Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
1.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
1.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.
Нынче, как никогда, имеет большое значение с детских лет воспитывать у детей вежливый подход к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Для этого педагогу надо
хорошо овладеть умениями и навыками
предупреждения и разрешения конфликтных
ситуаций, так как вопрос взаимодействия
участников педагогического процесса
приобретает все большую
В многочисленных публикациях о проблемах современной школы зачастую отмечается, что главная ее беда – это недостаток у педагога интереса к личности ребенка, уклонение и неспособность пережить его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде всего, проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, бессилие в решение многих конфликтов.
Это придает особую актуальность рассматриваемой проблематике, что и обусловило выбор темы данной курсовой работы. Свой вклад в изучение данной проблемы внесли: Н.И. Шевандрин, М.М. Рыбакова, Н.И. Леонов, Г.И. Козырев и многие другие.
Глава 2. Изучение
стратегии поведения в
2.1 Диагностика
степени реагирования в
Целью диагностики является
выявление связи между
В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов.
Учащимся было предложено выполнить тест-опросник Айзенка, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.
Тест-Опросник Г. Айзенка позволяет выявить экстраверсии и интроверсии, а также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают сумму балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»), При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».
Тест Спилберга - Ханина для оценки эмоционального состояния.
При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ – реактивной тревожности), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.
Показатели реактивной и личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:
О-30 баллов – низкая тревожность;
31-45 баллов – умеренная тревожность;
выше 45 – высокая тревожность.
Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.
Тест предлагает 30 пар утверждений, описывающих тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.
Необходимо зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов мы подсчитали, каких цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию поведения соперничество;
1— сотрудничество;
2— компромисс;
3— избегание;
4— уступчивость.
В результате проведения диагностики были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.
Тип темперамента
Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.
Результаты второго
Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного сангвиника.
Уровни тревожности
Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту Спилберга-Ханина
Результаты второго
Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует.
Стратегия поведения в конфликте
Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.
Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями поведения: двое – со стратегией поведения – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.
- рассмотрение и определение путей разрешения конфликтов в классном коллективе.
- диагностика степени
реагирования в конфликтной
Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования личности в конфликтной ситуации.
Методами диагностики являются изучение и анализ конфликтных ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка экспериментальных данных.
Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.
Общее в типах личности
двух учащихся, имеющих стратегию
поведения в конфликте –
Характерная черта высоко-тревожных
людей – боязнь неудачи. У двоих
учащихся наблюдается очень высокий
уровень тревожности, который как
нельзя лучше оправдывают их стратегию
поведения в конфликте –
Высокая тревожность свойственная и для учащихся со стратегией поведения в конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный, поэтому и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.
Темпераменты двух обоих
учащихся со стратегией поведения в
конфликтах – сотрудничество, –
сангвиники. Эти учащиеся очень яркие
личности, которые характеризуется
высокой активностью и
Также в ходе анализа был
замечен яркий холерик –
Итак, проводя наши итоги диагностики, было выяснено, что тип поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния учащегося зависит его реакция в стрессовой ситуации.
Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования в конфликтной ситуации.
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру.
Этапы социально-психологической помощи.
Развитие любой групповой
и межгрупповой деятельности проходит
ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой
адаптации характерна своя внутренняя
динамика. Межгрупповой процесс, возникающий
в ходе занятий игровой
1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы.
2. Создание положительного настроения и атмосферы безопасности в группе.
На данном этапе широко
используются невербальные средства коммуникации,
игры, облегчающие вступление в контакт.
Постепенно скованность и напряженность
исчезают, сотрудники становятся более
активными. Тактика психолога на
втором этапе принимает
На третьем этапе дети
закрепляют способность самостоятельно
находить нужные способы поведения,
которые сопутствуют
1 Этап. Тактика психолога
наименее директивна. Он наблюдает
за межгрупповой игрой,
2 Этап. На реконструктивном
этапе тактика психолога
3 Этап. Это этап апробирования
нового опыта. Сотрудники
Структура занятия.
Каждое занятие состоит
из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные,
доступные по содержанию. Основная
цель занятий – сохранение психического
здоровья и предупреждение эмоциональных
расстройств у персонала. Основной
акцент в занятиях сделан на обучение
элементам техники
Информация о работе Обучение эффективному поведению в конфликтах