Воображение младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Задачи:
- провести аналитический обзор литературы по теме исследования,
- раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития,
- составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей воображения младших школьников,
- провести анализ полученных результатов исследования особенностей воображения младших школьников.

Работа содержит 1 файл

курсач люда.docx

— 49.48 Кб (Скачать)

     В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [16,103]

     В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование  воображения будет более эффективным  при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой  и расширение познавательных возможностей детей.

     В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата. Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

     Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой  способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Миронов отмечает,что если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [15,33].

     Вместе  с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого  мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

     Младшие школьники большую часть своей  активной деятельности осуществляют с  помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

     Однако, фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в  направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности  развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом  творчества. Немов выявил такую особенность: дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [18, с.89].

     Таким образом, нельзя не согласиться с  выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. 
 

Глава II. Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников. 

II.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников. 

     Цель  экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.

     В исследовании приняли участие младшие  школьники – учащиеся 2-го класса школы-лицея № 14. Количество участников - 14 человек. Среди них 7 мальчиков  и 7 девочек, в возрасте от 7 до 9 лет.

     В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.( полное содержание методик находится в Приложении 2)

     Методика  №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

     Цель: диагностика развития воображения у детей.

     Данная  методика позволяет достаточно полно  изучить особенности творческого  воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки  зрения Е. Торренса, деятельность творческого  воображения начинается с возникновения  чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии  и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней  информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая  инструкция провоцируют появление  такой чувствительности и создают  возможность для многозначного  решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация  трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

     Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

     Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.

     Данный  тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти  применение обыкновенному кирпичу  и консервной банке. Например, в случае с кирпичом – построить жилой  дои, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все  аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории  и получают один балл. Необходимо, чтобы  в ответах использовались различные  свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет  вес, может нагреваться и хранить  тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и  многими другими. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.

     Методика  №3. «Решение необычных проблем».

     Цель: определение уровня развития воображения.

     Данная  методика направлена на активизацию  преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать  предложенную ситуацию.

     Методика  №4. “Четыре скрепки”(О.И. Мотков)

     Цель: определить уровень развития образного воображения.

     Данная  методика предназначена для изучения процессов воображения. Детям предлагается задание, в котором они должны при помощи четырёх скрепок создать  фигуру или какую-либо композицию, а  затем изобразить её на чистом листе (А4). Каждый рисунок необходимо подписать. 
 

II.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте. 
 

Данные  диагностики младших школьников приведены в Приложении 3.

     Методика  №1. методика исследования индивидуальных особенностей воображения (по Торренсу). Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых была отнесена ко второму (6 ч-к) и третьему (5 ч-к) уровням развития воображения, что соответствует 42,84% и 35,7%.

     Работы  детей, отнесённых ко 2-му уровню развития воображения характеризуется меньшей  схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его  пределами. Для рисунков детей 3-его  уровня характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды.

     Двое  детей или 14,3% отнесены к 4-му уровню развития воображения. В работах  отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют  к рисунку все новые и новые  элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. И, наконец, один испытуемый был отнесён к 5-му уровню, для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. К первому и шестому уровням не был отнесён ни один ребёнок.

     Методика  №2 «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (8 человек) была отнесена к низкому уровню развития творческого  мышления, что соответствует 57.12%. К  среднему уровню отнеслись 4 ребёнка  или 28.6%, и, соответственно 2-е учеников достигли высокого уровня развития творческого  мышления (14.3%).

     Методика  №3 «Решение необычных проблем»

     Итак, по результатам данной методики большая  часть испытуемых (10 человек) была отнесена к высокому уровню развития воображения, что соответствует 71.4%. к среднему и низкому отнеслись по 2 человека или по 14.3%.

     Методика  №4 “Четыре скрепки” (О.И. Мотков). Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых (10 человек или 71.4%) отнесена к среднему уровню развития воображения. По два ученика попали в первый и третий уровень.

Выводы  по результатам исследования.

     Итак, особенности воображения детей  младшего школьного возраста заключаются  в следующем:

     - исходя из результатов теста  Е.Торренса, мы видим, что дети  младшего школьного возраста  достигают 4-го уровня развития  воображения (2 человека): в продуктах  творческой деятельности младших  школьников появляется широко  развернутая предметная среда,  дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; а также 5-го уровня развития воображения достиг один ребёнок: в продуктах творческой деятельности уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

     - исходя из результатов теста  Гилфорда, мы выяснили, что у детей  в данном возрасте дивергентное  мышление ещё не сформировано  – из общей выборки (14 человек)  не справились с заданием 8 учеников.

     - исходя из полученных результатов  по четвёртой методике (4 скрепки), мы выяснили, что образное воображение  на высоком уровне развито  у двух человек и у двух  человек оно развито на низком  уровне. Большая часть выборки,  по результатам проведения методики, соответствует среднему уровню  развития образного воображения.

       Исходя из результатов, полученных  по результатам методики «решение  необычных проблем», мы приходим  к выводу, что у детей данной  группы уровень воображения на  высоком уровне развит у 10 человек,  что составляет 71.4% от общей выборки.  Два человека относятся к высокому  и низкому уровням.

     По  результатам исследования был создан комплекс игр и упражнений, направленных на развитие воображения у детей  младцего школьного возраста (см. Приложение 4)

 

     Заключение. 

     Итак, воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма, будучи в то же самое время  самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Воображение  представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий.

     Развитие  воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических  систем в определенной мере связано  с регуляцией органических процессов  и движения.

     Проведено исследование воображения как творческого  процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что  воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Информация о работе Воображение младших школьников