Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат
Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.
встречающейся при определенных переживаниях у нормального человека, т. е. что
самый характер этой замкнутости вовсе не позволяет отождествлять ее с той
замкнутостью которая может р ассматриваться как симптом психопатического
состояния, пограничного между душевной болезнью и здоровьем Дальше удается
установить, что эта замкнутость не является той замкнутостью, которая так
характерна для психопатической структуры личности, но в ис тории развития
ребенка она вполне мотивированна, объяснима и дифференцированна в отношении
отдельных комплексов переживаний.
Таким образом, тщательное исследование фактов показывает, что неумение
описать, определить, педологически квалифицировать явление приводит к
обозначению его тем же именем, что в другие явления только внешне сходные с
данным, а отсюда общий ярлычок уже совершенно механически, по простой ассоциации
будит воспоминания о психопатии, ставя процессы припоминания и ассоциативных
тенденций на место процессов мышления, рациональной обработки фактов, которые на
самом деле должны стоять в исследовании, на пер вом плане. Уже на этом примере
мы видим, как важно уметь установить самый факт, описать его какая огромная
культура нужна для этого и как нужно заранее знать, что именно в факте должно
быть отмечено и описано. В приведенном примере собиратель фактов у пустил самое
важное-степень выраженности и характер связи с остальными симптомами,
мотивированность, т. е. место данного симптома внутри целого синдрома.
Но еще важнее обратить внимание на второй момент, связанный с
симптоматологией развития, именно на момент педологической квалификации
наблюдаемых явлений и фактов. Очень чаете в нашей практике под видом симптома
развития на самом деле фигурирует житей ское наблюдение, отмеченное случайным
названием, которое попадает в лист педологического исследование непосредственно
из лексикона наблюдавшего это явление обывателя. В результате мы встречаем такие
определения и обобщения как упрямство, злость, совер шенно не зная характера тех
фактов которые лежат в основе этого обозначения, и их педологическое
квалификации.
Между тем самое простое
факт не только имеет бесконечные степени выраженности, но и совершенно разли
чное значение в зависимости от того, в составе какого синдрома он встречается и
из каких моментов складывается. Короче говоря, часто то, что под общим названием
сходит за явления одного и того же порядка, на самом деле оказывается при
ближайшем рассмо трении двумя различны ми фактами, которые спутаны или смешаны
из-за ненаучного подхода к ним. Если мы возьмем такие очень частые в практика
трудного детства явления, как детский онанизм, недержание мочи, капризы, мы
увидим, что обычно исследователь тщ етно бьется над тем, чтобы вышелушить самое
зерно факта из обволакивающей его шелухи всяких ярлыков, обозначений, обобщений.
В этом отношении, как уже сказано, медицинская клиника ушла далеко вперед по
сравнению с педологией. Ни один врач не удовлетворится простым указанием на то,
что у больного выступила сыпь и что с больным случаются припадки. Характер сыпи,
характер и пр ирода этих припадков нуждаются в детальном, тщательном, научном
описании для того, чтобы данный припадок мог рассматриваться как симптом
эпилепсии или истерии, данная сыпь могла рассматриваться как симптом сифилиса
или скарлатины.
Вот этого научного определения симптомов и педологической квалификации
наблюдаемых явлений и недостает в первую очередь современному педологическому
исследованию. Мы уже указывали на тот механический, арифметический суммарный
характеру с помощью котор ого современная психометрия часто получает свои
симптомы. Мы, конечно, не можем рассматривать коэффициенты умственного развития
иначе, как один из симптомов, но самый способ определения такого симптома
является в высшей степени характерным для совреме нной педологии. Как помнит
читатель, этот симптом получается на основании автоматического суммирования,
простого подсчета ряда совершенно разнородных фактов путем сложения и вычитания
килограммов и километров, которые принимаются за равновеликие и экв ивалентные
единицы. Это относится не только к проблеме измерения в педологической
симптоматологии, но в равной мере и ко всякому качественному описательному
определению того или иного симптома развития. Некоторые педологи особо говорят о
симптоматолог ическом диагнозе, понимая под ним одну из последовательных
ступеней, по которым идет развитие диагностической методики в педологии, так же
как и в области медицинской диагностики, опыт которой в значительной мере
используется и педологией. Но надо ска зать, что и при симптоматологической или
эмпирической диагностике научное определение симптомов развития остается
чрезвычайно малоразработанным. В связи с проблемой симптоматологии развития
стоит и вопрос об оценке тех или иных показателей развития, о выведении
индексов, о сравнении состояния ребенка с теми или иными постоянными
стандартными величинами. Так как научное исследование развития началось
сравнительно недавно, то вопрос этот оказывается чрезвычайно малоразработанным.
В современной
направления исследования, то, что Гезелл называет нормативной и клинической
психологией. Задача нормативной психологии с нашей точки зрения, чисто
вспомогательная. Это - одна из проб лем симптоматологии развития. Задача
научного изучения симптома не только описание его, но и определение его с точки
зрения отклонения от постоянных величин. Так, не только сырые данные роста,
веса, окружности груди и других антропометрических величин, но и выведение
индексов, показателей и прочих относительных величин, оценка отклонения в сигмах
того или иного признака от стандартной величины-все это входит в задачи
симптоматологии развития.
Мы совершенно согласны с Гезеллом, который подчеркивает, что существует
большая разница между психологическим измерением и психологическим диагнозом.
Поясним это следующим образом: психологическое измерение относится к области
установления симптома, д иагноз относится к окончательному суждению о явлении в
целом, обнаруживающем себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственно
восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования
данных симптомов.
Мало диагностических методов, которые действовали бы автоматически. Есть,
например, анализ крови и кардиограммы, которые дают немедленное и точное
определение болезни, но ив медицинской диагностике существует правило, что все
клинические данные должны быть взвешены и истолкованы в совокупности. Если так
бывает при соматических диагнозах, то это должно быть справедливо и для
психологической диагностики, а при современном уровне психометрической техники
это должно быть вдвойне справедливо. С этой точ ки зрения, Гезелл строго
различает психометрическое и клиническое исследование в диагностике умственного
развития. Но психометрическое исследование только один из моментов установления
симптомов, без которых не может быть правильно определен и сам диа гноз.
"Клиническая психология-это вид прикладной психологии, которая пытается путем
измерения, анализа и наблюдения сделать правильное определение умственной
структуры субъекта. Ее цель-истолковать человеческое поведение и определить его
границы и воз можности..." (А. Гезелл, 1930, с. 297-298).
Как только в психологической
диагностики, психологическое измерение как таковое отступает на второй план.
Психометрия дает только отправную точку для анализа или намечает канву для
составления картины. Клини ческие или диагностические методы требуют не только
точного измерения, но и творческого истолкования. Вот почему компетентный
психолог-клиницист должен накопить из первых рук большое количество опытного
материала в отношении как средних, так и исключи тельных объектов. Он должен
построить из этого опыта рабочие идеи, которыми может манипулировать в каждом
случае и в каждой его частности. Психоклиническая диагностика нуждается в
сравнительном нормативном методе. Термин "нормативный" в данном случае
обозначает то! тип психологии, который систематически вырабатывает объективные
стандарты и описательные формулировки для сравнительной оценки умственных
способностей и возможностей. Клиническая психология может быть определена как
применение психологи ческих норм к изучаемым случаям развития или поведения.
Нормативность и является чертой различия между клинической психологией и
психиатрией. Этот термин оттеняет также различие между чисто психометрической
процедурой
и сравнительной
Хотя Гезелл говорит все время
о проблеме умственного
все это может быть распространено и на диагностику развития в целом. Целью
Гезелла и является установить диагноз хода развития. Он собрал в
последовательном порядке 10 схем развития, из которых каждая включает в среднем
Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства