Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.

Работа содержит 1 файл

ВЫГОТСКИЙ.docx

— 161.44 Кб (Скачать)

   35 признаков.  На основе этой хорошо  разработанной   симптоматологии  умственного

   развития  в  раннем  возрасте  и  можно  ставить  диагноз  хода  развития.   Как

   подчеркивает  сам Гезелл,  понятие  развития  центральное,  п  отому  что  оно  в

   одинаковой  степени приложимо к физическому  и психическому развитию ребенка.

      А. Гезелл  детально  останавливается   на  отдельных  моментах    клинического

   исследования, которые мы сейчас не будем рассматривать  подробно. Он  начинает  с

   подхода к ребенку, прослеживая общий  ход исследования, и заканчивает  вопросами,

   имеющими  с  первого  взг  ляда  чисто  техническое  значение,  но  в   сущности

   увенчивающими всю проблему педологической симптоматологии.  Касаясь  вопроса  об

   отношениях  между матерью и ребенком  во  время  эксперимента,  рассматривая  эти

   отношения, Гезелл указывает на то, что самый  факт изменения поведения ребенка  в

   присутствии матери должен сделаться проблемой  клинического исследования.  Тесная

   связь между диагнозом развития и родительским руководством служит основанием для

   принятия  отношений матери и ребенка за составную часть всей клинической  задачи. 

   6. 

      В сущности всем тем, о чем  мы сказали выше,  мы  подготовили   уже  переход  к

   следующему  пункту нашей схемы,  к  педологическому  диагнозу.  Это  центральный,

   узловой момент, во имя которого  развертываются  все  предшествующие  моменты  и

   исходя  из которого могут с троиться все  последующие. Как в  фокусе,  в  проблеме

   педологического диагноза  сходятся  все  проблемы  педологической  клиники.  Это

   основное, руководящее понятие, поэтому в  нем нужно  разобраться.  То,  что  было

   сказано до сих пор, имело целью строго разгранич ить  обычно  отождествляемые  в

   практической  работе проблемы симптоматологии и  диагностики  развития,  поставить

   то  и другое в правильное отношение  друг  к  другу,  показать,  что  установление

   симптомов автоматически никогда не  приводит  к  диагнозу,  что  исследо  ватель

   никогда не должен  допускать  экономию  за  счет  мыслей,  за  счет  творческого

   истолкования  симптомов.

      Если мы обратимся к диагностике  в собственном смысле слова,  мы  увидим,  что

   современная практика различает  несколько  видов  диагностики  развития.  Гезелл

   называет  дифференциальную и  описательную  диагностику.  В  основе  описательной

   диагностики лежит убеждение в том, что  описательный  метод  позволяет  избегнуть

   многих  ошибок  абсолютных  психометрических  определений   и    воспользоваться

   преимуществами  сравнительного  метода.  "Если  наш  спо  соб,-говорит  автор,-на

   первый  взгляд  грешит  неопределенностью,  он  зато   отличается    клинической

   конкретностью и  ясностью,  которые  сопутствуют  описательным  и  сравнительным

   формулированиям.  Мы  надеемся,  что  метод  сравнительных  оценок  будет  более

   способств овать  обоснованным  клиническим  заключениям,  нежели  автоматические

   итоги и выкладки.  Сравнительный  метод  принуждает  исследователя  призвать  на

   помощь  весь свой прежний опыт при решении  данной задачи. Он также  помогает  ему

   систематизировать свой опыт по мере его накопления. Методика  имеет  одно  общее

   свойство  для всех  субъектов-нормальных,  субнормальных,  вышесредних,  молодых,

   взрослых: она имеет сравнительный характер. (1930, с. 340). Окончательная оценка

   состояния развития делается на основании внима  тельного  рассмотрения  числа  и

   характера положительных и отрицательных  результатов, сравнения поведения  ребенка

   с той  или иной  возрастной  схемой  развития.  Но  окончательная  оценка  должна

   выводиться  не механическим путем складывания  и класса фикации букв енных оценок,

   а путем  обсуждения и оценки всей картины  поведения и на основании  выработанного

   самим исследователем нормативного мерила для  данного уровня развития.

      Одна  из   существенных    опасностей,    которая    грозит    педологической

   диагностике,-чрезмерная общность и неопределенность клинических  выводов, которые

   здесь делаются. Для того чтобы избежать этого, Гезелл требует отдельных  выводов

   по  четырем крупным  областя  м  поведения,  а  именно  в  области  двигательной,

   речевой, приспособления и социального поведения. Как  уже  сказано,  мы  в  свое

   время предложили для трудновоспитуемого  ребенка  еще  более  дифференцированный

   план  исследования отдельных функций. Не вдаваясь  сей  час  в  обсуждение  того,

   какие пункты должны быть в этом дифференцированном исследования отмечены, скажем 

   только, что сам по себе  принцип  максимально  специализированного  исследования

   отдельных функций, несомненно, в высшей степени  важен.

      Другой вид диагностики, так  называемая дифференциальная диагностика,  строится

   на  основе того же сравнительного метода  исследованиям  "При  нашей  клинической

   работе,-говорит  Гезелл,-мы стараемся держаться  правила  производить  как  можно

   больше  сравнений,  н  асколько  нам  позволяют  время  и  место,  и  ж   делать

   решительного  заключения, пока нами  не  получены  достаточные  данные  для  этой

   сравнительной оценки. Надо признать что возможны некоторые случаи, когда даже  и

    дальнейшему   наблюдению,  ряду  повторных    исследований;    "...    повторные

   исследования  быстро накопляют материал, требуется  лишь несколько месяцев,  самое

   большое-один год, чтобы получить  важные  дополнительные  данные"  (там  же,  с.

   344-345).

      Здесь  затрагивается  в   высшей  степени   важный    момент    педологической

   диагностики, заключающийся в том, что, в  отличие  от  медицинской  диагностики,

   педологическая  диагностика не может и не  должна  базироваться  на  амбулаторном

   исследовании  как на  основной  фо  рме  педологического  изучения  ребенка.  Ряд

   повторных срезов с развития ребенка, ряд симптомов, полученных в живом  процессе

   развития, как правило, всегда необходимы для  постановки  диагноза  или  для  его

   дальнейшей  проверки. Поэтому педологический диагноз,  как  правило,  никогда  не

   должен  ставиться лишь предположительно. Имея  сравнительную  оценку,  мы  должны

   сопоставить между собой различные виды или  данные поведения. Таким  образом,  мы

   получим возможность создать аналитическую  оценку.

      "...Диагноз развития не должен  заключаться только  в  получении   ряда  данных

   путем тестов и измерений. Диагностика  не есть процесс численного  определения...

   Осторожное  заключение не становится бессодержательным,  если  оно  выражается  в

   описательных  пояснен  иях  и  сравнительной  формулировке.  Данные  испытания  и

   измерения составляют объективную основу  сравнительной  оценки.  Схемы  развития

   дают  мерило- развития.  Но  диагноз,  в  истинном  смысле  этого  слова,  должен

   основываться  на критическом и осторожном истолко  вании  данных,  полученных  из

   разных  источников" (там же, с. 347).

      Как мы уже говорили, хотя речь  идет  все  время  о   диагностике  умственного

   развития  ребенка,  но  тем  не  менее  диагноз  развития,    разумеется,    "не

   ограничивается  измерением интеллекта. Он  основывается  на  всех  проявлениях  и

   фактах  созревания...  Синтетическая,  динамическая  картина  тех    проявлений,

   совокупность  которых мы называем личностью, также  входит в  рамки  исследования.

   Мы  не можем, конечно, точно измерить черты  личности. Нам с трудом  удается  даже

   определить, что мы называем Личностью, но, с  точки зрени я диагностики  развития,

   мы  должны следить за тем, как складывается и созревает  личность"  (там  же,  с.

   347-348). "Термин "развитие"  не  делает  ложных  различий  между  вегетативным,

   чувствительно-двигательным и психическим развитием. Он  ведет  к  научному  и  п

   рактическому  согласованию всех доступных критериев  развития...  Идеально  полный

   диагноз развития обнимает собою все явления  психического и  нервного  порядка  в

   связи  с  анатомическими  и  физиологическими  симптомами  развития...   Будущее

   развитие  антропологии, физиологии и биохимии несомненно снабдит нас нормами  для

   более правильной оценки уровня развития" (там же, с. 365).

      Другие различия  в  диагностике   развития,  как  уже  говорилось,  связаны  с

   различением  последовательных  ступеней  в  развитии  диагноза.  А.  А.  Невский

   различает симптоматический, или эмпирический,  диагноз,  который  ограничивается

   констатированием  определенных особенностей или симптомов, и на  основании  этого

   непосредственно строит практические  выводы.  В  качестве  примера  он  приводит

   комплектование  вспомогательных школ, когда очень  часто  единственным  критерием

   для отбора детей является низкий психологический  профиль или  низкий  показатель

   одаренности по одному  из  существующих  тестовых  методов.  Иными  словами,  на

   основании отдельных симптомов  ставится  практический  диагноз  умственной  отст

   алости. Между тем даже в клинической  психиатрии  практика  диагноза  умственной

   отсталости (оли-гофрения, дебильность), построенная  на основании более или менее

   всестороннего врачебного исследования, служит по существу лишь  симптоматическим

   диагнозом, во всяком случае до тех пор, пока не  удастся  установить  и  причины

   отсталости  ребенка.

      Нам думается, что симптоматический, или эмпирический, диагноз не  есть научный

   диагноз в собственном смысле слова. Ошибочность  его не только в том, что  он  не

   устанавливает причин, но ив другом. Дело в том, что  многие действительно научные

   клинические д иагнозы также не устанавливают  причины, тем не менее они  являются

   научными  диагнозами. Это относится к таким  заболеваниям,  причины  которых  нам

Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства