Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ!!!!!!!!!.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

     Интерпретация результатов теста:

     0-10 баллов – неадекватно-низкая  самооценка;

     11-34 баллов – низкая самооценка;

     35-45 баллов – самооценка ниже среднего;

     46-54 баллов – средняя самооценка;

     55-63 баллов – самооценка выше среднего;

     64-66 баллов – высокая самооценка;

     67 баллов и выше – неадекватно-высокая  самооценка.

     Самооценка  может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

     К оптимальной самооценке относятся самооценки «высокий уровень», «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой) и «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

     Самооценка  может быть неоптимальной – чрезмерно  завышенной или слишком заниженной.

     На  основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

     Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

     Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

     Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно  в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

     При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

     Аффект неадекватности возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

 

Приложение 2

     Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина).

     Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры означают:

     «1»  — почти никогда;

     «2»  — иногда;

     «3»  — часто;

     «4»  — почти всегда».

     Утверждения:

  1. Вы испытываете удовольствие.
  2. Вы быстро устаете.
  3. Вы легко можете заплакать.
  4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие.
  5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения.
  6. Вы чувствуете себя бодрым человеком.
  7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны.
  8. Ожидание трудностей очень тревожит вас.
  9. Вы слишком переживаете из-за пустяков.
  10. Вы бываете вполне счастливы.
  11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу.
  12. Вам не хватает уверенности в себе.
  13. Вы чувствуете себя в безопасности.
  14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей.
  15. У вас бывает хандра, тоска.
  16. Вы бываете довольны.
  17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас.
  18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть.
  19. Вы уравновешенный человек.
  20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах.

     Обработка результатов теста:

     Личностная  тревожность определяется по формуле:

       ∑1 - ∑2 + 35, где 

     ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения № 2-4, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;

     ∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения № 1, 6, 7 10, 13, 16, 19.

     Интерпретация результатов теста:

     20-30 баллов – низкий уровень тревожности;

     31-45 баллов – средний уровень тревожности;

     46 баллов  и более – высокий уровень тревожности.

 

Оглавление

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении