагается угадать их настроение (грустный, спокойный, веселый и т.д.)

    Другие  варианты:

    Чтение  отрывка из сказки Г. Х. Андерсена  «Гадкий утенок»

    Обсуждение  состояния гадкого утенка, когда  другие птицы осуждали и прогоняли  его.

    Вопросы к детям:

    - почему утенка прозвали гадким? Как к нему относились остальные  обитатели птичьего двора? Что чувствовал утенок? Вы когда нибудь чувствовали, что вас никто не любит?

    Обсуждение  ситуации:

    - девочка пришла после болезни  с коротко подстриженными волосами, ей одиноко и неуютно, все  смеются над ней;

    - ребенок переходит в другой детский сад, он боится, что у него там не будет друзей. 

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Тема 1. Мимические признаки эмоций

    Вариант 1

    Материалы. Рассказ Э. Мошковской «Обида»; зеркало; небольшие плотные белые карточки (по четыре на каждого ребенка); конверты (на каждого ребенка).

    Ход занятия

    Воспитатель читает рассказ Э. Мошковской «Обида»  и спрашивает у детей, как и  почему изменилось настроение главного героя, интересуется, что бы чувствовали  сами дети, оказавшиеся в подобной ситуации.

    Затем взрослый приносит детей «изобразить» перед зеркалом различные эмоции и рассказать, как меняется выражение лица (рта, бровей, глаз) у испуганного, удивленного, довольного человека.

    Затем задание можно усложнить. Например, воспитатель (а затем какой –  либо ребенок по его просьбе) изображает то или иное состояние, а остальные дети пытаются догадаться, что он при этом чувствует. После этого раздаются небольшие плотные листочки бумаги, и дети тщательно рисуют лица – схемы, отражают различные состояния: грусть, радость, удивление, спокойствие. При необходимости взрослый помогает им.

    В конце занятия детям раздаются  конверты, в которых помещаются рисунки  – карточки (конверты подписываются)

    Вариант 2

    Материал. Воздушные шары; цветная бумага; клей; ножницы.

    Ход занятия.

    Воспитатель говорит детям, что сегодня у нее очень хорошее настроение, и спрашивает, как об этом можно догадаться. Затем предлагает детям следующую игру: она тихо, что бы никто не слышал, попросит кого – нибудь из них изобразить  небольшую сценку, а остальные должны догадаться, что произошло (радостная встреча друзей, печальное известие, ссора и примирение, подарок). Если дети не смогут точно определить, что изображалось, воспитатель напоминает им, что настроение человека можно узнать по мимике, жестам, позам и т.д. Далее детям предлагается изобразить следующие эмоции: грусть, злость, удивление, радость.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева