Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ!!!!!!!!!.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

     Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более  оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими ее значениями.

     Самооценка  может быть высокой и низкой, различаться  по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Высота считается очень важным параметром для самооценки. Существуют различные варианты ее измерения [8, с.18-30].

     Наиболее  распространенной в отечественной  психологии является техника Дембо-Рубинштейн. В методике Дембо-Рубинштейн обследуемые проставляют три отметки на графических шкалах, соответствующие реальной, идеальной и достижимой самооценки [18, с.713]

     Анализ  полученных данных выявляет совершенно очевидное отличие позиций реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка с возрастом имеет очевидную тенденцию к снижению. Что же касается идеальной самооценки по параметру высоты, то она также характеризуется падением с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка тоже имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрасте достижимая самооценка почти не различается с реальной, а иногда полностью сливаясь с ней. Отстояние реальной самооценки от достижимой и идеальной имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки с ранней молодости до поздней старости постепенно сближаются. В результате вся самооценочная конструкция снижается по мере увеличения возраста, нередко до полного слияния образующих ее элементов: реальной, достижимой и идеальной. В результате исследования самооценки, проведенного Бороздиной в разных возрастных группах была выявлена следующая закономерность: обследуемые первой зрелости ориентированы, главным образом, на идеальную самооценку; лица второй зрелости – на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у престарелых она становится ведущим элементом. Интересен специфический механизм самооценивания в разных возрастных группах. У лиц первой зрелости базовым механизмом служит «социальное сравнение», то есть сопоставление себя с другими; у испытуемых второй зрелости - установка на личные представления и свои реальные достижения; пожилые, сохраняя подобную установку, обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к чему преимущественно тяготеют и престарелые, ориентируюсь на собственное «Я» в цикле жизни и выполняя это сравнение в диаде «Я есть - Я был» [6, с.27-42].

     Проблема  поддержания стабильной самооценки рассматривается в работе В.Ф. Сафина. В качестве механизмов сохранения относительно устойчивой самооценки автор описывает повышение общего ее уровня до среднего за счет:

     а) работы модели «Я не хуже и не лучше  других»;

     б) сочетания неадекватно высоких  и адекватно низких позиций –  модель «Я хуже в этом, зато лучше в том»;

     в) переноса высокой, адекватной самооценки результатов в одном виде деятельности в другие сферы («Если могу то, смогу  и это»);

     г) неадекватного занижения оценки окружающих до уровня собственной самооценки («Они не лучше меня»).

     Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности чертой тревожности. Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как свойством личности. Принято считать, что высокой самооценке релевантен относительно низкий уровень тревожности, и наоборот, увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это в свою очередь делает необходимой проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения [2, с.352].

1.3. Определение тревожности, и причины её возникновения

     Проблема  тревожности занимает особое место  в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.

     Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено  большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.

     В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [10, с.7-17].

     Согласно  концепции Спилбергера, следует  различать тревогу как состояние  и тревожность как свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением.

     Спилбергер  считает что, тревога – реакция  на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

     1. Ситуации, представляющие для человека  определенную угрозу или личностно  значимые, переживается как неприятное  эмоциональное состояние различной  интенсивности;

     2. Интенсивность переживания тревоги  пропорциональна степени угрозы  или значимости причины переживаний.  От этих факторов зависит длительность  переживания состояния тревоги;

     3. Высоко тревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

     4. Ситуация тревоги сопровождается  изменениями в поведении или  же мобилизует защитные механизмы  личности. Часто повторяющиеся стрессовые  ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты [21, с.12-24].

     Сидоров отмечает, что деление тревожности  на ситуативную (СТ) и личностную (ЛТ) прочно вошло в психологический  обиход и стало весьма удобным  не только в теории, но и в диагностической  и экспериментальной практике.

     Относительно  соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать СТ, вторичной - ЛТ. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; ЛТ же определяет особенности функционирования СТ при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае.

     Мэй определял тревогу как «субъективное  состояние личности, понимающей, что  ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу [13, с.215-223].

     Важным  результатом исследований Кэттела  и его коллег явилось выделение  собственно феномена тревожности, в  отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [9, с.346]

     Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги  на уровень притязаний (его занижение  или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности.

     В работах Березина, оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения.

     Березин основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда:

     1. Ощущение внутренней напряженности (включает механизмы адаптации).

     2. Гиперестезические реакции (множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, что способствует появлению ощущения неопределенной угрозы).

     3.Собственно  тревога характеризуется чувством  неясной опасности (признаком  тревоги является невозможность  определить характер угрозы и  неосознаваемость причин).

     4.Страх.  Неосознаваемость причин тревоги, делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы.

     5.Ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги  приводит субъекта к представлению  о невозможности избегания угрозы.

     6.Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает) [22, с.256].

     Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния

     Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для её преодоления.

     Он  рассматривает следующие психические  функции тревоги:

     1. Функция сигнала – имеет приспособительное значение – сигнализирует о неопределенной опасности и побуждает к ее поиску.

     2. Функция поиска – человек пытается  найти источник угрозы, так как  соприкосновение с опасностью  разряжает беспокойство (нормальная  тревожность), при постоянном поиске  источника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности.

     3. Функция оценки – анализ сложившейся  ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные  функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться

     На  основании функционального подхода  можно определить тревогу как  результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления

     Прихожан  выделяет такие разновидности тревожности, как:

     - устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;

     - общая, генерализованная тревожность,  свободно меняющая объекты в  зависимости от изменения их  значимости для человека. В этих  случаях частная тревожность  является лишь формой выражения  общей.

     Различают также нормальную и невротическую  тревожность. Нормальная тревожность - это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственно важными и возможными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциально формирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки на эффективность в обучении