Обучение эффективному поведению в конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
1.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Диагностика степени реагирования в  конфликтной ситуации в классном коллективе

1.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации       

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В моменты общественных катаклизмов  мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением  в результате так называемой перестройки  системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к  проявлению низменных инстинктов и  к агрессивности.

Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными  мерами данную проблему не разрешить.

Нынче, как никогда, имеет  большое значение с детских лет  воспитывать у детей вежливый подход к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению  к людям, учить к сотрудничеству.

Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных  ситуаций, так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту  для современной школы.

В многочисленных публикациях  о проблемах современной школы  зачастую отмечается, что главная  ее беда – это недостаток у педагога интереса к личности ребенка, уклонение  и неспособность пережить его  внутренний мир, отсюда и конфликты  между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде всего, проявляется  не столько нежелания учителей, сколько  их неумение, бессилие в решение  многих конфликтов.

Это придает особую актуальность рассматриваемой проблематике, что  и обусловило выбор темы данной курсовой работы. Свой вклад в изучение данной проблемы внесли: Н.И. Шевандрин, М.М. Рыбакова, Н.И. Леонов, Г.И. Козырев и многие другие.

 

 

Глава 2. Изучение стратегии поведения в конфликтной  ситуации 

 

2.1 Диагностика  степени реагирования в конфликтной  ситуации в классном коллективе

Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,

В рамках данной диагностики  осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов.

Учащимся было предложено выполнить тест-опросник Айзенка, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.

Тест-Опросник Г. Айзенка позволяет выявить экстраверсии и интроверсии, а также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают сумму балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»), При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».

Тест Спилберга - Ханина для  оценки эмоционального состояния.

При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности  на момент заполнения вопросника (РТ –  реактивной тревожности), отражающий реакцию  на кратковременную сиюминутную  ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

Показатели реактивной и  личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:

О-30 баллов – низкая тревожность;

31-45 баллов – умеренная  тревожность;

выше 45 – высокая тревожность.

Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии  поведения старшеклассника в  условиях противоречий.

Тест предлагает 30 пар  утверждений, описывающих тот или  иной вариант выхода из абстрактной  конфликтной ситуации. Задача школьника  заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.

Необходимо зафиксировать  номер пары, шифр, соответствующий  варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов  мы подсчитали, каких цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию поведения  соперничество;

1—  сотрудничество;

2—  компромисс;

3—  избегание;

4—  уступчивость.

В результате проведения диагностики  были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого  курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.

Тип темперамента

Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится  к холерическому темпераменту, можно  встретить и не ярко выраженного  сангвиника.

 

Уровни тревожности

Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту Спилберга-Ханина

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния  представлены в диаграмме 1. В диаграмме  в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

Рассматривая эмоциональное  состояние, то здесь можно наблюдать  все виды тревожности, но умеренная  тревожность превалирует.

Стратегия поведения в конфликте

Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.

Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями  поведения: двое – со стратегией поведения  – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

- рассмотрение и определение  путей разрешения конфликтов  в классном коллективе.

- диагностика степени  реагирования в конфликтной ситуации  в классном коллективе

Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования личности в  конфликтной ситуации.

Методами диагностики  являются изучение и анализ конфликтных  ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка  экспериментальных данных.

Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.

Общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию  поведения в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого  очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Характерная черта высоко-тревожных  людей – боязнь неудачи. У двоих  учащихся наблюдается очень высокий  уровень тревожности, который как  нельзя лучше оправдывают их стратегию  поведения в конфликте – уступчивость.

Высокая тревожность свойственная и для учащихся со стратегией поведения  в конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный, поэтому  и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

Темпераменты двух обоих  учащихся со стратегией поведения в  конфликтах – сотрудничество, –  сангвиники. Эти учащиеся очень яркие  личности, которые характеризуется  высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них  наблюдается умеренный уровень  тревожности.

Также в ходе анализа был  замечен яркий холерик – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности  она заставляет принять свою точку  зрения.

Итак, проводя наши итоги  диагностики, было выяснено, что тип  поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния  учащегося зависит его реакция  в стрессовой ситуации.

Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования в конфликтной  ситуации.

2.2 Методы предупреждения  конфликтной ситуации

При коррекции и оптимизации  межгрупповых отношений мы использовали игру.

Этапы социально-психологической  помощи.

Развитие любой групповой  и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий  в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1.  Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы.

2.  Создание положительного настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность  исчезают, сотрудники становятся более  активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные  приемы. Задача психолога продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых  способов реагирования и сформировать у них потребность в изменении  своего поведения.  Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной  межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного  процесса.

1 Этап. Тактика психолога  наименее директивна. Он наблюдает  за межгрупповой игрой, старается  создать теплую эмоциональную  атмосферу в группе, ненавязчиво  помогает освоится в новой обстановке. Охотно поддерживает инициативу, никак не направляет деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

2 Этап. На реконструктивном  этапе тактика психолога изменяется, позиция становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация  более адекватных способов поведения;  внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа  действия.

3 Этап. Это этап апробирования  нового опыта. Сотрудники организации  уже научились справляться с  возникающими проблемами.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит  из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных  расстройств у персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных  движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков  в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

Информация о работе Обучение эффективному поведению в конфликтах