Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат
Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.
данной жизненной ситуации. Только общее направление в развитии этих
компенсаторных механизмов, тот путь, по котор ому идет реакция, зависят от
личного предрасположения данного субъекта. Содержание и формы реакций в
значительной степени обусловлены внешними моментами: средой, воспитанием,
уровнем развития, данной жизненной ситуацией и т. д. От этого постоянного со
четания эндогенного и экзогенного, конституции и констелляции, от комбинации
основных первичных симптомов с вторичными реактивными наслоениями получается
очень
сложная структура
Отделить первичные основные симптомы от вторичных добавочных и реактивных
образований - основная задача всякого структурного анализа. (там же, с. 65).
Это замечательное
результатами нашего исследования, приведенного выше, и направлением, к которому
поворачивает современный анализ психопатий, не случайно. Оно обусловлено двумя
моментами: во-первых, тем, что самое учение о психопатиях, особенно о
психопатиях в детском возрасте, становится на педологическую почву, т. е.
начинает рассматривать проблему характера в динамике, в развитии. Второй момент
заключается в том, что сама по себе психопатия, повидимому, более близко, с
точки зрения развития, стоит к тому, что мы называем дефектом. В основе
психопатии лежит не болезненный процесс, а некоторое пограничное состояние,
аномальный вариант личности, или, правильнее сказать, некоторая недостаточность,
неполноценность характерологического субстрата личности. Поэтому неудивительно,
что динамика развития ребенка с подобной недостаточностью по основным
закономерностям совпадает с динамикой развития ребенка, отягченного дефектом. В
этом
совпадении мы видим одно из сильнейших
доказательств общей
правоты нашего исследования.
Возвращаясь к исследованию
симптомами шизоидной психопатии оказываются расстройства психомоторики, другие
расстройства появляются позже. Несколько позднее обнаруживаются характерные для
схизоида особенности в области влечений и эмоциональных реакций, реже, но все же
встречаются в дошкольном возрасте элементы психастенической пропорции
настроения, слабая способность к выражению эмоциональных переживаний.
Замечательно, что характерная для данной возрастн ой фазы особенность задавать
вопросы
часто принимает у детей-
нормальный симптом развития в общем русле развертывания психопатической личности
ребенка.
"Школьный период,-замечает Сухарева,-начало обучения, жизнь в коллективе
являются: для шизоидов сильными раздражителями и дают дальнейшее развертывание
клинической картины со всеми ее добавочными наслоениями. Здесь отчетливо
начинают выступать особенн ости социальной установки шизоидов. У дошкольников мы
не имеем еще резко выраженного аутизма, если здесь есть элементы неуживчивости,
отгороженности, то о настоящей замкнутости и скрытности говорить не приходится.
Развитие этих черт должно расценивать ся как дальнейший сдвиг шизоидной
личности, как реакция на недостаточное приспособление к окружающей социальной
среде. (там же, с. 67).
Травматизация от
стороны товарищей вызывают еще большую замкнутость в себе, отход от коллектива.
В связи с этим в школе проявляются следующие симптомы: гебефреническое
поведение, манерность, г римасничанье, наклонность к дурашливости, к нелепым
играм. "Появление этих особенностей в школе,-говорит Сухарева,-может быть
рассматриваемо не только как определенный возрастной этап выявления шизоидных
компонентов, но и как определенная реакция приспособления к школьной среде;
ребенок старает ся занять какую-либо позицию в коллективе, где его не признают и
выбирают для него наиболее удобную позицию шута, В школьном периоде появляется
ряд новых симптомов, представляющих собой продукт постоянного взаимодействия
основные конституциональных ос обенностей с определенной средой и переживаниями.
Из них мы остановимся только на двух, которые наиболее часто встречались в нашем
материале: психастеническом и параноидном. Психастенический наиболее часто
встречается как реакция на плохую приспособля емость к требованиям окружающей
школьной среды у особого типа шизоидов-мягких, податливых, с пониженным
жизненным тонусом.
Отгороженность от коллектива, постоянные насмешки создают чувство
неполноценности, страх перед более сильными товарищами, робость,
нерешительность, астеническую установку в отношении к окружающим.
Доказательством реактивности этого синдрома служат те из наших случаев, где он
является непостоянным и исчезает при перемене ситуации. Еще более ясна
реактивность в образовании паран оидного синдрома. Наиболее благоприятная почва
для его возникновения создается, когда шизоид-эмоционально холодный, астеничный,
с повышенной самооценкой и эгоцентризмом- попадает в такие условия, которые
ранят его самолюбие. Постоянное желание выдвину ться, быть лучше других при
сознании своей Неполноценности создает тревожный эмоциональный фон,
подозрительность, недоверчивое отношение к окружающим. Этот параноидный синдром
в более раннем возрасте, мало заметен и делается более выпуклым параллельно
росту личности.
Новый сдвиг в развитии
пубертатного периода" (там же, с. 68-69).
Мы не станем сейчас
созревания у детей этого типа, скажем только, что осложнения носят характер
симптомов развития, что, как показывает материал, после пубертатного периода
наступает сглаживание мн огих психопатических особенностей: подростки делаются
ровнее, и спокойнее. Другими словами, мы можем сказать, что собранный нами
катамнестический материал дает право поставить для наших случаев шизоидных
психопатий удовлетворительный прогноз как в смы сле влияния на них
лечебно-педагогического воздействия, так и дальнейшей их судьбы. Те симптомы,
которые
ближе всего стоят к
основу болезненного предрасположения, относятся к числу наиболее ранних. Чем
старше ребенок, чем дифференцированное его психика, тем сложнее и богаче у него
симптоматология шизоидной психопатии, тем большее место в клинической картине
занимают вторичные реактивные и комленсаторные образования. Анализ динамики
шизоидных психопатий позволил выделить из сложной картины первичные основные
симптомы. Они сводятся к трем: расстройство психомоторики, расстройство влечений
и эмоциональных реакций, особенности ассоциативной работы и мышления. Эти
основные симптомы - непосредственное выражение биологической недостаточности
шизоида. Корни недостаточности, биологическую подкладку ее нужно искать во
врожденной неполноценности определенных мозговых систем (экстрапирамидной) и в
какой-то аномалии эндокринного аппарата.
Уже в этом пункте следует
отметить поразительное
учения о психопатиях и учением о развитии ненормального ребенка вообще.
По-видимому, проблема психопатии разрешается в процессе исследования как
проблема развития ребенка с вр ожденной неполноценностью определенных мозговых
систем, со своеобразной недостаточностью и составит часть общего учения о
развитии ненормального ребенка, общего учения о пограничных состояниях и
переходных формах от болезни к норме. Поэтому неудивител ьно, что в основное те
же самые закономерности движения и построения личности ребенка мы наблюдаем как
при олигофрениях, так и при психопатиях. Нам остается обратить внимание на
вторую сторону проблемы, именно на связь, которая существует между добаво чными
реактивными
образованиями и основными
Возвратимся к исследованию
ли какая-нибудь связь между реакцией и тем конституциональным фоном, на котором
она возникает, можно ли в разнообразии сложных характерологических построений
отметить какую-ни будь закономерность. "На основании наших данных,-говорит
автор,-мы на этот вопрос должны ответить утвердительно" (1930, с. 71).
Чрезвычайный интерес представляют выводы из данного исследования. Оказывается,
что шизоидная психика наиболее ранима по отн ошению к определенным
раздражителям. "К таким относятся все те моменты, которые связаны с ущемлением
личности больного-его "я" и приводят к конфликтным переживаниям" как-то: суровое
воспитание с постоянным принуждением и обидами, всякие тяжелые жизнен ные
ситуации, которые ранят самолюбие и вызывают чувство собственной
неполноценности. Нередко отмечали мы также в истории личности наших больных
травмирующую роль разных семейных неурядиц: разлад между родителями, спор из-за,
ребенка, насильственная р азлука с кем-либо из них, ревность к кому-либо из
членов семьи. (Интересно отметить, что такие факторы, как материальная
Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства