Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.

Работа содержит 1 файл

ВЫГОТСКИЙ.docx

— 161.44 Кб (Скачать)

   содержании  интересующей  нас  болезни.  Здесь  есть  место  для  взаимной  игры

   эндогенных  и психогенных моментов,  здесь  мы  снова  упираемся  и  в  опрос,  в

   проблему  многомерной диагностики. Эта многомерная  диагностика  приводит  нас  к

   установлению  многослойности,  гетерогенности,  неоднородности  картины  развития

   личности, все равно-здоровой или больной, и ее настоящего состояния.

      С. Левенштейн экспериментально  установил следующее положение,  По его  мнению,

   существуют  поддающиеся и не поддающиеся  лечению шизофрены.  Поддающиеся  -

   те,  которые  в  психологическом  эксперименте    обнаруживают    истероподобные

   добавочные  моменты. На о снове собственного опыта  Кречмер  подтверждает  первую

   половину  этой тезы: именно, что шизофрения с  неврозоподобной  надстройкой  имеет

   гораздо более широкие терапевтические  шансы. Важно отметить, что материал Г.  Е.

   Сухаревой говорит о том, что невротичес кие построения у шизоида часто  принимают

   длительное  течение, обнаруживают наклонность  зафиксироваться и  плохо  поддаются

   терапевтическому  воздействию. Нам думается, что это  надо понимать  относительно:

   по  сравнению с невротическими образованиями  у норма льных или во всяком случае у

   непсихопатических личностей. Если же сравнить эти образования  с чистыми случаями

   шизофрении, мы снова убедимся в парадоксальном факте, именно в том, что  больные

   с добавочными  явлениями наиболее поддаются лечебному  воздейст  вию.  Интересно,

   что  больные  шизофренией  не  представляют  исключения  из   общего    правила,

   относящегося  одинаково как к больному, так  и  здоровому  ребенку.  "Нужно  лишь

   сказать,- замечает Сухарева,-что среди тяжелых  форм шизоидных психопатий с малой

   продукти  вностью,  с  большим  количеством  невротических  надстроек  существуют

   случаи, которые при современном состоянии  наших знаний не могут быть отграничены

   от  легких, медленно текущих шизофрений" (1930, с. 70). Нас интересует за  данном

   случае  не оценка совреме нного состояния  знаний в этом вопросе, но нечто гораздо

   более  глубокое,  именно  признание  того"  что  Принципиальное  отличие   между

   развитием здорового,  психопатического  и  больного  ребенка  должно  быть  нами

   отвергнуто.

      Но самое замечательное далюше. Левенштейн прав только в первой  половине своей

   тезы:  Больные  с  добавочными  истерическими  надстройками  наиболее  поддаются

   лечению. Однако часто и эндогенные шизофрении,  как  говорит  Кречмер,  доступны

   терапевтическому  воздействию. Каждый органический  процесс  в  нервной  системе,

   поскольку он сохраняет остатки функций  не препятствует применению  психотерапии.

   Это подтверждается  опытами  с  трудотерапией  в  больницах.  И  в  самом  деле,

   представим  себе, что вследствие  землетрясения,  подземного  толчка  разрушается

   какое-нибудь сложное здание. Разрушение будет  в данном случае  идти  по  законам

   его внутренней логики, хотя сам процесс разрушения и  вызван  внешней  причиной,

   ничего  общего не имеющей с логикой данной постройки.  То  же  самое  верно  и  в

   отношении  личности.  Пусть  шизофрения  вызвана  органическими  причинами    но

   поскольку при ней наблюдается распад личности и психики, постольку  этот  распад

   должен  изучаться по психологическим законам, ибо он совершается по этим  законам

   в действительности. И  поскольку  органический  процесс  составляет  возможности

   развития  или  Функционирования  психологических    процессов    они    подлежат

   психотерапевтическому и лечебно-педагогическому воздействию  и направлению.

      Спрашивается, что именно должны  мы подвергать  этому  воздействию?  наряду  с

   ортопедией  психомоторики с упорядочением  переживаний, с устроением  личности,  с

   закапсулированием отдельных бредовых образований  с расщеплением аутистических  и

   реалистических  тенденций мы должны заняться, как  указывает Кречнмер переработкой

   остатков  патологических переживаний, бредовых образований и воспитанием речевого

   и социального  поведения. Таким образом и здесь  совершенно ясно указывается на то

   направление, которое принимает  работа  психотерапевта.  Она  заключается  не  в

   устранении  причин а в борьбе со следствиями.  Это  умение  найти  слабые  звенья

   поддающиеся воздействию составляет главную  основу всей психотерапии  и  лечебной

   педагогики.  Так  точно,  как   возможно    симпто    матическое    укрепляющее,

   компенсирующее  лечение, возможны  и  все  подобные  виды  лечебного  воспитания.

   Бороться  с распадом личности можно не только путём устранения причин  приводящих

   к этому, но и путём активного устроения  личности,  образованием  её  еди  нства,

   помощи  ей в её борьбе с распадом, стимулирования её развития и т.д.

      Э. Кречмер в заключение ставит  перед собой вопрос: для какой   цели  мы  лечим

   шизофренов, какие наличные возможности руководят  нами  при  этом?  Исследователь

   двояко  отвечает на вопрос о том, что позитивного  можно  создать  из  этих  руин:

   "одна  основная цель с овременной  психотерапии ясна: она формирует  из всего этого

   хаоса и обрывков негативизма автоматизмов,  причудливых  идей  полезную  рабочую

   машину. С помощью психотерапии  которая  дает  блестящие  результаты,  мы  можем

   использовать  заложенные в шизофрении тенденции  к психомоторной  автоматизации  и

   выработать  с  помощью  продуманного  воспитания  вместо  бесполезных   полезные

   стереотипии, трудовые стереотипии. Это решение  имеет логику,  последовательность

   и ясную  идею. Кто лично изучал ее в больших  больницах, тот должен  сказать,  что

   есть  что-то отрадное в строгой поступи  шизофренйых рабочих батальонов. Она имеет

   стиль.  Кроме  того,  трудотерапия  является  при  легких  случаях   незаменимым

   средством для того, чтобы снова пробудить  наличные еще остатки, и это  относится

   одинаково и к истерикам, и ко всякого  рода невротикам. Без  принудительной  силы

   целевой работы их личность теряет твердую  основу. Но  наряду  с  этим  в  логике

   шизофрена заложены не только задатки стереотипной рабочей машины, но и  как  раз

   противоположная линия-линия суверенно  понимающего  аутизма,  для  которого  нет

   предрассудков других людей, линия  созерцания  отдаленного  от  суеты  и  работы

   индийского  мудреца. И так как современная  жизнь нивелирует  все  оригинальное  и

   лишь  все ш изофренные люди храбро держат его знамя, то перед нами открывается  и

   другая  линия психотерапии шизофрении. Если  мы  из  массы  средних  шизофреников

   выработаем  полезные рабочие машины, то из немногих, лучших из них,  мы  создадим

   оригиналов, истинных мудрец ов. Эта задача  создать  из  постшизофреников  снова

   личность, но не бледный дублет  нормальных  людей,  а  специфически  шизофренную

   личность,  со  всеми  духовными  оттенками  этого  типа  очень    трудна.    Она

   вознаграждает затраченный капитал врача лишь в лучшем случ ае, но зато тогда она

   полностью вознаграждает его, потому что среди  шизофреников, как и  среди  других

   людей, мудрые составляют ничтожное меньшинство".

      Замечательно у Кречмера здесь  не разделение двух линий- духовной  личности  и

   рабочей машины, а общее методологическое указание на то,  что  в  природе  самой

   больной или патологической личности  заложены  основания,  заложены  руководящие

   образы  для ее дальней шего развития и  воспитания. В этом  смысле  патологическое

   также не отделено от нормального непроходимой границей.

      Для того чтобы покончить с  теоретической стороной интересующего  нас  вопроса,

   нам остается сказать еще о последнем,  что  в  сущности  уже  подготовлено  всем

   предыдущим  ходом  изложения.  Самое  важное,  самое  существенное  для    всего

   намеченного нами хода рассуж дений следующее. Исследователь  должен проникнуть не

   только  в мертвую структуру отдельных  синдромов, но раньше всего понять законы их

   динамического сцепления, их связь к взаимозависимость, их отношения. Только тот,

   кто овладеет этим овладеет внутренней динамикой  данного  процесса  и  ключом  к

   практическому решению вопроса о воспитании ненормального ребенка, ибо  разгадать

   связь и отношения динамической зависимости, лежащие в основе  сложной  структуры

   личности  ненормального ребенка,-значит понять внутренн юю логику этой структуры.

      В этом смысле замечательны  слова Кречмера относительно  шизофрении. К.  Ясперс

   (11) Груле  и  другие,  говорит  он,  ошиблись,  сделав  нечувствуемость   главным

   критерием душевной жизни шизофреника. Поведение  шизофреника бессмысленно так же,

   как иероглифы  египт  ян,  пока  они  были  непоняты.  Вместе  с  Блейлером  надо

   овладевать  этим жаргоном и перевести  его  на  немецкий  язык.  Тогда  откроются

   осмысленные связи и комплексные влияния, которые часто не  резко  отличаются  от

   соответствующих образований у невротиков. Это  же всецело относится  и  к  любому

   развитию  ненормального ребенка. И там  умение  интерпретировать,  расшифровывать

   иероглифы является  основным  условием  для  того,  чтобы  перед  исследователем

   раскрылась  осмысленная картина личности и  поведения ребенка. Без эт ого  навсегда

   закрыт  доступ К исследованию такого ребенка  и к воздействию на него.

      По замечательному выражению  К. С.Лешли (12), одним из основных  доказательств

   немеханичности  и неатомистичности деятельности Нашей  нервной  системы  является

   факт  осмысленности,  связности,  структурности  поведения  личности  даже   при

   патологических  нарушени ях. В церебральной  системе,  по  его  мнению,  единство

   деятельности  коренится,  по-видимому,  еще  более  глубоко,  чем    структурная

   организация. Работая над животными и над  больными людьми, он все более  и  более

Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства