Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Дети 5 – 7 лет уже не просто сравнивают и узнают различные эмоциональные  состояния, но и учатся выражать их таким способом, что бы они были понятны другим людям. В жтом возрасте воспитатель уже может предложить к обсуждению такие сложные темы, как «Печаль и горе», где говорится о смерти близких родственников или любимых животных.

    Важным  педагогическим приемом является и  то, что в группе воспитатель вместе с другими детьми оформляет для каждого ребенка «зону приватности» (уголок его любимых вещей: игрушек, фантиков, журналов, наклеек и т.п.), что способствует повышению самооценки ребенка, его эмоциональному благополучию.

    Таблица 6. Младший дошкольный возраст.

    Тема     Программное содержание
Грусть  и радость Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость - грусть), учить определять их по внешни проявлениям.
Изменение настроениея Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения
Страшно Помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

    Таблица 7. Средний дошкольный возраст.

    Тема     Программное содержание
Грусть, радость, спокойствие Продолжить  знакоимть с освновными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями.
Печаль, горе Помочь понять причины возникновения грустное настроения (печаль - горе)
Злость Помочь детям  понять, что такое злость
Страх Научить справляться  со своими страхами.
Никто меня не любит Помочь понять, что все нуждаются в любви  и сострадании
 
 
 
 

    Таблица 7 Старший дошкольный возраст

Тема Программное содержание
Мимические  признаки эмоций Продолжать  учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
Твои  поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят  от наших поступков.
Спорящие  лица Познакомить с  различными проявлениями негативных эмоций.
Горе Помочь детям  понять, что такое горе, учить  справляться с тяжелыми чувствуми.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Тема 1. Грусть и радость

    Вариант 1

    Материал. Круги – знаки из желтой бумаги; черный карандаш; зеркала (для каждого ребенка).

    Ход занятия

    Воспитатель организует подвижную игру «Солнышко  и дождик» (при условии, что дети умеют в нее играть). Педагог обращает внимание каждого ребенка на то, как дети проявляют веселье и радость.

    После игры воспитатель задает вопросы:

    - Как мы радовались солнышку? Как  мы понимаем, что кому – то  радостно и весело?

    Воспитатель просит детей, гляда на себя в зеркало, улыбнуться ипосмотреть, как улыбаются другие.

    Затем каждому ребенку предлагатся  нарисовать смеющееся, радостное солнышко. На желтых кругах дети схематично рисуют солнышку глаза и улыбку.

    Вариант 2

    Материал: Большре зеркало.

    Ход занятия:

    Воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка ряба», а затем беседует с ними около зеркала.

    Вопросы к детям:

    - Какое настроение стало у дедушки  и бабушки, когда прибежала  мышка и яичко разбилось?

    Воспитатель предлагает детям изобразить перед зеркалом грустных дедушку и бабушку и задает вопросы:

    - Как курочка успокоила дедушку  и бабушку? Какое стало настроение  у дедушки и бабушки после  этого?

    Воспитатель предлагает показать веселых дедушку  и бабушку.

    Затем дети танцуют под русскую народную музыку.

    Вариант 3

    Материал. Куклы для спектакля «Курочка Ряба» (используются куклы бибабо)

    Ход занятия

    Воспитатель показывает детям перчатную куклу  – курочку, говорит, что это персонаж из сказки «Курочка Ряба» и предлагает выбрать себе по желанию роли персонажей сказки.

    Во  время игры-драмматизации воспитатель  просит детей точно имитировать  голоса курочки, дедушки, бабушки, передать то, как они меняются в зависимости  от смены настроения персонажей.

    Затем, воспитатель обращает внимание на куклу - курочку и говорит, что она загрустила, объясняет детям, что у курочки пропали цыплятки и поэтому ей грустно и одиноко. Воспитатель спрашивает у детей, как помочь курочке. Выслушав ответы, предлагает им «превратиться в цыпляток». Проводится подвижная игра «Вышла курочка гулять». Ребята в образе цыпляток, а воспитатель — курочки — имитируют соответствующие характерные движения и произносят:

    Вышла курочка гулять,

    Свежей  травки пощипать,

    А за ней ребятки –

    Желтые  цыплятки.

    Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко!

    Не  ходите далеко!

    Лапками гребите,

    Зернышки  ищите.

    Съели толстого жука,

    Дождевого червяка,

    Выпили  водицы

    Целое корытце.

    На  зов курочки цыплята с писком бегут к ней. Воспитатель говорит, что теперь курочке весело.

    Занятие заканчивается общим веселым  танцем.

    Вариант 4

    Материал: Картинки с изображением зайчика в разных ситуациях и с разными выражениями мордочки (иллюстрации из хрестоматии «День за днем» – М.: «Новая школа», 1996); музыкальные фрагменты: Е. Туманян, «Лиса» (сборник «Музыка и развлечения»); П. Чайковский, «Осеняя песнь» (из цикла «Времена года»); П. Чайковский, «Камаринская» (из цикла «Детский альбом»).

    Ход занятия:

    Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить  знакомую сказку «Лиса, заяц и петух» и прослушать музыкальные картинки к этой сказке.

    Исполняя  фрагмент музыкального произведения «Лиса», характеризующий лису. Детям предлагается показать движения лисы.

    Далее следует фрагмент музыкального произведения «Осенняя песня». Это фрагмент можно  использовать для иллюстрации грустного  настроения.

    Вопросы:

    - Какая музыка по настроению? У кого из героев нашей сказки было такое настроение?

    Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать картинку с таким  изображением зайчика, которое соответствует  по настроению этой музыке.

    - Почему зайчику грустно? Покажите, как выглядит грустный зайчик. А кто помог зайчику?

    В конце занятия звучит веселая  и задорная мелодия «Камаринской».

    Вопросы:

    - Как вы думаете, какое настроение  передает эта музыка? У кого  из наших героев в конце  сказки стало такое же настроение?

    Педагог предлагает детям сплясать любимый танец под веселую музыку, затем спрашивает:

    - А у вас какое сейчас настроение?

    Другие  варианты:

    Чтение  стихотворения С. Маршака «Перчатки»

    Вопросы к детям:

    - В каком настроении прибежали  котятки к маме? Какое настроение  стало у мамы? Как изменилось ее настроение, когда котятки нашли перчатки? Какое настроение стало у котят в конце стихотворения?

    Воспитатель просит детей точнее передать мимикой  и голосом настроение героев.

    Данное  стихотворение можно затем инсценировать  с детьми.

    Рассматривание сюжетных картинок к стихотворениям А. Барто «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Мячик»

    Вопросы к детям:

    -О  чем это стихотворение? Какое  настроение оно у вас вызывает? Почему? А какие у вас любимые  игрушки?

    Дети  рассказывают о своих любимых  игрушках.

    Тема 2. Изменение настроения.

    Вариант 1

    Материал. Фланелеграф; две плоскостные фигуры девочки (веселая и плачущая); изображение мяча, лужи.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая произошла с девочкой Таней (выставляет на фланеленграф фигуру веселой девочки с мячом в руках):

    «Жила была девочка Таня. И был у нее  красивый, яркий мяч, который ей подарили на день рождения…»

    Вопросы к детям:

    - Какое настроение у нашей Тани? Как вы догадались, что Таня - веселая?

    Воспитатель заменяет фигуру на фланелеграф на фигуру плачущей девочки, мяч перемещает в лужу и читает стихотворение:

    Наша  Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    - Тише, Танечка, не плачь:

    Не  утонет в речке мяч.

    Вопросы к детям:

    - Изменилось ли настроение у  Тани? Какое оно сейчас? Как мы ее успокоим?

    Дети  повторяют последние две строчки  стихотворения. Воспитатель достает  мяч из лужи и заменяет плачущую девочку на веселую:

    Мяч достали, он как новый,

    Стала Танечка веселой.

    - Какое настроение у нашей Тани  сейчас? А вам когда нибудь было грустно?

    Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную  игру и говорит: «Мой веселый, звонкий  мяч, ты куда помчался вскачь?» Воспитатель  бьет мячом об пол, а дети прыгают, изображая скачущие мячи.

    Вариант 2

    Материал. Кукольные персонажи – девочка с куклой на руках, котенок, гусь, свинья, коза, корова, кот, сказка Т. Козловой «Почему плакал котенок?».

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как однажды утром маленькая  девочка посадила свою куклу в  коляску и решила погулять с ней. Но, уходя, девочка забыла покормить котенка, а ему так хотелось молочка. На беду котенок совсем забыл, как об этом следует просить. Котенок остался один и горько заплакал. В это время появился гусь и начал спрашивать котенка, почему тот плачет. Котенок ответил, что он голодный, и позабыл, как надо просить молочка. Гусь заметил, что это проще простого. Надо сказать: «Га-га-га!» - и тогда сразу дадут поесть: он всегда так просит, когда голоден. Котенок ответил, что котята просят по-другому, не так, как гуси. То же самое спрашивают у котенка остальные герои (свинья, коза, корова). В конце сказки появляется кот и говорит котенку, что следует говорить: «Мяу - мяу». Котенок благодарит кота и начинает мяукать. После этого появляется девочка, которая рада, что нашла своего любимца и дает ему молоко. Котенок наелся молока и стал довольным и веселым.

    Вопросы к детям:

    - Какое было настроение у котенка, когда он остался один? Кто помог котенку вспомнить, как надо просить молока? Как изменилось настроение котенка в конце сказки?

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева