Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

Выводы по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

Выводы по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

   Однако  эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т. д., что негативно влияет на адаптацию в школе.

  Выросший  же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т. д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.

   Если  в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен  влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности.

   Другой  особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

   В семье действуют психологические  механизмы социализации, которые  обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.

   Подкрепление. Родители определенным образом реагируют  на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.

  Идентификация. Дети подражают родителям, сознательно  и несознательно ориентируются  на их пример. У ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения. Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.

   В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.

   Семейное  воспитание имеет также широкий  временной диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

   Исходя  из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания:

   - дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

   - родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

   - воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

   - диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

   - личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

  - воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

   - оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье .

   Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

   Семейное  воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений [41].

  Воспитательные  воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

  При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:

  • различные стили воспитания;
  • факторы воспитательного воздействия;
  • воспитательную позицию родителей и др.

   Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию  стилей семейного воспитания, содержательно  описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский.

   Авторитарный  стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

   Родители  ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким  контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В  подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

  При таком воспитании у детей формируется  лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед  наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение  подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

   Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

   Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

   Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

  Становясь более взрослыми, такие подростки  конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

  Неспособность семьи контролировать поведение  подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку  психологические механизмы, необходимые  для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

   Впоследствии  были выделены и другие характерные  стили семейного воспитания.

   Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

   При таком стиле воспитания фрустрируется  одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего  мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

   Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка  ощущения стабильности и провоцирует  повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях  даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

   При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

   Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

  Несмотря  на внешнюю заботу, опекающий стиль  воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению  собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

 

1.3. Понятие тревожности 

     Слово «тревожный» отмечается  в словарях  с 1771г. Один из  авторов полагает, что слово «тревога»  обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

  В психологическом словаре тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [46].

   Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность  является устойчивым состоянием.

   Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

  В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно  – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  

   Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [43].

   По  определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях» [36].

Информация о работе Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков