Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.

Работа содержит 1 файл

ВЫГОТСКИЙ.docx

— 161.44 Кб (Скачать)

   данной  жизненной  ситуации.  Только  общее  направление   в    развитии    этих

   компенсаторных  механизмов, тот путь, по  котор  ому  идет  реакция,  зависят  от

   личного  предрасположения  данного  субъекта.  Содержание  и  формы  реакций   в

   значительной  степени  обусловлены  внешними  моментами:  средой,   воспитанием,

   уровнем развития, данной жизненной ситуацией  и т. д.  От  этого  постоянного  со

   четания эндогенного и экзогенного, конституции  и  констелляции,  от  комбинации

   основных  первичных симптомов с  вторичными  реактивными  наслоениями  получается

   очень сложная структура психопатологической  картины в каждом  отдельном  случае.

   Отделить  первичные  основные  симптомы  от  вторичных  добавочных  и  реактивных

   образований - основная задача всякого структурного анализа. (там же, с. 65).

      Это  замечательное  совпадение,  которое  мы  могли   констатировать    между

   результатами  нашего исследования, приведенного выше, и направлением, к  которому

   поворачивает  современный анализ психопатий, не случайно. Оно  обусловлено  двумя

   моментами:  во-первых,  тем,  что  самое  учение  о  психопатиях,  особенно    о

   психопатиях в детском  возрасте,  становится  на  педологическую  почву,  т.  е.

   начинает  рассматривать проблему характера  в динамике, в развитии. Второй  момент

   заключается в том, что сама по себе  психопатия,  повидимому,  более  близко,  с

   точки зрения развития,  стоит  к  тому,  что  мы  называем  дефектом.  В  основе

   психопатии  лежит не болезненный  процесс,  а  некоторое  пограничное  состояние,

   аномальный  вариант личности, или, правильнее сказать, некоторая недостаточность,

   неполноценность характерологического субстрата личности. Поэтому  неудивительно,

   что  динамика  развития  ребенка  с  подобной  недостаточностью   по    основным

   закономерностям совпадает с динамикой развития ребенка, отягченного дефектом.  В

   этом  совпадении мы видим одно из сильнейших доказательств общей методологической

   правоты нашего исследования.

      Возвращаясь к исследованию Сухаревой,  надо  сказать,  что  наиболее  ранними

   симптомами  шизоидной психопатии оказываются  расстройства  психомоторики,  другие

   расстройства  появляются позже. Несколько позднее  обнаруживаются характерные  для

   схизоида  особенности в области влечений и эмоциональных реакций, реже, но все же

   встречаются  в  дошкольном  возрасте   элементы    психастенической    пропорции

   настроения,  слабая  способность  к   выражению    эмоциональных    переживаний.

   Замечательно, что характерная для данной возрастн ой фазы  особенность  задавать

   вопросы часто принимает у детей-щизоидов оттенок навязчивости.  Так  заостряется

   нормальный  симптом развития в общем русле  развертывания психопатической  личности

   ребенка.

      "Школьный период,-замечает  Сухарева,-начало  обучения,  жизнь  в  коллективе

   являются: для шизоидов сильными раздражителями и дают  дальнейшее  развертывание

   клинической  картины  со  всеми  ее  добавочными  наслоениями.  Здесь  отчетливо

   начинают  выступать особенн ости социальной установки шизоидов. У дошкольников мы

   не  имеем еще резко выраженного  аутизма, если здесь есть элементы  неуживчивости,

   отгороженности, то о настоящей замкнутости и  скрытности говорить не  приходится.

   Развитие  этих  черт  должно  расценивать  ся  как  дальнейший  сдвиг  шизоидной

   личности, как реакция на недостаточное  приспособление  к  окружающей  социальной

   среде. (там же, с. 67).

      Травматизация от соприкосновения  с детским коллективом, насмешки  и  шутки  со

   стороны товарищей вызывают еще большую  замкнутость в себе, отход от  коллектива.

   В  связи  с  этим  в  школе  проявляются  следующие  симптомы:   гебефреническое

   поведение, манерность, г римасничанье, наклонность  к  дурашливости,  к  нелепым

   играм.  "Появление  этих  особенностей  в  школе,-говорит  Сухарева,-может  быть

   рассматриваемо  не только как определенный возрастной  этап  выявления  шизоидных

   компонентов, но и как определенная  реакция  приспособления  к  школьной  среде;

   ребенок старает ся занять какую-либо позицию  в коллективе, где его не признают и

   выбирают  для него наиболее удобную позицию  шута, В школьном  периоде  появляется

   ряд новых  симптомов, представляющих  собой  продукт  постоянного  взаимодействия

   основные  конституциональных ос обенностей с  определенной средой и переживаниями.

   Из  них мы остановимся только на двух, которые наиболее часто встречались  в нашем

   материале:  психастеническом  и  параноидном.  Психастенический  наиболее  часто

   встречается как реакция на плохую приспособля  емость  к  требованиям  окружающей

   школьной  среды  у  особого  типа  шизоидов-мягких,  податливых,  с   пониженным

   жизненным тонусом.

      Отгороженность  от  коллектива,  постоянные    насмешки    создают    чувство

   неполноценности,  страх    перед    более    сильными    товарищами,    робость,

   нерешительность,  астеническую   установку    в    отношении    к    окружающим.

   Доказательством реактивности этого синдрома служат те из наших случаев,  где  он

   является  непостоянным  и  исчезает  при  перемене  ситуации.  Еще  более   ясна

   реактивность  в образовании паран оидного  синдрома. Наиболее благоприятная  почва

   для его  возникновения создается, когда  шизоид-эмоционально холодный, астеничный,

   с повышенной самооценкой и эгоцентризмом-  попадает  в  такие  условия,  которые

   ранят его самолюбие. Постоянное желание  выдвину  ться,  быть  лучше  других  при

   сознании  своей  Неполноценности   создает    тревожный    эмоциональный    фон,

   подозрительность, недоверчивое отношение к окружающим. Этот параноидный  синдром

   в более  раннем возрасте, мало заметен  и  делается  более  выпуклым  параллельно

   росту личности.

      Новый сдвиг в развитии личности  ребенка  этого  типа  связан  с  наступлением

   пубертатного  периода" (там же, с. 68-69).

      Мы не станем сейчас перечислять  осложнения,  связанные  с   периодом  полового

   созревания  у детей этого типа, скажем  только,  что  осложнения  носят  характер

   симптомов развития, что, как показывает  материал,  после  пубертатного  периода

   наступает сглаживание мн огих психопатических  особенностей:  подростки  делаются

   ровнее, и спокойнее. Другими словами,  мы  можем  сказать,  что  собранный  нами

   катамнестический  материал дает  право  поставить  для  наших  случаев  шизоидных

   психопатий  удовлетворительный  прогноз  как  в  смы  сле   влияния    на    них

   лечебно-педагогического  воздействия, так и дальнейшей их  судьбы.  Те  симптомы,

   которые ближе всего стоят к биологическим  корням, представляют  собой  первичную

   основу  болезненного предрасположения, относятся  к  числу  наиболее  ранних.  Чем

   старше  ребенок, чем дифференцированное его  психика, тем сложнее и богаче у  него

   симптоматология шизоидной психопатии, тем большее  место  в  клинической  картине

   занимают  вторичные реактивные  и  комленсаторные  образования.  Анализ  динамики

   шизоидных психопатий позволил выделить из  сложной  картины  первичные  основные

   симптомы. Они сводятся к трем: расстройство психомоторики, расстройство влечений

   и эмоциональных  реакций,  особенности  ассоциативной  работы  и  мышления.  Эти

   основные  симптомы -  непосредственное  выражение  биологической  недостаточности

   шизоида. Корни недостаточности,  биологическую  подкладку  ее  нужно  искать  во

   врожденной  неполноценности определенных мозговых систем (экстрапирамидной)  и  в

   какой-то аномалии эндокринного аппарата.

      Уже в этом пункте следует  отметить поразительное совпадение  между  развитием

   учения  о  психопатиях  и  учением  о  развитии  ненормального  ребенка  вообще.

   По-видимому,  проблема  психопатии  разрешается  в  процессе  исследования   как

   проблема  развития ребенка с вр ожденной неполноценностью  определенных  мозговых

   систем, со своеобразной  недостаточностью  и  составит  часть  общего  учения  о

   развитии  ненормального  ребенка,  общего  учения  о  пограничных  состояниях  и

   переходных  формах от болезни к норме. Поэтому  неудивител ьно, что в основное  те

   же  самые закономерности движения и  построения личности ребенка мы наблюдаем  как

   при олигофрениях, так и при  психопатиях.  Нам  остается  обратить  внимание  на

   вторую  сторону проблемы, именно на связь, которая существует между добаво  чными

   реактивными образованиями и основными симптомами недоразвития.

      Возвратимся к исследованию Сухаревой.  Исследователь задается  вопросом,  есть

   ли  какая-нибудь связь между реакцией и тем конституциональным фоном, на  котором

   она возникает, можно ли в разнообразии  сложных  характерологических  построений

   отметить  какую-ни  будь  закономерность.  "На  основании  наших  данных,-говорит

   автор,-мы  на  этот  вопрос  должны  ответить  утвердительно"  (1930,  с.   71).

   Чрезвычайный  интерес представляют выводы из данного  исследования.  Оказывается,

   что  шизоидная  психика  наиболее  ранима  по  отн   ошению    к    определенным

   раздражителям. "К таким относятся все те моменты, которые связаны  с  ущемлением

   личности  больного-его "я" и приводят к  конфликтным переживаниям" как-то: суровое

   воспитание  с постоянным  принуждением  и  обидами,  всякие  тяжелые  жизнен  ные

   ситуации,  которые  ранят   самолюбие    и    вызывают    чувство    собственной

   неполноценности. Нередко отмечали мы также  в  истории  личности  наших  больных

   травмирующую  роль разных семейных неурядиц: разлад между родителями, спор из-за,

   ребенка, насильственная р азлука с кем-либо из  них,  ревность  к  кому-либо  из

   членов  семьи.  (Интересно  отметить,  что  такие  факторы,  как    материальная

Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства