Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых можно реализовать индивидуальный подход к процессу развития творческого воображения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….З
Глава 1.Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников в процессе обучения.
1.1 Содержание понятия воображения………………………………….7
Особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения……………………………………………………….22
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию воображения в процессе обучения.
2.1 Критерии, методики исследования развития воображения……….27
2.2 Воздействие воображения учителя на развитие творческого потенциала школьников………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………
Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты развития воображения у младших школьников в процессе обучения.
1.1 Содержание понятия воображения………………………………….7
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию воображения в процессе обучения.
2.1 Критерии, методики исследования развития воображения……….27
2.2 Воздействие воображения учителя на
развитие творческого потенциала школьников……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
Введение.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.
Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, при которых можно реализовать индивидуальный подход к процессу развития творческого воображения младших школьников.
Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения учащихся младших классов школы в учебном процессе будет проходить эффективно, если
- управление развитием
творческого воображения будет
осуществляться в соответствии
с моделью, разработанной на
основе индивидуального
- будет определен комплекс
педагогических и
- будет присутствовать
демократический стиль
- будет происходить отбор
и внедрение в процесс
- школьники будут включены
в оптимально возможные
- будет высоким уровень мотивации учения у младших школьников.
Исходя из определения цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятие творческое
воображение и выяснить
2. Разработать и апробировать модель управления развитием творческого воображения младших школьников на основе индивидуального подхода.
3. Выявить условия, при
которых реализуется
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А. М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» — вымысел прежде всего как замысел.
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой — образное воспроизведение обычно, как показали исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.
Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала — следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения.
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:
1) тем, насколько воображение
придерживается
2) тем, насколько новы
и оригинальны, отличны от
Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.
Деятельность воображения
естественно и закономерно
Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования.
Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Тожественность образа заключается скорее в единстве его предметной отнесенности, чем в неизменности его наглядного содержания. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию. Но там, где происходит лишь как бы мерцание образа без определенной тенденции, обусловливающей преобразование в определенном направлении, никак не приходится еще говорить о воображении. Здесь налицо лишь некоторые предпосылки для его преобразующей деятельности.
Однако такие тенденции, обусловливающие трансформацию образов, отражающих действительность в определенном направлении, неизбежно появляются в силу того, что на этих образах, вплетенных в психическую жизнь личности, сказываются общая направленность данной личности, ее потребности, интересы, чувства и желания. Этим и порождается преобразующая деятельность воображения.
Так же как в практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания, так сказывается она и в преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.
Воображение, таким образом,
не абстрактная функция, а закономерно
выступающая сторона
Само восприятие действительности
часто преобразуется
Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном — а может быть, и бездушном — отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.
Информация о работе Развитие воображения у младших школьников в процессе обучения