Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:02, реферат
Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям человека присоединяется более сильный, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера
самоактуализации личности…………………………………………………………………….4
2.Стили родительского воспитания…………………………………………………………….6
3.Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей……………………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………...…………………………………………………14
Литература…………………………………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Кемеровский
государственный университет"
Экономический
факультет
Студент группы ЭГ-10
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Семья - особая
социальная группа и
самоактуализации
личности…………………………………………………………
2.Стили родительского
воспитания……………………………………………………
3.Влияние типа
воспитания на поведение
Заключение…………………………………...…………
Литература……………………………………………………
Введение
Существует множество профессий, полезных обществу, но самая важная из них (и самая сложная) – это творение человека.
Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям человека присоединяется более сильный, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.
Следовательно, для воспитания достойной личности нужно привить чувство долга ребенку. Однако, в настоящее время родители буквально тонут в рекомендациях педагогов и психологов, часто противоречащих друг другу. В итоге им трудно выбрать твердую и последовательную линию поведения. Уж не говоря о том, что они оказываются один на один с почти неподъемной задачей: состояться как пара, жить гармоничной семейной жизнью и обеспечить счастье своих детей. В результате взрослые и дети живут в постоянном напряжении. А вульгарная психология, которую можно встретить во многих книжках и массовых журналах, своей нормативностью нисколько не облегчает им задачу. Поскольку рецепты, которые родители пытаются применить, не обязательно соответствуют их представлениям и их целям, эти «решения» работают недолго. В результате приходится менять правила игры, дети теряют ориентиры, а родители перестают доверять себе. В наши дни воспитание чаще строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его личность больше уважают.
В своей работе
я хочу рассмотреть основные стили
воспитания в семье.
1. Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера
самоактуализации
личности
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами,
дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных,
перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим
на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и
родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно
участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам
такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для
развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о
серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей,
подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Какой механизм
связи между правильными
2.Стили родительского воспитания
Большинство психологов
считают, что ребенку необходим
доступ к матери, чтобы у него
родилось чувство безопасности и
не возникало чувства тревоги. Но
важно, чтобы материнская любовь
не поглощала личное пространство,
не подавляла независимость
"Материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Большинство матерей дают своим детям "молоко", но лишь немногие дают еще и "мед", - пишет Фромм Э. - Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви - способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других".
Стоит заметить, что "окружающей средой" вашего малыша, которая формирует его личность и влияет на всю дальнейшую судьбу, является не только мать, но вся семья в целом, которая будет удовлетворять или не удовлетворять психические потребности своего ребенка.
Психические потребности вашего ребенка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует последующему взрослению. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания.
В своих исследованиях У. Бронфенбреннер пишет, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка. Он пишет о существовании понятия "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. И корни этого явления американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:
Таким образом,
все эти обстоятельства и их последствия
негативно отражаются на психическом
развитии ребенка. Начальные симптомы
этого проявляются в
И отечественные
и зарубежные психологи, изучая особенности
воспитания в разных семьях, пришли
к выводу, что формирование личностных
качеств детей напрямую зависит от стиля
общения и взаимодействия в их семье. Далее
хотелось бы привести примеры основных
стилей родительского воспитания и их
влияние на развитие личности вашего ребенка
(по М.Кравцовой).
Авторитарный стиль воспитания
Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.
Дети в таких
семьях, как правило, непритязательны,
замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.
Девочки обычно остаются пассивными
и зависимыми на протяжении подросткового
и юношеского возраста. Мальчики могут
стать неуправляемыми и агрессивными
и чрезвычайно бурно
Либеральный стиль воспитания
Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.
Отсутствие каких-либо
ограничений приводит к непослушанию
и агрессивности, дети часто на людях
ведут себя неадекватно, склонны
потакать своим слабостям, импульсивны.
При благоприятном стечении обстоятельств
дети в таких семьях становятся активными,
решительными и творческими личностями.
Если же попустительство сопровождается
открытой неприязнью со стороны родителей,
ребенка ничто не удерживает от того,
чтобы дать волю своим самым разрушительным
импульсам.