Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

Выводы по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

Выводы по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

- Шкала  № 17, «Отношения с супругом»  (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

- В шкале  «Неадекватность образа ребенка»  балл считается суммарно по  всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

Методика изучения тревожности как свойства личности

Спилбергера – Ханина

  Данный  тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

   Данная  методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера. Эта методика является развёрнутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает её ценности в психодиагностическом плане.

   По  Ю.Л. Ханину, состояния тревоги (или  ситуативная тревожность) возникают "как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему "Я" в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.

   Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

   Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

   Понятие ситуативной (актуальной), т.е. реактивной тревожности и понятие личностной, т.е. активной тревожности имеют  не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определённо судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане её отношения к деятельности, а именно:   

  • по значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле её включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности можно видеть проявление индивидуальных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая - флегматика, а низкая реактивность - холерика и вслед за ним – сангвиника;   
  • рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно пердварительно оценить активность личности в плане её характерологических свойств. Высокая активность личности соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая - флегматии и холерии, - личностным состояниям и свойствам, адеквытным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.

Процедура проведения

   Испытуемым был предложен протокол (см. Приложение 6), вопрос, перечень ответов к нему (см. Приложение 7) и инструкция.

   Инструкция  

   «Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и оцените, насколько  каждое из них соответствует вашему обычному состоянию. При этом напротив порядкового номера рассматриваемого предложения ставьте плюс в одной из следующих граф:

1 – «вовсе  нет» 
2 – «пожалуй так» 
3 – «верно» 
4 – «совершенно верно»

   С помощью этого опросника устанавливается  уровень личностной тревожности как черты характера.

   Затем был предложен такой же протокол и ещё один вопрос с перечнем ответов  к нему. Испытуемым предложили действовать  так же, как и в первом случае. Таким образом был установлен уровень реактивной тревожности.

  Обработка результатов

1. Личностная тревожность (черта характера) – Л.Т. 
Прямые вопросы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20. 
Обратные – остальные. Л.Т.= сумма баллов прямых вопросов минус сумма баллов обратных вопросов +35.

2.        Реактивная тревожность – Р.Т. (тревожность как состояние личности в данный момент). 
Прямые вопросы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. 
Обратные – остальные. Р.Т.= сумма баллов прямых вопросов минус сумма баллов обратных вопросов +50.

   Общий показатель по каждой шкале от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше уровень тревожности. 
До 30 баллов и ниже – низкотревожные. 
От 31 до 45 баллов – умеренно тревожные. 
От 46 и выше – высокотревожные.
 

 

2.2. Анализ результатов исследования 

   На  первом этапе исследования взаимосвязи  стиля семейного воспитания и уровня тревожности нами была проведена методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Для 20 семей установлены типы взаимоотношений, на основании которых выявлены стили семейного воспитания (см. Приложение 8).

   Для авторитарного стиля семейного воспитания характерны следующие типы взаимоотношений:

  • доминирующая гиперпротекция;
  • чрезмерность требований – обязанностей;
  • чрезмерность требований – запретов;
  • строгость санкций;
  • повышенная моральная ответственность;
  • проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств.

   Для демократического стиля воспитания характерно усреднённое значение по шкалам:

  • гиперпротекция;
  • наличие требований – обязанностей;
  • наличие требований – запретов.

   Для попустительского стиля:

  • гипопротекция;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • недостаточность требований – обязанностей;
  • недостаточность требований – запретов;
  • минимальность санкций.

  На  основании этого было установлено, что в 25% семей преобладает авторитарный стиль семейного воспитания: родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

   Попустительский стиль воспитания наблюдается в 40% семей - подросток должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить им.

   Оставшиеся 35% приходятся на демократический стиль семейного воспитания, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность подростков, требуют осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, но также проявляют твердость, заботятся о соблюдении дисциплины (см. Приложение 8).

   На  втором этапе исследования нами проведена  методика «Детско-родительские отношения  в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка.

   Исследование  проводилось по 18 шкалам, выделялись только высокие и низкие уровни проявления характера отношений (см. Приложение 9).

   В 60% семей, по мнению самих подростков, высокий уровень демонстрации родителями любви, в 25% - чувства проявляются  крайне редко.

   Понимание родителем чувств и состояний ребенка в 40% семей на высоком уровне, в 20% - на низком.

   По  шкале «Эмоциональная дистанция» в 15% семей качество эмоциональной связи между родителем и подростком высокое, в 30% - низкое.

   Совместное и равноправное выполнение заданий на высоком уровне наблюдается в 35% исследуемых семей, на низком – в 30%.

   По  шкале «Принятие решений (особенности принятия решений в диаде)» 20% - высокий уровень, 60% - низкий.

   Высокий уровень конфликтов в 10% семей, в 70% - низкий.

   Полная  передача ответственности подростку наблюдается в 45% семей, в 25% таковая вообще отсутствует.

   Количество и качество декларируемых требований превышено в 40% семей, на низком уровне в  20%.

   Полная  осведомленность родителя о делах и интересах подростка – в  20% семей, в 25% - этому фактору уделяется наименьшее внимание.

   По  шкале «Контроль (особенности системы контроля со стороны родителя)» в 20% семей – полный, в  35% - отсутствие его.

   Полнота и непререкаемость власти родителя наблюдается в 20% семей.

   По  шкале «Поощрения» в 25% - превышена  эта категория, в 10% - занижена.

   В 20% семей высока вероятность наказаний за малейший проступок, в 20% - наказания отрицаются.

   Высокая изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя - в 30% семей.

   Сомнение родителя в верности его воспитательных усилий наблюдается в 25% семей.

   В 20% семей степень удовлетворения потребностей подростка достаточно завышена, тогда как в 55% - на низком уровне.

   Искажается  образ ребенка в  5% семей.

     На  третьем этапе исследования применялась  методика Спилбергера – Ханина.

     Результаты представлены в приложении 10.

     Таблица показывает, что в основном у подростков преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем ситуативной тревожности 8 человек из 20, у 3 человек низкий уровень ситуативной тревожности, личностная тревожность превышает норму у 3 подростков, у 2 она снижена. Уровень СТ ниже   уровня ЛТ у 3 человек. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

     Для удобства выявления взаимосвязи  между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу (см. Приложение 11).

     Из  таблицы видно, что в пяти  семьях с авторитарным стилем воспитания у  подростков наблюдается повышенная личностная и ситуативная тревожность, что подтверждает нашу теорию. Все это следует из того, что в подростковом возрасте авторитарность родителей чаще всего порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и тревожными, а робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

Информация о работе Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков