Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Дети 5 – 7 лет уже не просто сравнивают и узнают различные эмоциональные состояния, но и учатся выражать их таким способом, что бы они были понятны другим людям. В жтом возрасте воспитатель уже может предложить к обсуждению такие сложные темы, как «Печаль и горе», где говорится о смерти близких родственников или любимых животных.
Важным педагогическим приемом является и то, что в группе воспитатель вместе с другими детьми оформляет для каждого ребенка «зону приватности» (уголок его любимых вещей: игрушек, фантиков, журналов, наклеек и т.п.), что способствует повышению самооценки ребенка, его эмоциональному благополучию.
Таблица 6. Младший дошкольный возраст.
Тема | Программное содержание |
Грусть и радость | Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость - грусть), учить определять их по внешни проявлениям. |
Изменение настроениея | Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения |
Страшно | Помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей. |
Таблица 7. Средний дошкольный возраст.
Тема | Программное содержание |
Грусть, радость, спокойствие | Продолжить знакоимть с освновными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустное настроения (печаль - горе) |
Злость | Помочь детям понять, что такое злость |
Страх | Научить справляться со своими страхами. |
Никто меня не любит | Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании |
Таблица 7 Старший дошкольный возраст
Тема | Программное содержание |
Мимические признаки эмоций | Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе. |
Твои поступки и чувства других | Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. |
Спорящие лица | Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. |
Горе | Помочь детям понять, что такое горе, учить справляться с тяжелыми чувствуми. |
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Тема 1. Грусть и радость
Вариант 1
Материал. Круги – знаки из желтой бумаги; черный карандаш; зеркала (для каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель организует подвижную игру «Солнышко и дождик» (при условии, что дети умеют в нее играть). Педагог обращает внимание каждого ребенка на то, как дети проявляют веселье и радость.
После игры воспитатель задает вопросы:
- Как мы радовались солнышку? Как мы понимаем, что кому – то радостно и весело?
Воспитатель просит детей, гляда на себя в зеркало, улыбнуться ипосмотреть, как улыбаются другие.
Затем каждому ребенку предлагатся нарисовать смеющееся, радостное солнышко. На желтых кругах дети схематично рисуют солнышку глаза и улыбку.
Вариант 2
Материал: Большре зеркало.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка ряба», а затем беседует с ними около зеркала.
Вопросы к детям:
-
Какое настроение стало у
Воспитатель предлагает детям изобразить перед зеркалом грустных дедушку и бабушку и задает вопросы:
-
Как курочка успокоила дедушку
и бабушку? Какое стало
Воспитатель предлагает показать веселых дедушку и бабушку.
Затем дети танцуют под русскую народную музыку.
Вариант 3
Материал. Куклы для спектакля «Курочка Ряба» (используются куклы бибабо)
Ход занятия
Воспитатель показывает детям перчатную куклу – курочку, говорит, что это персонаж из сказки «Курочка Ряба» и предлагает выбрать себе по желанию роли персонажей сказки.
Во
время игры-драмматизации
Затем, воспитатель обращает внимание на куклу - курочку и говорит, что она загрустила, объясняет детям, что у курочки пропали цыплятки и поэтому ей грустно и одиноко. Воспитатель спрашивает у детей, как помочь курочке. Выслушав ответы, предлагает им «превратиться в цыпляток». Проводится подвижная игра «Вышла курочка гулять». Ребята в образе цыпляток, а воспитатель — курочки — имитируют соответствующие характерные движения и произносят:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Целое корытце.
На зов курочки цыплята с писком бегут к ней. Воспитатель говорит, что теперь курочке весело.
Занятие заканчивается общим веселым танцем.
Вариант 4
Материал: Картинки с изображением зайчика в разных ситуациях и с разными выражениями мордочки (иллюстрации из хрестоматии «День за днем» – М.: «Новая школа», 1996); музыкальные фрагменты: Е. Туманян, «Лиса» (сборник «Музыка и развлечения»); П. Чайковский, «Осеняя песнь» (из цикла «Времена года»); П. Чайковский, «Камаринская» (из цикла «Детский альбом»).
Ход занятия:
Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомую сказку «Лиса, заяц и петух» и прослушать музыкальные картинки к этой сказке.
Исполняя фрагмент музыкального произведения «Лиса», характеризующий лису. Детям предлагается показать движения лисы.
Далее следует фрагмент музыкального произведения «Осенняя песня». Это фрагмент можно использовать для иллюстрации грустного настроения.
Вопросы:
- Какая музыка по настроению? У кого из героев нашей сказки было такое настроение?
Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать картинку с таким изображением зайчика, которое соответствует по настроению этой музыке.
-
Почему зайчику грустно?
В конце занятия звучит веселая и задорная мелодия «Камаринской».
Вопросы:
-
Как вы думаете, какое
Педагог предлагает детям сплясать любимый танец под веселую музыку, затем спрашивает:
-
А у вас какое сейчас
Другие варианты:
Чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки»
Вопросы к детям:
- В каком настроении прибежали котятки к маме? Какое настроение стало у мамы? Как изменилось ее настроение, когда котятки нашли перчатки? Какое настроение стало у котят в конце стихотворения?
Воспитатель просит детей точнее передать мимикой и голосом настроение героев.
Данное
стихотворение можно затем
Рассматривание сюжетных картинок к стихотворениям А. Барто «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Мячик»
Вопросы к детям:
-О чем это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызывает? Почему? А какие у вас любимые игрушки?
Дети рассказывают о своих любимых игрушках.
Тема 2. Изменение настроения.
Вариант 1
Материал. Фланелеграф; две плоскостные фигуры девочки (веселая и плачущая); изображение мяча, лужи.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая произошла с девочкой Таней (выставляет на фланеленграф фигуру веселой девочки с мячом в руках):
«Жила была девочка Таня. И был у нее красивый, яркий мяч, который ей подарили на день рождения…»
Вопросы к детям:
- Какое настроение у нашей Тани? Как вы догадались, что Таня - веселая?
Воспитатель заменяет фигуру на фланелеграф на фигуру плачущей девочки, мяч перемещает в лужу и читает стихотворение:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Вопросы к детям:
- Изменилось ли настроение у Тани? Какое оно сейчас? Как мы ее успокоим?
Дети
повторяют последние две
Мяч достали, он как новый,
Стала Танечка веселой.
- Какое настроение у нашей Тани сейчас? А вам когда нибудь было грустно?
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру и говорит: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?» Воспитатель бьет мячом об пол, а дети прыгают, изображая скачущие мячи.
Вариант 2
Материал. Кукольные персонажи – девочка с куклой на руках, котенок, гусь, свинья, коза, корова, кот, сказка Т. Козловой «Почему плакал котенок?».
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как однажды утром маленькая девочка посадила свою куклу в коляску и решила погулять с ней. Но, уходя, девочка забыла покормить котенка, а ему так хотелось молочка. На беду котенок совсем забыл, как об этом следует просить. Котенок остался один и горько заплакал. В это время появился гусь и начал спрашивать котенка, почему тот плачет. Котенок ответил, что он голодный, и позабыл, как надо просить молочка. Гусь заметил, что это проще простого. Надо сказать: «Га-га-га!» - и тогда сразу дадут поесть: он всегда так просит, когда голоден. Котенок ответил, что котята просят по-другому, не так, как гуси. То же самое спрашивают у котенка остальные герои (свинья, коза, корова). В конце сказки появляется кот и говорит котенку, что следует говорить: «Мяу - мяу». Котенок благодарит кота и начинает мяукать. После этого появляется девочка, которая рада, что нашла своего любимца и дает ему молоко. Котенок наелся молока и стал довольным и веселым.
Вопросы к детям:
- Какое было настроение у котенка, когда он остался один? Кто помог котенку вспомнить, как надо просить молока? Как изменилось настроение котенка в конце сказки?