Воображение в учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 до 10 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. Сущность учебной деятельности младшего школьника
Воображение, как особая форма человеческой психики
Особенности развития воображения младших школьников
Заключение
Список литературы
II. Практическая работа

Работа содержит 1 файл

Контр - воображение (оля).docx

— 35.05 Кб (Скачать)

План

Введение

I. Теоретическая часть

1. Сущность учебной деятельности  младшего школьника

  1. Воображение, как особая форма человеческой психики
  2. Особенности развития воображения младших школьников

Заключение

Список литературы

II. Практическая работа

 
                                                                             Введение

Младшим школьным возрастом считается  возраст детей примерно от 6 до 10 лет, что соответствует годам  обучения в начальных классах  общеобразовательной школы. Младший  школьный возраст - период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному  выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей  этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение  ко многому из того, с чем они  сталкиваются, так характеризует  этот возраст Н. С. Лейтес.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость  которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных”, по Л.С.Выготскому эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать  “культурными”, т.е. превратиться в  высшие психические функции, связанные  с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок  данного возраста в школе и  дома: общение, игра, труд и  учение.

В   процессе   учебной   деятельности  ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять  учебный  материал и усвоить его,

 

т.е. воссоздающее  воображение   младшего   школьника  с самого начала обучения включено в целенаправленную  деятельность, способствующую его психическому развитию.

        

1. Сущность учебной деятельности младшего школьника

Учебная деятельность - достаточно неоднозначное  понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в  педагогике.

  1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

 

 2. В  "классической" советской психологии  и педагогике учебная деятельность  определяется как ведущий тип  деятельности в младшем школьном  возрасте. Она понимается как  особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью  предметных и познавательных  действий. 
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия

Учебная деятельность — это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменении старых. Предметы науки и культуры — это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Для того чтобы учебная деятельность проходила  успешней необходима положительная  мотивации, т.е. чтобы ребенок сам  очень хотел учиться. Но мотив  и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.

Предметом изменений в учебной деятельности является сам ученик. Учебная деятельность - это такая деятельность, которая  поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому  новым предметом для ученика  становится процесс собственного изменения. Главным в учебной деятельности  является то, чтобы человек посмотрел  на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.

В младшем  школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой ребенок приобщается  к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные  предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и  сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно  приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной  деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием  развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет  теоретический характер».

При переходе к школьному обучению предметом  усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий  характер учебной деятельности. Л.С. Выготский указывал, что основные изменения школьного возраста - осознание  и овладение психическими процессами - обязаны своим происхождением именно обучению: «осознание приходит через  ворота научных понятий».

Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных  понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность  специально подчеркивал Д.Б. Эльконин.

Отличие результата учебной деятельности от других деятельностей наиболее ярко обнаруживается при ее сравнении  с деятельностью продуктивной, или  трудовой. Результатом продуктивной, или трудовой, деятельности всегда является некоторый материальный продукт, который получается в ходе изменений, внесенных человеком в исходные материалы: результат рисования - конкретное изображение, рисунок; результат лепки - поделка из пластилина или глины; результат конструирования - сооружение из кубиков или деталей конструктора и т.п. Еще более отчетливо получение  конкретного продукта выступает  в труде.

Иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя усваивает научные понятия.

Однако  никаких изменений в саму систему  научных понятий ребенок не вносит: ничего в науке и ее понятийном аппарате не изменится от того, будет  ли действовать ученик с научными понятиями или нет и насколько  успешны будут его действия.

Что же в таком случае является результатом  учебной деятельности? Результат  учебной деятельности, в которой  происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие... Это изменение  есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями. Таким образом, учебная  деятельностьи-иэтоидеятельностьипоисамоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт - те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.

Учебная деятельность имеет, конечно, и внешние  результаты: полученное решение математической задачи, написанное учеником сочинение  или диктант и пр. Но эти результаты важны для учителя и самих  учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изменений. С этой позиции они и получают определенную оценку: этому ученик уже научился и умеет делать хорошо, а это пока еще не освоил.

Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьников умения учиться  являются самостоятельными задачами школьного  обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений. Овладение учебной  деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются  основы умения учиться. По существу, в  младшем школьном возрасте человек  учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним  на всю жизнь.

Учебная деятельность, являясь сложной и  по содержанию, и по структуре, и  по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Требуется  немало времени и усилий, чтобы  в ходе систематической работы под  руководством учителя маленький  школьник постепенно приобрел умение учиться.

О сложности  этого процесса свидетельствует  тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного  формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще  не сформирована, ее полноценное осуществление  возможно для ребенка только совместно  с другими детьми. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все психологические процессы.

 

  1. Воображение, как особая форма человеческой психики

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым  «психическим» из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Что же касается загадочности этого  феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти  ничего не известно именно о механизме  воображения, в том числе о  его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой, каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Мы знаем много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения отдельно. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.   

Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение  рисует сознанию такие картины, которым  ничего или мало что соответствует  в действительности, то оно носит  название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его  именуют мечтой. Воображение может  быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы. Образы пассивного воображения  возникают спонтанно, помимо воли и  желания человека. Продуктивное воображение  отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в  образе она все, же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в  том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой  и искусством. В наибольшей степени  она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность  воображения играет положительную  роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы  и мечты.

 

  1. Особенности развития воображения младших школьников

Характерной особенностью воображения  младших школьников является наглядность  и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке. Ученикам I, а иногда и II класса бывает нелегко вообразить то, что  не имеет никакой поддержки в  конкретных предметах и иллюстрациях. Так, ребенок неохотно соглашается  признать, что перед ним «солдат», если у «солдата» нет в руке палки, изображающей винтовку. Более  старшие ученики начальных классов  легче обходятся без внешних  атрибутов (признаков), хотя и любят  ими пользоваться. Дошкольник больше, чем ученик начальных классов, верят  тому, что создает его фантазия. Этот некритический подход к образам  воображения приводит к тому, что  ребенку нередко трудно отделить продукт своей фантазии от реальности (этим объясняется так называемая детская ложь). Младший школьник более критически смотрит на то, что является плодом его воображения. Он понимает условность придуманного им и в игре принимает эту условность.

Воображение у младшего школьника  имеет в значительной степени  подражательный характер. Ребенок в  своих вымыслах и играх старается  воспроизвести то, что он видел  или слышал, повторить то, что  наблюдал. Поэтому воображение у  него имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер.

В процессе учебной деятельности воображение  детей изменяется. Появляется большая  устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в  памяти, становятся богаче и разнообразнее  благодаря расширению кругозора, приобретаемым  знаниям.

Для развития  воображения   младших   школьников  большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии  воображения   младшего   школьника  происходят изменения: сначала образы  воображения  у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко II— III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

Информация о работе Воображение в учебной деятельности младших школьников