Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.

Работа содержит 1 файл

ВЫГОТСКИЙ.docx

— 161.44 Кб (Скачать)

   воздействий среды и наследственности. Поднять  этиологический анализ развития  на

   действительную  научную высоту-значит прежде всего  искать  причины  интересующих

   нас явлений  в процессе развития, раскрывая его  внутреннюю логи ку, самодвижение.

      На следующих двух моментах, заключающих  нашу  схему,  мы  можем  остановиться

   лишь  бегло,  так  как  их  понимание  подготовлено  всем   изложенным.    Пятый

   момент-прогноз, умение предсказать на основе всех проделанных до сих пор  этапов

   исследования  путь и характер детского развития. Снова надо указать на тот жалкий

   характер,  который  обычно  носит  установление  прогноза    в    педологическом

   исследовании.  Бессодержательность,  сведение  к  общим  формулам,   пользование

   двумя-тремя  трафаретами, абстрактный характер-вот  что  о  бычно  отличает  этот

   прогноз. Между тем содержанием прогноза  должна  явиться  вся  полнота  процесса

   развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры  и  динамики

    частности,  существенным моментом прогноза  является разбивка  его  на  отдельные

   периоды. Педолог должен уметь предсказать, что произойдет с  процессом  развития

   через  год,  как  будет  развертываться  ближайший  возрастной  этап  (например,

   школьный  возраст у дош кольника или  половое созревание у школьника), каков будет

   окончательный исход процесса развития, какова будет, наконец,  зрелая  личность,

   насколько можно судить по настоящему  моменту.  Прогноз,  более  чем  какой-либо

   другой  момент в нашей схеме, требует  д лительных и повторных наблюдений,  т.  е.

   данных, накапливающихся в процессе динамического  исследования.

      Наконец,    шестой,    и    последний,    момент-это    педагогическое    или

   лечебно-педагогическое  назначение,  во  имя  которого   только    и    строится

   педологическое  исследование, но которое обычно оказывается  чрезвычайно  бедным,

   бессодержательным, абстрактным, ибо, как ук азано  выше,  оно  часто  возвращает

   педагогу  только то, что само от него получил. Поэтому такие стереотипные формулы

   педагогических  назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив,

   решительно  ничего не говорят педагогу, ибо, во-первых, о ни не указывают,  каким

   способом  это осуществить, а во-вторых, не говорят ничего о том, какое конкретное

   содержание  должно  быть  вложено  в  индивидуальный  подход  и  в  вовлечение  в

   коллектив. Педологическое назначение, если оно  хочет быть выводимым из науч ного

   исследования  и само составлять его наиважнейшую практическую часть, которая одна

   только  и может доказать истинность исследования в целом, должно быть конкретным,

   содержательным,  давать  совершенно  определенные,  четкие,    ясные    указания

   относительно  мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны  быть

   устранены у ребенка этими мероприятиями.

      Как  мы  указывали,  бедность  нашей  лечебной  педагогики,  и  в   частности

   практической  педагогики вообще, в применении к  аномальному  ребенку  заключается

   отчасти  в  том,  что  на  основе  педологического  исследования   никогда    не

   культивировались  специальные  приемы  и  средства  педагогического  воздействия,

   которые могут строиться только на основе научного понимания ребенка.  Назначение

   вносит  критерий  практики  во  все  педологическое  исследование,  является  его

   конечной  целевой установкой, оно  сообщает  смысл  всему  исс  ледованию.  И  мы

   убеждены,  что  действительное  культивирование    педагогических    назначений,

   вытекающих  из богатого, содержательного научного клинического изучения  ребенка,

   приведет  к  небывалому  расцвету  всей  лечебной  педагогики,   всей    системы

   индивидуально-педагогических  мероприятий.  Педагог  должен    знать,    получив

   назначение, с чем именно в развитии ребенка  он должен бороться, какие для  этого

   привлекаются  средства, какой ожидается от них  эффект. Только зная  все  это,  он

   сумеет  оценить результат своего во здействия. Иначе педагогическое назначение по

   своей неопределенности будет еще долго  соперничать с педологическим прогнозом.

Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства