В-пятых,
когда тестируемый человек не
получает обратной связи, возрастает вероятность
ошибочных ответов (можно неверно
понять инструкцию, перепутать клавиши
для ответов и др.). Но, несмотря
на все это, достоинств у компьютерного
тестирования все-таки больше. Кроме того,
практически все перечисленные недостатки
поддаются контролю.
Можно
с уверенностью предположить, что
у компьютерного тестирования большое
будущее. С каждым годом будут
появляться все новые и новые
компьютерные тесты. Значит ли это, что
когда-нибудь необходимость участия психолога
в процессе тестирования вообще отпадет?
Подобное вряд ли возможно, ведь использование
компьютера совсем не уменьшает роль человеческого
фактора. Компьютерная программа выдает
только обобщенные, унифицированные данные,
которые необходимо правильно "прочитать"
и проанализировать. Тут все зависит от
интерпретатора – чтобы понять, о чем
говорят полученные результаты, и разглядеть
за ними конкретного человека, необходим
высокий профессионализм и богатый опыт
в области психодиагностики.
Компьютер
снижает трудоемкость тестирования,
экономит время, позволяя психологу
более эффективно и творчески
решать профессиональные задачи. Однако
отношение самих психологов к
компьютерному тестированию пока далеко
не однозначно. Кто-то охотно использует
все преимущества технического прогресса,
с легкостью и интересом осваивает новые
психодиагностические процедуры. А у кого-то
появление компьютерного тестирования
вызывает негативные эмоции, поскольку
это требует переучивания, перестройки
и изменения привычного способа деятельности.
Тем не менее, реальность такова, что рано
или поздно всем специалистам, занимающимся
психодиагностикой, придется осваивать
процедуры компьютерного тестирования.
Заключение
Чувство
тревоги, выраженное в показателях уровня
тревожности, неизбежно сопровождает
учебную деятельность человека. Экзамены
для подавляющего большинства студентов
- это не только период интенсивной работы,
но и психологический стресс. Неуверенность
в себе – одно из проявлений заниженной
самооценки. Ожидание неуспеха сопровождается
такими психическими состояниями, как
тревожность, стресс, депрессия, волнение,
беспокойство, застенчивость.
Процессом
тревожности, переживания, можно в какой-то
мере управлять, стимулировать его, организовать,
направлять, обеспечивать благоприятные
для него условия, стремясь к тому, чтобы
этот процесс вел к росту и совершенствованию
личности.
Мы
предположили, что студенты, имеющие
адекватные самооценки и оптимальные
уровни тревожности более эффективны
в процессе обучения. В ходе исследования
мы выполнили поставленные задачи:
-
провели теоретический анализ
проблемы тревожности и самооценки
у студентов;
-
провести эмпирическое исследование;
-
проанализировать полученные данные
и сделать выводы.
Результаты эмпирического исследования
не показали достоверных различий между
группами. Следовательно, наша гипотеза
о том, что студенты, имеющие адекватные
самооценки и оптимальные уровни тревожности
более эффективны в процессе обучения,
не подтвердилась.
Список
используемой литературы
- Астапов В.М.
Функциональный подход к изучению состояния
тревоги // Тревога и тревожность.
– СПб.: Питер, 2001, 156с.
- Божович Л.И.
Проблемы формирования личности. – М.:
Изд-во «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352 с.
- Бороздина
Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой
зрелости // Вестник МГУ. Сер.14, Психология,
1990, №2, с.24 – 48.
- Бороздина
Л.В. Что такое самооценка? // Психологический
журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100.
- Бороздина
Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса
тревожности при расхождении уровней
самооценки и притязаний // Вопросы психологии,
1993, №1, с.104-113.
- Бороздина
Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте
второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14.,
Психология, 1997, №1 с. 27 – 42.
- Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528
с.
- Зинько Е.В.
Соотношение характеристик самооценки
и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка
и ее параметры // Психологический журнал,
2006, Т. 27, № 3, с. 18 – 30
- Китаев Н.С.,
Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука,
2003.- 346с.
- Кьеркегор
С. Страх и трепет // Тревога и тревожность.
– СПб.: Питер, 2001, 7 – 17 с.
- Липкина
А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка
в учебной деятельности. М.: Просвещение,
1968, 141 с.
- Молчанова
О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость?
//Психология. Журнал Высшей школы экономики,
2006, Т. 3, №2, с. 23 - 51.
- Мэй Р. Краткое
изложение и синтез теорий тревожности
// Тревога и тревожность. – СПб.: Питер,
2001, 215 – 223 с.
- Новейший
психологический словарь / В.Б.Шапарь,
В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 808 с.
- Прихожан
А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности. // Психологическая наука
и профилактика, 1998, №2, с.11-17.
- Психологический
словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
– М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479
с.
- Реан А.А.
Психология и психодиагностика личности.
Теория, методы исследования, практикум.
– СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006, 255 с.
- Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,
2006, 713 с.
- Сафин В.Ф.
Устойчивость самооценки и механизм её
сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3,
с. 62 – 72.
- Сидоров
К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии,
2006, №2, с. 224 – 234.
- Спилбергер
Ч.Д. Концептуальные и методологические
проблемы исследования тревоги // Стресс
и тревога. – М., 1983, 12 – 24 с.
- Тревога
и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова.
– СПб.: Питер, 2001, 256 с.
- Фрейд З.
Запрещение, симптом и страх // Тревога
и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 18-22 с.
Приложение
Приложение
1
Тест
«Самооценка»
Инструкция
к тесту
Каждый
человек имеет определенные представления
об идеале наиболее ценных свойств
личности. На эти качества люди ориентируются
в процессе самовоспитания. Какие
качества вы более всего цените в людях?
У разных людей эти представления неодинаковы,
а потому не совпадают результаты самовоспитания.
Какие же представления об идеале имеются
у вас? Разобраться в этом вам поможет
следующее задание, которое выполняется
в два этапа.
Этап
1
Разделите
лист бумаги на четыре равные части, обозначьте
каждую часть римскими цифрами I, II,
III, IV.
Даны
четыре набора слов, характеризующих
положительные качества людей. Вы должны
в каждом наборе качеств выделить
те, которые более значимы и ценны
для вас лично, которым вы отдаете предпочтение
перед другими. Какие это качества и сколько
их – каждый решает сам.
Внимательно
прочитайте слова первого набора
качеств. Выпишите в столбик наиболее
ценные для вас качества вместе с
их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте
ко второму набору качеств – и так до самого
конца. В итоге вы должны получить четыре
набора идеальных качеств.
Чтобы
создать условия для одинакового
понимания качеств всеми участниками
психологического обследования, приводим
толкование этих качеств:
I.
Межличностные отношения,
общение.
- Вежливость
– соблюдение правил приличия, учтивость.
- Заботливость
– мысль или действие, направленные к
благополучию людей; попечение, уход.
- Искренность
– выражение подлинных чувств, правдивость,
откровенность.
- Коллективизм
– способность поддерживать общую работу,
общие интересы, коллективное начало.
- Отзывчивость
– готовность отозваться на чужие нужды.
- Радушие –
сердечное, ласковое отношение, соединенное
с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь
услужить.
- Сочувствие
– отзывчивое, участливое отношение к
переживаниям, несчастью людей.
- Тактичность
– чувство меры, создающее умение вести
себя в обществе, не задевать достоинства
людей.
- Терпимость
– умение без вражды относиться к чужому
мнению, характеру, привычкам,
- Чуткость
– отзывчивость, сочувствие, способность
легко понимать людей.
- Доброжелательность
– желание добра людям, готовность содействовать
их благополучию.
- Приветливость
– способность выражать чувство личной
приязни.
- Обаятельность
– способность очаровывать, притягивать
к себе.
- Общительность
– способность легко входить в общение.
- Обязательность
– верность слову, долгу, обещанию.
- Ответственность
– необходимость, обязанность отвечать
за свои поступки и действия.
- Откровенность
– открытость, доступность для людей.
- Справедливость
– объективная оценка людей в соответствии
с истиной.
- Совместимость
– умение соединять свои усилия с активностью
других при решении общих задач.
- Требовательность
– строгость, ожидание от людей выполнения
своих обязанностей, долга.
II.
Поведение
- Активность
– проявление заинтересованного отношения
к окружающему миру и самому себе, к делам
коллектива, энергичные поступки и действия.
- Гордость
– чувство собственного достоинства.
- Добродушие
– мягкость характера, расположение к
людям.
- Порядочность
– честность, неспособность совершать
подлые и антиобщественные поступки.
- Смелость
– способность принимать и осуществлять
свои решения без страха.
- Твердость
– умение настоять на своем, не поддаваться
давлению, непоколебимость, устойчивость.
- Уверенность
– вера в правильность поступков, отсутствие
колебаний, сомнений.
- Честность
– прямота, искренность в отношениях и
поступках.
- Энергичность
– решительность, активность поступков
и действий.
- Энтузиазм
– сильное воодушевление, душевный подъем.
- Добросовестность
– честное выполнение своих обязанностей.
- Инициативность
– стремление к новым формам деятельности.
- Интеллигентность
– высокая культура, образованность, эрудиция.
- Настойчивость
– упорство в достижении целей.
- Решительность
– непреклонность, твердость в поступках,
способность быстро принимать решения,
преодолевая внутренние колебания.
- Принципиальность
– умение придерживаться твердых принципов,
убеждений, взглядов на вещи и события.
- Самокритичность
– стремление оценивать свое поведение,
умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
- Самостоятельность
– способность осуществлять действия
без чужой помощи, своими силами.
- Уравновешенность
– ровный, спокойный характер, поведение.
- Целеустремленность
– наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III.
Деятельность
- Вдумчивость
– глубокое проникновение в суть дела.
- Деловитость
– знание дела, предприимчивость, толковость.
- Мастерство
– высокое искусство в какой-либо области.
- Понятливость
– умение понять смысл, сообразительность.
- Скорость
– стремительность поступков и действий,
быстрота.
- Собранность
– сосредоточенность, подтянутость.
- Точность
– умение действовать, как задано, в соответствии
с образцом.
- Трудолюбие
– любовь к труду, общественно полезной
деятельности, требующей напряжения.
- Увлеченность
– умение целиком отдаваться какому-либо
делу.
- Усидчивость
– усердие в том, что требует длительного
времени и терпения.
- Аккуратность–
соблюдение во всем порядка, тщательность
работы, исполнительность.
- Внимательность
– сосредоточенность на выполняемой деятельности.
- Дальновидность
– прозорливость, способность предвидеть
последствия, прогнозировать будущее.
- Дисциплинированность
– привычка к дисциплине, сознание долга
перед обществом.
- Исполнительность
– старательность, хорошее исполнение
заданий.
- Любознательность
– пытливость ума, склонность к приобретению
новых знаний.
- Находчивость
– способность быстро находить выход
из затруднительных положений.
- Последовательность
– умение выполнять задания, действия
в строгом порядке, логически стройно.
- Работоспособность
– способность много и продуктивно работать.
- Скрупулезность
– точность до мелочей, особая тщательность.
IV.
Переживания, чувства
- Бодрость
– ощущение полноты сил, деятельности,
энергии.
- Бесстрашие
– отсутствие страха, храбрость.
- Веселость
– беззаботно-радостное состояние.
- Душевность
– искреннее дружелюбие, расположенность
к людям.
- Милосердие
– готовность помочь, простить из сострадания,
человеколюбия.
- Нежность
– проявление любви, ласки.
- Свободолюбие
– любовь и стремление к свободе, независимости.
- Сердечность
– задушевность, искренность в отношениях.
- Страстность
– способность целиком отдаваться увлечению.
- Стыдливость
– способность испытывать чувство стыда.
- Взволнованность
– мера переживания, душевное беспокойство.
- Восторженность
– большой подъем чувств, восторг, восхищение.
- Жалостливость
– склонность к чувству жалости, состраданию.
- Жизнерадостность
– постоянство чувства радости, отсутствие
уныния.
- Любвеобильность
– способность сильно и многих любить.
- Оптимистичность
– жизнерадостное мироощущение, вера
в успех.
- Сдержанность
– способность удержать себя от проявления
чувств.
- Удовлетворенность
– ощущение удовольствия от исполнения
желаний.
- Хладнокровность
– способность сохранять спокойствие
и выдержку.
- Чувствительность
– легкость возникновения переживаний,
чувств, повышенная восприимчивость к
воздействиям извне.
Этап
II
Внимательно
рассмотрите качества личности, выписанные
вами из первого набора, и найдите
среди них такие, которыми вы обладаете
реально. Обведите цифры при них кружком.
Теперь переходите ко второму набору качеств,
затем к третьему и четвертому.
Обработка
результатов теста
Подсчитайте,
сколько вы нашли у себя реальных
качеств (Р).
Подсчитайте
количество идеальных качеств, выписанных
вами (И; качества, выписанные на первом
этапе), а затем вычислите их процентное
отношение: С = ( Р /
И ) * 100%.