Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:16, курсовая работа
Актуальность. Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.
Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:
- адекватно реальной угрозе;
-
не включает подавление или
другие механизмы разрешения
внутреннего психического
-
не требует невротических
Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей.
Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1)
открытая — сознательно
2)
скрытая — в разной степени
не осознаваемая, проявляющаяся
либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью
к реальному неблагополучию и
даже отрицанием его, либо
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности:
1. Острая, нерегулируемая - самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемая тревожность. Внутри этой формы выделились две субформы:
а) снижение уровня тревожности;
б) использование ее для
3. Культивируемая тревожность — в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
Скрытая
тревожность встречается
В работах, выполненных под руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.
В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано, что «расхождение высоты СО и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности».
Представление о том, что тревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».
Существуют подходы к изучению тревожности в связи с другим личностными конструктами, например, самооценкой.
По данным Прихожан, обследовавшей тревожных детей Москвы, выявилось, что характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.
Спилбергер были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности (РТ) и показателями СО.
Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.
По мнению Прихожан, современное состояние исследований проблемы тревожности характеризуется определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью, что во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы [5, с.104-113]
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается
связь тревожности с
В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности - внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.
Существует закономерность, что устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и интроверсией.
Выявлена определенная зависимость: формирование ЛТ как следствия внутриличностного конфликта.
В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, и внутренне–психологические и /или/ психофизиологические причины [15, с.11-17].
Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей» [14, с.808]. Проблема самооценки является одним из ключевых вопросов исследования личности, ценное значение имеет изучение и исследование её свойств (устойчивость, адекватность, уровень, динамика) как таковых и во взаимосвязи с другими сторонами личности (тревожность, внушаемость и др.), поскольку такое изучение даст возможность исследовать личность как целостность [1, с.156].
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.
На современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
Для исследования самооценки личности был использован тест «Самооценка». Автор неизвестен. В данной методике определяется уровень самооценки, и её адекватность [7, с.528].
Для определения уровня тревожности использовалась методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина». Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
В 1966-1973 годах Ч. Д. Спилбергер разработал группу личностных опросников, направленных на изучение тревожности. Согласно концепции Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Соответственно, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не располагают.
Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику Спилбергера. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, т.е. личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования. По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ [17, с.255].
Операционная система— комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны— предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений. Это определение применимо к большинству современных ОС общего назначения.
Windows 2000 (также называемая Win2k, W2k или Windows NT 5.0, кодовое название Cairo)— операционная система семейства Windows NT компании Microsoft, предназначенная для работы на компьютерах с 32-битными процессорами (с архитектурой совместимой с Intel IA-32).
Windows XP (кодовое название при разработке— Whistler; внутренняя версия— Windows NT 5.1)— операционная система семейства Windows NT корпорации Microsoft. Она была выпущена 25 октября 2001 года и является развитием Windows 2000 Professional. Название XP происходит от англ. experience (опыт).
В отличие от предыдущей системы Windows 2000, которая поставлялась как в серверном, так и в клиентском вариантах, Windows XP является исключительно клиентской системой. Её серверным аналогом является Windows Server 2003. Хотя Windows Server 2003 и построен на базе того же кода, что и Windows XP, почти всецело наследуя интерфейс её пользовательской части, Windows Server 2003 всё же использует более новую и переработанную версию ядра NT 5.2; появившаяся позже Windows XP Professional x64 Edition имела то же ядро, что и Windows Server 2003 и получала те же обновления безопасности, вследствие чего можно было говорить о том, что их развитие шло «параллельно».
Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении