Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

Работа содержит 1 файл

Кочеткова диплом.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

46. Столин В.В. Са­мосознание личности. М., 1983. С. 6.

47. Тищенко Ю.В., Иванкова М.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2.

48. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников//Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 61-67.

49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Просвещение, 1997.

50. Ушаков Г.К. Профилактика нервно-психических расстройств у де­тей. - М., 1966.

51. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.  М., 1995.

52. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.  М., 1997.

53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

54. Щур В. Г. Методика изучения представле­ний ребенка об отношениях к нему других людей // Психология лично­сти: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова.— М., 1982. — С.108-114.

55. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — М., 2000.

56. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Вестник МГУ.- Серия 14. Психология.-1978.-№3.-С.3-12.

57. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.А.Д.Кошелевой.-М.,1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица1

Сформированность детско-родительских отношений и самооценки детей 5-6 лет констатирующего эксперимента.

№ п/п

Имя

Методики

Проблемы

1

2

3

4

 

 

с/оц

оц/бл

1

Юля А.

Завыш-ая

 

Завыш-ая

+

НМ

П

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком.

2

Стас

Заниж-ая

 

Заниж-ая

Нейтр.

НМ

МН

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «малень-кий неудачник»

3

Алиса

Адекватн.

 

Адекватн.

Нейтр.

НО

П

Непринятие отца

4

Гриша

Адекватн.

 

Адекватн.

+

-

С

-

5

Лиля М.

Заниж-ая

 

Заниж-ая

Нейтр.

НМ

О

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «отверже-ние ребенка»

6

Кирилл

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НМ

О

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «отверже-ние ребенка»

7

Полина О.

Завыш-ая

 

Завыш-ая

+

НО

О

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «отверже-ние ребенка»

8

Ваня

Завыш-ая

 

Завыш-ая

+

НМ

О

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «отверже-ние ребенка»

9

Маша

Завыш-ая

 

Завыш-ая

+

НР

П

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие родите

лей ребенком

10

Женя

Адекватн.

 

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

11

Лина

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НМ

О, А

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «отверже-ние ребенка» и «авторитаризм».

12

Сергей

Завыш-ая

 

Завыш-ая

Нейтр.

НР

К

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие родите

лей ребенком

13

Лиза

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НО

МН

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «маленький

неудачник».

14

Катя

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НО

О

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком, пози-ция «отверже-ние ребенка»

15

Игорь

Завыш-ая

 

Завыш-ая

Нейтр.

НМ

К

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком

16

Олег И.

Заниж-ая

 

Заниж-ая

Нейтр.

НМ

МН

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «малень-кий неудачник»

17

Юля П.

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НМ

МД

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «малень-кий неудачник»

18

Полина К.

Адекватн.

 

Адекватн.

Нейтр.

НО

П

ДРО – неприня-тие отца ребенком

19

Люда

Заниж-ая

 

Заниж-ая

НМ

МД

С/оц – занижен-ная, ДРО – не-принятие мате-ри ребенком, по

зиция «малень-кий неудачник»

20

Миша

Завыш-ая

 

Завыш-ая

Нейтр.

НО

П

С/оц – завышен-ная, ДРО – не-принятие отца ребенком

НМ – непринятие матери, НО – непринятие отца, НР – непринятие родителей, как четы, О – отвержение, А – авторитаризм, к – кооперация, С – симбиоз, П – принятие, МН – маленький неудачник, МД – межличностное дистанцирование, С/оц – самооценка, ДРО – детско-родительские отношения

Приложение 2.

Таблица2

Сформированность детско-родительских отношений и самооценки детей 5-6 лет формирующего эксперимента.

№ п/п

Имя

Методики

Проблемы

1

2

3

4

с/оц

балл

с/оц

оц/бл

1

Юля А.

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

 

2

Стас

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

3

Алиса

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

НО

П

Непринятие отца

4

Гриша

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

С

-

5

Лиля М.

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

6

Кирилл

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

7

Полина

Завыш-ая

2

Завыш-ая

+

-

П

С/оц – завышен-ная

8

Ваня

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

9

Маша

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

10

Женя

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

11

Лина

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

А

ДРО –

«авторитаризм».

12

Сергей

Завыш-ая

2

Завыш-ая

+

-

П

С/оц – завышен-ная

13

Лиза

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

14

Катя

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

НО

П

ДРО – неприня-тие отца ребенком

15

Игорь

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

К

-

16

Олег И

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

17

Юля П.

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

18

Полина К.

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

НО

П

ДРО – неприня-тие отца ребенком

19

Люда

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

МН

ДРО – позиция «маленький неудачник»

20

Миша

Завыш-ая

2

Завыш-ая

+

-

П

С/оц – завышен-ная

21

Коля

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

22

Рома

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

НО

О

ДРО - неприня-тие отца ребен-ком и позиция «отвержение»

23

Арина

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

24

Саша Н

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

К

-

25

Саша Р

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

С

-

26

Ирина

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

27

Римма

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

П

-

28

Света

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

С

-

29

Алена

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

30

Алеша

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

К

-

31

Артем

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

НО

МД

ДРО – неприня-тие отца ребен-ком, позиция «межличност-

ная дистанция»

32

Павел

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

33

Лиля К.

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

МН

ДРО – позиция «маленький неудачник»

34

Рустам

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

К

-

35

Анна

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

К

-

36

Настя

Адекватн.

1

Адекватн.

Нейтр.

-

МН

ДРО – позиция «маленький неудачник»

37

Олег М.

Адекватн.

1

Адекватн.

+

-

П

-

Адекватная,

89 %

Адекватная,

89 %

НО - 37%

П – 62%

 

 

НМ – непринятие матери, НО – непринятие отца, НР – непринятие родителей, как четы, О – отвержение, А – авторитаризм, к – кооперация, С – симбиоз, П – принятие, МН – маленький неудачник, МД – межличностное дистанцирование, С/оц – самооценка, ДРО – детско-родительские отношения, оц/бл – оценка близкого, «+» - положительная, «-» - отрицательная.

 

 

 

 

Приложение 3.

Тематический план коррекционных занятий с детьми.

 

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Обеспе-чение

1

Каждый привле­кателен по-своему

Осознание ребен-ком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способно­стям. Осознание собст-венной неповтори-мости, физических осо­бенностей

1. Беседа о том, какие люди раз-ные, чем мы отлича­емся, чем похожи.

2. Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома.

Дети повторяют

3. Рисование. Автопортрет.

4. Беседа по рисункам.

Краски, карандаши, мелки. Бумага

Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использова­нию тактильного контакта как спо­соба выражения симпатии друг к другу.

1. Беседа о том, как можно пока-зать другому, что он хороший.

2. Игра «Комплимент».

Цель: развитие умения выра­жать свое отношение к другому через слово, действие

3.        Игра «Газета».

Цель: развитие тактильного кон-такта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: на пол кладется газета,  за-тем газета сворачивается попо-лам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать, чтобы поместиться на газете.

Газета

2

Я+ТЫ=МЫ

Развивать чувство при­надлежности к группе.

Получение опыта позитив­ного взаимодействия

1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения:

•   помогай друзьям;

•   делись с ними;

•   умей остановить друга, если он делает что-то нехорошо

•   не срывай злость на других;

•   не ссорься по пустякам;

•   не смейся над ошибками;

•   ты можешь ошибиться сам.

2. Беседа по рисункам.

3. Игра «Прикосновения».

Бумага каранда­ши, доска, мел

1.      Игра «Молекула».

Ход: дети бегают по комнате. При слове «Молекула» все соби-раются в кучу, плотно прижима-ясь друг к другу.

2. Игра «Комплимент».

3. Рисование «Моя группа».

Краски

Бумага

карандаши

1. Игра «Комплимент». 

2. Игра «Колокольчик»

Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине, он рас-качивается из стороны в сторону, остальные его поддер­живают.

3 .Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожи-мают их – передают ток.

 

Создание коллажа

«Наша группа»

карандаши

3

Волшебные средства понимания

Знакомство с инто-нирова­нием речи, мимикой и панто-мимикой. Развитие внимания к эмоци-ональ­ным состоя-ниям других. Раз-витие отрицатель-ного отношения к безучастному от-ношению к проб-лемам других. Раз-витие умения при-нимать настроение других людей.

1.      Игра «Я чувствую...»

Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмо-ций. Ребенок называет нарисо-ванное чувство и говорит, когда он его испытывает.

2. Игра «Молекула».

3. Интонационные этюды: детям предла­гается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

 

Карточ-ки с изо-бражением эмо-ций по количеству детей

4

Настроение

Описание своего настрое­ния, обога-щение опыта, обо-гащение опыта са-мо­контроля. Осознание настро-ения другого.

Обога­щение спо-собами выра­жения своего настроения.

 

1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.

2. Изготовление масок.

3. Игра «Маски». Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски.

Бумага краски, карандаши, мелки, шнурочки

1. Игра «Руки». Ход: дети рабо-тают в парах. Ведущий предлага-ет: - познако­миться руками,

- поссориться руками,

- помириться руками.

2. Игра «Ниточка с иголочкой».

3. Игра «Я чувствую...»

 

1. Игра «Лото настроение».

2. Рисование «Мое настроение»,

3. Беседа по  эмоциям.

Карточ-ки лото

1. Упражнение «Возьми себя в руки!»

Заготов-ки мари-о­неток

5

Волшебная линия

Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций

1. Рисование «Волшебная линия». С помощью ли­нейки и цвета передать настроение: спокойная ли­ния, радостная, хитрая, злая, больная, волнующая­ся.

2. Создание картины с помощью линий.

Бумага краски

1. Беседа по рисункам.

2. Игра «Нехочуха».

3. Игра-релаксация «Волшебный сон».

 

6

Я – хо-роший, я – плохой

Осознание и при-нятие себя, своих черт. Развитие адекватной само­оценки. Нахожде-ние способов пре­одоления отрица-тельных черт ха­рактера

1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, тому кинули мяч, назы­вает противоположное качество: добрый - злой.

2. Сказка «Чертенок» (см. Н. Яковлева «Психологи­ческая помощь...»).

3. Игра «Собаки бывают».

Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

Мяч

 

 

 

1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную по-ляну, найти свой цветок и хоро-шо его рассмотреть.

3. Рисование цветка.

Мяч воск бумага краски

7

Люби-мые сказки

Развитие понима-ния себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собствен­ных чувств.

 

1. Игра «Назови героя». Ход: ве-дущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказ-ки.

2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, приду-мать, что они будут делать.

3. Рисование «Письмо любимому герою».

Мяч воск бумага краски

8

Вместе веселее

 

Расширение опыта пози­тивного взаимодействия, Развитие умения соотно­сить свои желания с же­ланиями и действиями других.

 

1. Игра «Бумажные развалы».

Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем пред­лагается начать. Дети стоят в кругу с бумагой. Разо­рванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет доста­точно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бума-гу вверх.

Старые газеты

1. Игра «Клубок».

2. Игра «Найди пару».

3. Игра «Зеркало».

Клубок

9

Хорошо и плохо

Развитие доверия к окру­жающим детям и взрос­лым. Развитие потребно­сти в общении, взаимо­действии.

1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенко захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помири-лись.

2. Обсуждение сценки.

 

 

 

 

1. Игра «Вежливые слова».

2. Игра «Гамак».

3. Игра «Гусеничка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые члены комиссии, Вашему вниманию предоставляется дипломная работа на тему: «Детско – родительские отношения как фактор развития самооценки детей в семье»

 

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности, формирования Я-концепции ребенка.

В сложной системе  детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления  о себе, самосознание и самооценка ребенка.

Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и  зарубежные ученые: Р. Бернс, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, И.С.Кон, М.И. Лисина, С.В. Ковалев,  Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер  и др.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).

Цель данного исследования – изучение и анализ влияния  детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - детско-родительские отношения, как фактор развития самооценки детей в семье.

Предмет исследования – особенности влияния  детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

В своем исследовании мы предполагаем, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.

        Задачи:

6.        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений  и формирования самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте.

7.        Подобрать методики, направленные на изучение сформированности самооценки и детско-родительских отношений.

8.        Исследовать сформированность самооценки у детей и детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста.

9.        Проанализировать психологические проблемы влияния детско-родительских отношений на сформированность самооценки.

10.   Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение самооценки у детей и улучшение детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач и проверки предположений использовались совокупность теоретических и эмпирических методов. Среди эмпирических методов использовались: тестирование и методы математической обработки полученных данных.

Проведённое исследование проходило в несколько этапов.

              На первом этапе была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы, включавшая в себя: анализ различных теоретических подходов к проблеме детско-родительских отношений и формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста; анализ зарубежной и отечественной  литературы по влиянию детско-родительских отношений на психическое развитие детей; анализ возрастных особенностей детей дошкольного возраста

              Второй этап исследования (диагностический) был посвящён изучению имеющихся психологических проблем ДРО в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и сформированности самооценки детей с использованием следующих психодиагностических методик: «Изучение сформированности самооценки»  Г.А. Урунтаевой; «Лесенка» В.Г. Щура; тест-фильм межличностных отношений Р. Жиля, направленный на восприятие детьми отношений в семье; тест родительского отношения Варга-Столина. На втором этапе исследования также проводился статистический анализ результатов с использованием методов математической обработки данных.

              На третьем этапе была проведена работа по коррекционной программе, которая включала в себя:

6.      Практический курс с детьми старшего дошкольного возраста (сказкотерапия, игры, беседы).

7.      Практический курс с родителями (консультации, анкетирование, игры).

8.      Практический курс для воспитателей (просвещение, консультации, игры).

Четвёртый этап (коррекционный) был направлен на изучение сформированности (несформированности) самооценки у детей старшего дошкольного возраста под влиянием детско-родительских отношений, где применялся метод сравнения групп, в ходе которого сравнивались, проведение сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики с помощью составления сводной таблицы и диаграммы. А также на данном этапе мы выявляли эффективность составленной психологической программы.

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка