Развитие креативного воображения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
1. Грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями.
2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Содержание

1.Введение. 3-4
2.Психология, как предмет: 5-9
2.1. Психология как наука. 5
2.2. Что же является предметом изучения психологии? 6
2.3.Психические познавательные процессы человека. 7-9
3.Воображение - особая форма психики: 10-16
3.1.Сущность и виды воображения. 10-12
3.2Воображение и фантазия. 13
3.4Воображение в творчестве. 14-16
4.Функции воображения. 17
5.Воображение в детском возрасте. 18-19
6.Креативное воображение. 20-26
6.1.Креативное воображение как цель обучения в начальной школе. 20
6.2.Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства. 21-22
6.3.Формы и методы развития креативного воображения на уроках изобразительного искусства. 23-26
7.Заключение. 27
8.Литература. 28

Работа содержит 1 файл

Почти ввсё1.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области.

МОУ  Средняя Общеобразовательная школа №19

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Развитие креативного воображения у младших школьников

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнила: Мурзина Лена

              Ученица 11б класса.

                                                                                       Учитель: Третьякова

                                      Татьяна Павловна

                     (учитель психологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Город Верхняя Тура 2008 год

                            Содержание             

Стр.

1.Введение.                                                                                                                    3-4

2.Психология, как предмет:                                                                                         5-9                

   2.1. Психология как наука.                                                                                          5

   2.2. Что же является предметом изучения психологии?                                          6

   2.3.Психические познавательные процессы человека.                                         7-9

3.Воображение - особая форма психики:                                                              10-16

   3.1.Сущность и виды воображения.                                                                    10-12

3.2Воображение и фантазия.                                                                                    13

3.4Воображение в творчестве.                                                                            14-16

4.Функции воображения.                                                                                             17                                      

5.Воображение в детском возрасте.                                                                       18-19

6.Креативное воображение.                                                                                    20-26

   6.1.Креативное воображение как цель обучения в начальной школе.                 20

   6.2.Роль креативного воображения на уроках  изобразительного искусства. 21-22

   6.3.Формы и методы развития креативного воображения на уроках           изобразительного искусства.                                                                                   23-26

7.Заключение.                                                                                                                27

8.Литература.                                                                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образы,  которые  использует  и  создает  человек,  не   ограничиваются

воспроизведением непосредственно воспринятого.  Перед  человеком  в  образах может предстать и то, что он непосредственно  не  воспринимал,  и  то,  чего вообще не было, и даже то, чего быть не может.  Это означает только то,  что не всякий процесс, протекающий в образах,  может  быть  понят,  как  процесс воспроизведения, потому что люди не только  познают  и  созерцают  мир,  они его   изменяют  и  преобразуют.   Но   для   того,   чтобы   преобразовывать действительность на практике, нужно уметь  делать  это  и  мысленно.  Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

    Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни.  Если  представить  на минуту, что человек не обладал бы  фантазией.  Мы  лишились  бы  почти  всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых  величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не  услышали  бы  сказок  и  не смогли бы играть во многие игры. А как  они  смогли  бы  усваивать  школьную программу без воображения?

    Благодаря  воображению   человек   творит,   разумно   планирует   свою

деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и  духовная культура является продуктом воображения  и  творчества  людей.

    Воображение   выводит   человека   за    пределы    его   сиюминутного

существования,  напоминает  ему  о  прошлом, открывает  будущее.  Вместе  с уменьшением  способности  фантазировать  у  человека  обедняется   личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет  интерес  к  искусству  и науке.

    Воображение   является   высшей   психической   функцией   и   отражает

действительность. Однако  с  помощью  воображения  осуществляется  мысленный отход за пределы непосредственно  воспринимаемого.  Основная  его  задача  — представление  ожидаемого  результата  до  его  осуществления.   С   помощью воображения у нас  формируется  образ  никогда  не  существовавшего  или  не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

    Проще сказать —  лишите  человека  фантазии,  и  прогресс  остановится!

Значит воображение, фантазия являются высшей и  необходимейшей  способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения,  должна иметь позитивное направление развития.  Она  должна  способствовать  лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и  самосовершенствованию  личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни  грезами.

    Нужно начинать развивать воображение в детском возрасте. Развитие творческих способностей - удачное начало школьного этапа жизни детей. Я решила провести несколько тактических занятий, для развития воображения у детей начальных классов, а именно: у 3 «а» класса.

                                                                                                                                                                                               

 

Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

      Учебные задачи:

1. Грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями.

2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

3. Помочь им почувствовать интерес к познанию нового.

4. Испытать чувство радости от общения с младшими сверстниками и учителями.

5.Прививать любовь к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                                                                                      

 

Психология как  наука

 

Психология как наука обладает  особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека'.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Конечно , психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физике. Её явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем - это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Только к середине 19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогике и медицины, в различных явлениях социальной практи

 

 

 

Что же является предметом изучение психологии?    

   Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся  к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

      Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей—в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем Случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлении, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

 

Психические познавательные процессы человека

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов - познавательно- аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодинакова. Так, простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.                                               Специалисту важно знать наиболее общие особенности каждого психического познавательного процесса, которые играют большую роль в любой профессиональной деятельности, в жизни вообще.                     Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.   Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.                       

Информация о работе Развитие креативного воображения у младших школьников