Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
46. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6.
47. Тищенко Ю.В., Иванкова М.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2.
48. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников//Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 61-67.
49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Просвещение, 1997.
50. Ушаков Г.К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. - М., 1966.
51. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.
52. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997.
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
54. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова.— М., 1982. — С.108-114.
55. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — М., 2000.
56. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Вестник МГУ.- Серия 14. Психология.-1978.-№3.-С.3-12.
57. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д.Кошелевой.-М.,1985.
Приложение
№ п/п | Имя | Методики | Проблемы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
|
| с/оц | оц/бл | |||||
1 | Юля А. | Завыш-ая |
| Завыш-ая | + | НМ | П | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком. |
2 | Стас | Заниж-ая |
| Заниж-ая | Нейтр. | НМ | МН | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «малень-кий неудачник» |
3 | Алиса | Адекватн. |
| Адекватн. | Нейтр. | НО | П | Непринятие отца |
4 | Гриша | Адекватн. |
| Адекватн. | + | - | С | - |
5 | Лиля М. | Заниж-ая |
| Заниж-ая | Нейтр. | НМ | О | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «отверже-ние ребенка» |
6 | Кирилл | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НМ | О | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «отверже-ние ребенка» |
7 | Полина О. | Завыш-ая |
| Завыш-ая | + | НО | О | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «отверже-ние ребенка» |
8 | Ваня | Завыш-ая |
| Завыш-ая | + | НМ | О | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «отверже-ние ребенка» |
9 | Маша | Завыш-ая |
| Завыш-ая | + | НР | П | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие родите лей ребенком |
10 | Женя | Адекватн. |
| Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
11 | Лина | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НМ | О, А | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «отверже-ние ребенка» и «авторитаризм». |
12 | Сергей | Завыш-ая |
| Завыш-ая | Нейтр. | НР | К | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие родите лей ребенком |
13 | Лиза | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НО | МН | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «маленький неудачник». |
14 | Катя | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НО | О | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «отверже-ние ребенка» |
15 | Игорь | Завыш-ая |
| Завыш-ая | Нейтр. | НМ | К | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком |
16 | Олег И. | Заниж-ая |
| Заниж-ая | Нейтр. | НМ | МН | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «малень-кий неудачник» |
17 | Юля П. | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НМ | МД | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «малень-кий неудачник» |
18 | Полина К. | Адекватн. |
| Адекватн. | Нейтр. | НО | П | ДРО – неприня-тие отца ребенком |
19 | Люда | Заниж-ая |
| Заниж-ая | – | НМ | МД | С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по зиция «малень-кий неудачник» |
20 | Миша | Завыш-ая |
| Завыш-ая | Нейтр. | НО | П | С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком |
НМ – непринятие матери, НО – непринятие отца, НР – непринятие родителей, как четы, О – отвержение, А – авторитаризм, к – кооперация, С – симбиоз, П – принятие, МН – маленький неудачник, МД – межличностное дистанцирование, С/оц – самооценка, ДРО – детско-родительские отношения
№ п/п | Имя | Методики | Проблемы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
с/оц | балл | с/оц | оц/бл | |||||
1 | Юля А. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П |
|
2 | Стас | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
3 | Алиса | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | НО | П | Непринятие отца |
4 | Гриша | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | С | - |
5 | Лиля М. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
6 | Кирилл | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
7 | Полина | Завыш-ая | 2 | Завыш-ая | + | - | П | С/оц – завышен-ная |
8 | Ваня | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
9 | Маша | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
10 | Женя | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
11 | Лина | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | А | ДРО – «авторитаризм». |
12 | Сергей | Завыш-ая | 2 | Завыш-ая | + | - | П | С/оц – завышен-ная |
13 | Лиза | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
14 | Катя | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | НО | П | ДРО – неприня-тие отца ребенком |
15 | Игорь | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | К | - |
16 | Олег И | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
17 | Юля П. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
18 | Полина К. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | НО | П | ДРО – неприня-тие отца ребенком |
19 | Люда | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | МН | ДРО – позиция «маленький неудачник» |
20 | Миша | Завыш-ая | 2 | Завыш-ая | + | - | П | С/оц – завышен-ная |
21 | Коля | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
22 | Рома | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | НО | О | ДРО - неприня-тие отца ребен-ком и позиция «отвержение» |
23 | Арина | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
24 | Саша Н | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | К | - |
25 | Саша Р | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | С | - |
26 | Ирина | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
27 | Римма | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | П | - |
28 | Света | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | С | - |
29 | Алена | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
30 | Алеша | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | К | - |
31 | Артем | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | НО | МД | ДРО – неприня-тие отца ребен-ком, позиция «межличност- ная дистанция» |
32 | Павел | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
33 | Лиля К. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | МН | ДРО – позиция «маленький неудачник» |
34 | Рустам | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | К | - |
35 | Анна | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | К | - |
36 | Настя | Адекватн. | 1 | Адекватн. | Нейтр. | - | МН | ДРО – позиция «маленький неудачник» |
37 | Олег М. | Адекватн. | 1 | Адекватн. | + | - | П | - |
∑ | Адекватная, 89 % | Адекватная, 89 % | НО - 37% | П – 62% |
|
НМ – непринятие матери, НО – непринятие отца, НР – непринятие родителей, как четы, О – отвержение, А – авторитаризм, к – кооперация, С – симбиоз, П – принятие, МН – маленький неудачник, МД – межличностное дистанцирование, С/оц – самооценка, ДРО – детско-родительские отношения, оц/бл – оценка близкого, «+» - положительная, «-» - отрицательная.
Приложение 3.
Тематический план коррекционных занятий с детьми.
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспе-чение |
1 | Каждый привлекателен по-своему | Осознание ребен-ком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собст-венной неповтори-мости, физических особенностей | 1. Беседа о том, какие люди раз-ные, чем мы отличаемся, чем похожи. 2. Игра «Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют 3. Рисование. Автопортрет. 4. Беседа по рисункам. | Краски, карандаши, мелки. Бумага |
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. | 1. Беседа о том, как можно пока-зать другому, что он хороший. 2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие 3. Игра «Газета». Цель: развитие тактильного кон-такта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, за-тем газета сворачивается попо-лам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать, чтобы поместиться на газете. | Газета | ||
2 | Я+ТЫ=МЫ | Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия | 1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения: • помогай друзьям; • делись с ними; • умей остановить друга, если он делает что-то нехорошо • не срывай злость на других; • не ссорься по пустякам; • не смейся над ошибками; • ты можешь ошибиться сам. 2. Беседа по рисункам. 3. Игра «Прикосновения». | Бумага карандаши, доска, мел |
1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате. При слове «Молекула» все соби-раются в кучу, плотно прижима-ясь друг к другу. 2. Игра «Комплимент». 3. Рисование «Моя группа». | Краски Бумага карандаши | |||
1. Игра «Комплимент». 2. Игра «Колокольчик» Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине, он рас-качивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. 3 .Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожи-мают их – передают ток. |
| |||
Создание коллажа «Наша группа» | карандаши | |||
3 | Волшебные средства понимания | Знакомство с инто-нированием речи, мимикой и панто-мимикой. Развитие внимания к эмоци-ональным состоя-ниям других. Раз-витие отрицатель-ного отношения к безучастному от-ношению к проб-лемам других. Раз-витие умения при-нимать настроение других людей. | 1. Игра «Я чувствую...» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмо-ций. Ребенок называет нарисо-ванное чувство и говорит, когда он его испытывает. 2. Игра «Молекула». 3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.
| Карточ-ки с изо-бражением эмо-ций по количеству детей |
4 | Настроение | Описание своего настроения, обога-щение опыта, обо-гащение опыта са-моконтроля. Осознание настро-ения другого. Обогащение спо-собами выражения своего настроения.
| 1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики. 2. Изготовление масок. 3. Игра «Маски». Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски. | Бумага краски, карандаши, мелки, шнурочки |
1. Игра «Руки». Ход: дети рабо-тают в парах. Ведущий предлага-ет: - познакомиться руками, - поссориться руками, - помириться руками. 2. Игра «Ниточка с иголочкой». 3. Игра «Я чувствую...» |
| |||
1. Игра «Лото настроение». 2. Рисование «Мое настроение», 3. Беседа по эмоциям. | Карточ-ки лото | |||
1. Упражнение «Возьми себя в руки!» | Заготов-ки мари-онеток | |||
5 | Волшебная линия | Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций | 1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся. 2. Создание картины с помощью линий. | Бумага краски |
1. Беседа по рисункам. 2. Игра «Нехочуха». 3. Игра-релаксация «Волшебный сон». |
| |||
6 | Я – хо-роший, я – плохой | Осознание и при-нятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахожде-ние способов преодоления отрица-тельных черт характера | 1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, тому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый - злой. 2. Сказка «Чертенок» (см. Н. Яковлева «Психологическая помощь...»). 3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. | Мяч |
|
|
| 1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое). 2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную по-ляну, найти свой цветок и хоро-шо его рассмотреть. 3. Рисование цветка. | Мяч воск бумага краски |
7 | Люби-мые сказки | Развитие понима-ния себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.
| 1. Игра «Назови героя». Ход: ве-дущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказ-ки. 2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, приду-мать, что они будут делать. 3. Рисование «Письмо любимому герою». | Мяч воск бумага краски |
8 | Вместе веселее
| Расширение опыта позитивного взаимодействия, Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
| 1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу с бумагой. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бума-гу вверх. | Старые газеты |
1. Игра «Клубок». 2. Игра «Найди пару». 3. Игра «Зеркало». | Клубок | |||
9 | Хорошо и плохо | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. | 1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенко захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помири-лись. 2. Обсуждение сценки. |
|
|
|
| 1. Игра «Вежливые слова». 2. Игра «Гамак». 3. Игра «Гусеничка». |
|
Уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию предоставляется дипломная работа на тему: «Детско – родительские отношения как фактор развития самооценки детей в семье»
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности, формирования Я-концепции ребенка.
В сложной системе детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления о себе, самосознание и самооценка ребенка.
Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, И.С.Кон, М.И. Лисина, С.В. Ковалев, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).
Цель данного исследования – изучение и анализ влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - детско-родительские отношения, как фактор развития самооценки детей в семье.
Предмет исследования – особенности влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
В своем исследовании мы предполагаем, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.
Задачи:
6. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений и формирования самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте.
7. Подобрать методики, направленные на изучение сформированности самооценки и детско-родительских отношений.
8. Исследовать сформированность самооценки у детей и детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста.
9. Проанализировать психологические проблемы влияния детско-родительских отношений на сформированность самооценки.
10. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение самооценки у детей и улучшение детско-родительских отношений.
Для решения поставленных задач и проверки предположений использовались совокупность теоретических и эмпирических методов. Среди эмпирических методов использовались: тестирование и методы математической обработки полученных данных.
Проведённое исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы, включавшая в себя: анализ различных теоретических подходов к проблеме детско-родительских отношений и формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста; анализ зарубежной и отечественной литературы по влиянию детско-родительских отношений на психическое развитие детей; анализ возрастных особенностей детей дошкольного возраста
Второй этап исследования (диагностический) был посвящён изучению имеющихся психологических проблем ДРО в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и сформированности самооценки детей с использованием следующих психодиагностических методик: «Изучение сформированности самооценки» Г.А. Урунтаевой; «Лесенка» В.Г. Щура; тест-фильм межличностных отношений Р. Жиля, направленный на восприятие детьми отношений в семье; тест родительского отношения Варга-Столина. На втором этапе исследования также проводился статистический анализ результатов с использованием методов математической обработки данных.
На третьем этапе была проведена работа по коррекционной программе, которая включала в себя:
6. Практический курс с детьми старшего дошкольного возраста (сказкотерапия, игры, беседы).
7. Практический курс с родителями (консультации, анкетирование, игры).
8. Практический курс для воспитателей (просвещение, консультации, игры).
Четвёртый этап (коррекционный) был направлен на изучение сформированности (несформированности) самооценки у детей старшего дошкольного возраста под влиянием детско-родительских отношений, где применялся метод сравнения групп, в ходе которого сравнивались, проведение сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики с помощью составления сводной таблицы и диаграммы. А также на данном этапе мы выявляли эффективность составленной психологической программы.
Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка