Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
Время проведения исследования: 2008 – 2009 учебный год.
Экспериментальная база: работа проводилась на базе МДОУ № 6, г. Сорочинска, в старшей группе № 4 и подготовительной № 5. Всего в исследовании принимало участие 37 детей старшего дошкольного возраста и их родители – 74 человека.
В результате диагностического обследования и обработки результатов было выделено 14 детей с завышенной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях и 12 детей – с заниженной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях, всего 26 дошкольников. Из данных детей мы выделили две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, имеющие более 2 проблем, как то неадекватный уровень сформированности самооценки и проблемы в детско-родительских отношениях: итого 17 детей, из них 5 детей с завышенной самооценкой, 12 – с заниженной. В контрольную группу вошли дети, имеющих 2 проблемы: 9 детей с завышенной самооценкой.
У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками и родителями, они лучше понимают чувства других и выражают свои. У детей изживается негативизм, неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Итак, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу: в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста формируется заниженная самооценка.
Благодарю за внимание!
Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка