Раскрыты
особенности воображения младших
школьников. Школьный период характеризуется
бурным развитием воображения, обусловленным
интенсивным процессом приобретения
разносторонних знаний и их использования
на практике. Старший дошкольный и
младший школьный возраст квалифицируются
как наиболее благоприятные, сенситивные
для развития творческого воображения,
фантазии. В младшем школьном возрасте,
кроме того, происходит активное развитие
воссоздающего воображения. У детей
младшего школьного возраста различают
несколько видов воображения. Оно
может быть воссоздающим (создание
образа предмета по его описанию) и
творческим (создание новых образов,
требующих отбора материала в
соответствии с замыслом). В процессе
учебной деятельности школьников, которая
идет в начальных классах от живого
созерцания, большую роль, как отмечают
психологи, играет уровень развития
познавательных процессов: внимания, памяти,
восприятия, наблюдения, воображения,
памяти, мышления. Развитие и совершенствование
воображения будет более эффективным
при целенаправленной работе в этом
направлении, что повлечет за собой
и расширение познавательных возможностей
детей.
По
результатам проведенного исследования
были сделаны следующие выводы об
особенностях развития воображения
детей младшего школьного возраста:
-
уровень развития воображения
в данной группе на среднем
уровне развития.
-
творческое мышление (дивергентное)
младших школьников ещё не
сформировано, т.к. младший школьный
возраст не является сенситивным
для данного вида мышления.
Подводя
итог, приводим следующие рекомендации
по развитию воображения у младших
школьников:
1.
В процессе обучения давать
задания на «придумывание» нестандартных
решений стандартных ситуаций, причем
происходить это может, как
показал эксперимент, на любом
уроке, начиная литературой и
заканчивая трудами, рисованием
и физкультурой.
2.
Периодически проводить внеклассные
мероприятия, составляющей которых
непременно является творческий
подход. Причем, озвучивая задания,
изначально подчеркивать необходимость
воображения, фантазии.
3.
Для качественного проведения
времени на перемене рекомендуем
использовать упражнения на воображение.
По окончании недели можно
подводить итог на самого «неутомимого»
и «оригинального» фантазера.
4.
Вместе с тем можно позволить
детям придумывать и проводить
«свои» игры и упражнения на
развитие воображения.
5.
Также можно привлечь детей
данного класса к ознакомительной
работе по развитию воображения
у детей в других (параллельных)
классах.
Список
исполььзованной литературы.
- Брушлинский
А.В. Воображение и творчество // Научное
творчество.- 1969.-№6.-С.45-46.
- Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. М.: Прогресс, 1999. – 93 с.
- Гречко С.А.
Развитие воображения младшего школьника.
// Возрастная и педагогическая психология-
1991.-№2.-С.5-9.
- Давыдов В.
Психологическое развитие в младшем школьном
возрасте // Возрастная и педагогическая
психология. - 1973.-№1.-С.25-27.
- Дружинин
В.Н. Психология общих способностей. - М.:Педагогика,
2007.-20с.
- Дудецкий
А.Я. Теоретические вопросы воображения
и творчества. - Смоленск: Изд-во Смоленского
гос. пед. ин-та,1974.-С.216-218.
- Дьяченко
О.М. Развитие воображения. - М.: Наука, 1996.-
С.134-155.
- Завалишина
Д.Н. Психологическая структура способностей.М.:
Наука.1991.-С.33-46.
- Запорожец
А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного
возраста: развитие познавательных процессов.
- М.:Наука, 1964.-15с.
- Коршунова
Л.С. Воображение и его роль в познании.
-М.:Наука, 1979.-С.65-72.
- Ксензова
Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004
.- №4.-С.85-86.
- Кудрявцев
В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.
// Психологический журнал.- 2001. -№5.-С.14-17.
- Лазарева
С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих
способностей ребенка младшего школьного
возраста // Открытый урок.- 2005.-№4.-С.85-87.
- Маклаков
А.Г. Общая психология. - М.:Прогресс, 2005.-38с.
- Миронов
Н.П. Способность и одаренность в младшем
школьном возрасте. // Начальная школа.
- 2004 . - № 6. - с.33-42.
- Мухина В.С.
Возрастная психология: Феноменология
развития; детство, отрочество: Учебник
для студентов вузов. – М.: Академия, 1998.-47с.
- Натадзе
Р.Г.Воображение как фактор поведения.-
М.: Прогресс, 1987.-С. 34-37.
- Немов Р.С.
Психология. Учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. - 688
с.
- Пакша Л.М.
Развитие творческого воображения детей.
Занятия изобразительной деятельностью.
// Начальная школа. -2005. -№ 12.- с.40-44.
- Полуянов
Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание,
2003.-20с.