Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

Выводы по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

Выводы по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный университет

Социально – экономический институт

Факультет психологии, рекламы и связей с  общественностью 

  
 
 

Курсовая  работа 
 
 

     Взаимосвязь стиля семейного  воспитания и уровня тревожности подростков 

Специальность: педагогика и психология 
 
 

                  Выполнила: студентка группы  2ППс – 2

                  Сердягина Юлия Петровна

                  Научный руководитель:

                  к.психол.н. Карнеева О.А. 
                   
                   
                   
                   
                   

Брянск 2010

 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

    1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

   1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

    1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

  Выводы  по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

    2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

   2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

   2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

  Выводы  по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список  литературы

Приложение

 

      Введение 

   Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово, особенно в подростковом возрасте. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.

   В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт и др.).

   Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, Д. Боулби, М. Д. Эйнсуорт). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.

   Отечественными  психологами предложена широкая  классификация стилей семейного  воспитания, а также типов родительского  отношения, способствующих возникновению  той или иной аномалии развития                   (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков полностью не раскрыт.

  Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение  тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.

  Все выше сказанное свидетельствует  о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы.

   Анализ  собранных материалов позволил нам  сформулировать общую гипотезу исследования: предполагается, что чем шире авторитарность родителей в воспитании, тем выше уровень тревожности подростков.

  Целью работы является исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

  Объект исследования – семейное воспитание.

   Предмет – уровень тревожности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.

   Цель  и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

     а) проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;

     б) раскрыть понятие семейного воспитания и тревожности как индивидуальной психологической особенности;

     в)   выявить особенности подросткового  периода;

     г) выявить особенности стилей семейного воспитания и уровня тревожности подростков;

     д) определить взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

   При выполнении работы использовались методы:

  • анализ методической, научной литературы по проблеме исследования;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • тестирование.

   Методики:

  • методика Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ);
  • методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка;
  • методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина.

     Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями и подростками.

   База  исследования: 20 полных семей, в составе которых имеются дети подросткового возраста. Общее количество подростков 20 - 10 девочек и 10 мальчиков, учащихся 9-ых классов МОУ СОШ №5 г. Карачев Брянской области.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической, где проводится анализ научного материала и обобщение данных, и практической, где исследуется взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, а так же заключения, оглавления, приложения и иллюстраций.

 

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

     1.1. Специфика и стили семейного воспитания 

   Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности [53].

   Воспитание  — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности [53]. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

   В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

   Семейное  воспитание – это более или  менее осознанные усилия по взращиванию  ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша [49].

   Семейное  воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).

   Есть  определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

   Большинство авторов выделяют такие параметры  взаимодействия родителя с ребенком: автономия – контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди,            Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегельман,         А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби,            О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности       (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П.Слатер); непоследовательность – последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби,        А.И. Захаров).

   В основу классификации типов семейного  воспитания должны быть положены такие  параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.

   Подробная классификация неадекватных типов  семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана Личко  А.Е. Выделены следующие десять типов  семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

   Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И, Давыдова О. И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании (Захаров А.И., Куликова Т.А., Варга А.Я. и т.д.).

Информация о работе Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков