Воображение младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Задачи:
- провести аналитический обзор литературы по теме исследования,
- раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития,
- составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей воображения младших школьников,
- провести анализ полученных результатов исследования особенностей воображения младших школьников.

Работа содержит 1 файл

курсач люда.docx

— 49.48 Кб (Скачать)

1.2. Исторический анализ понятия.

 
 

История философской и эстетической мысли  в значительной мере связана с  тем или иным решением проблемы воображения. Поэтому при разработке современной  теории развития воображения есть смысл  прежде всего проследить ее историю. Такое исследование представляется тем более необходимым, что в  отечественной педагогической литературе история проблемы воображения не систематизировалась. Весь путь развития понятия воображения представим в несколько этапов , представленных Выготским[2,25].

       В древности воображение понималось  в связи с искусством, а искусство  рассматривалось как подражание  природе. Демокритом, Сократом, а  также последователями Пифагора  высказывалась идея о том, что  искусство представляет собой  подражание космосу или деятельности  людей и животных.

     Эпохой  Сократа заканчивается первый этап  развития понятия «воображения». Воображение  считается неотделимой частью искусства, а искусство представляется подражанием  космосу или деятельности людей  и животных.

     Следующим этапом развития понятия воображения  можно считать античность (Платон, Аристотель).

     Платон  и Аристотель наблюдали расцвет  античного общества. Воображение  здесь рассматривалось с различных  точек зрения. Платон вообще не приемлет  понятия воображения, когда Аристотель выделяет особо значимое место этому понятию. Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности.

     Следующий этап относят к раннему христианству, представителями которого являются Плотин и Фома Аквинский.Плотин первый провозгласил эстетическую сущность искусства. Новым моментом явилось подчеркивание роли воображения, его превосходства над подражанием. Обращалось внимание на способность художника создать картину пышной и многообразной жизни не только путем наблюдения и подражания, но и благодаря богатству его воображения.

     В эпоху Возрождения, продемонстрированы неиссякаемые творческие возможности  художественного воображения в  воспроизведении реальности, открыты  человечеству богатство исторических форм искусства, подняты проблемы специфики  воображения в художественном творчестве в отличие от научного.

     Эпохой  Просвещения заканчивается второй этап развития понятия воображения. В нем воображение не только выделялось в отдельную область, но и принимали  его во всех сферах деятельности.

     Следующий этап развития уже относят к началу XX века.

     Философы-материалисты (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д. Локк) не отводили значительного места в жизни  человека художественному творчеству вообще. История, поэзия и философия, с точки зрения Бэкона, основаны соответственно на трех источниках: памяти, воображении и рассудке. Бэкон  считает воображение, осуществляющее синтез знания, самостоятельной способностью ума.

     Заслуга Гоббca заключается в том, что он выделил сферу воображения в самостоятельный предмет исследования, положив тем самым начало систематическому изучению механизма воображения,  и специфики искусства.

     Лени  Дидро стремится выяснить роль воображения в раскрытии правды жизни. Он много говорит о «вымышляющем поэте», настаивает на сходстве правды и вымысла.

     На  этом этапе воображение  выделяют в самостоятельный предмет исследования.

     Последним этапом можно выделить развития понятия  «воображение» в современности. В современной теории развития воображения  выделяют два направления – это  Европейское направление Баухауз  и российское Вхутемас, связанные  с дизайнерской деятельностью.

     Воображение в теории Баухауза не представляет собой особой значимости. Здесь можно  провести аналогию с древней эпохой, а в частности с Аристотелем, который вообще не признавал воображение  как активный элемент творческой деятельности.

     Воображение по Вхутемасу представляет собой  высшую ценность творчества, только благодаря  воображению можно олицетворить в жизнь множество красивых, элегантных вещей, для эстетического наслаждения.

     Эти два направления существуют до сих  пор и прослеживаются во всех произведениях  искусства, архитектуры, дизайна. 
 

I.3. Особенности воображения младших школьников. 

     Первые  образы воображения у ребенка  связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще  неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще  отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно  наблюдать, как в воображении  играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная  ко всему происходящему кукла  в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В  период формирования речи ребенок еще  более активно использует в своих  играх воображение, ибо его жизненные  наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

     От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения  могут появляться либо как реакция  на внешний стимул (например, по просьбе  окружающих), либо инициироваться самим  ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее  продуманным сценарием.

     По  утверждению Лазаревой, школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [13,85]

     Индивидуальные  особенности воображения ярко проявляются  в процессе творчества. В этой сфере  человеческой деятельности воображение  о значимости ставится наравне с  мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать  человеку условия, при которых проявляются  свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

     Доказано, что воображение теснейшим образом  связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом психолог Натадзе утверждает,что «не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.» [17,34]

     Вообще, каких-либо проблем, связанных с  развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

     Старший дошкольный и младший школьный возраст  квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого  воображения, фантазии. Игры, разговоры  детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в  силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как  вполне реальные. Переживание их настолько  сильно, что ребенок чувствует  необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются  и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические  консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными  проявлениями фантазии у детей, которые  они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

     В младшем школьном возрасте, кроме  того, происходит активное развитие воссоздающего  воображения.

     У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Согласно Дьяченко, оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). [7,134]

     Основная  тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход  ко всё более правильному и  полному отражению действительности, переход от простого произвольного  комбинирования представлений к  комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется  для изображения самолета двумя  палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее  сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более  полного сходства с настоящим  самолетом ("чтоб совсем как настоящий  был и летал бы").

     Наблюдения  показывают, что хорошо известные  события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события  жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется  в подборе атрибутов игры. У  младшего дошкольника в игре все  может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала  для игры по принципам внешнего сходства.

     Младший школьник также производит строгий  отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

     Обязательным  и главным действующим лицом  игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить  любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще  лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно  уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

     Вносимые  в ходе игры детьми младшего школьного  возраста поправки к ситуации, образам  придают игре и самим образам  воображаемые черты, все более и  более приближающие их к реальной действительности.

     Дудецкий  отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности". [6,217]

     В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения  усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения  младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально  иной.

     Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

     Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения  выражается в том, что в своих  играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они  наблюдали у взрослых, разыгрывают  истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи  и др. Тема игры - воспроизведение  впечатлений, имевших место в  жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место  в жизни.

     Однако  с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении  младшего школьника становится все  меньше и меньше и все в большей  степени появляется творческая переработка  представлений.

     Согласно  исследованиям Л.С. Выготского, ребенок  дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем  у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и  разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые  мы перечислили выше, воображение  ребенка обладает в одинаковой степени  с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

Информация о работе Воображение младших школьников