Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение различных эмоций и чувств.
3. Рисование (тематическое и свободное).
4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями.
5. Проблемные ситуации.
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, свободное рисование.
4. Подвижная игра.
5. Прощание.
II направление: Педагог-психолог — родители.
Одним из основных принципов полной и более эффективной организации психологической помощи в процессе формирования образа «Я», развития и коррекции самооценки, а также детско-родительских отношений является и принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к ней. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых как активных строителей этих отношений целенаправленных и осознанных усилий. Достижение коррекционного эффекта в ситуации специальных занятий, проводимых психологом с ребенком, само по себе еще не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка в детском саду и дома. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку; вооружения родителей адекватными способами коммуникации.
Основной целью коррекционной работы с родителями мы считаем предотвращение искаженных неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания, усвоенных родителями ранее. Чаще всего одной из основных причин, влияющих на неадекватность самооценки у детей, является неадекватный тип воспитания, поэтому коррекционная программа направлена на коррекцию сложившейся системы отношений между ребенком и близким взрослым, предполагает ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов, формирование новой системы отношений.
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
Первый шаг - налаживание контакта с родителями.
Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка.
III направление: Педагог-психолог — педагоги группы.
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Мы использовали следующие формы работы с педагогами:
1. Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
2. Семинары-практикумы, тренинги.
Кроме того, мы систематически проводили релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, использовали различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации. По нашему мнению, это способствовало повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно влияет и на повышение чувства комфорта у детей.
Важным условием эффективной работы программы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, помощь в подборе игр и упражнений, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей».
IV направление: Ребенок-ребенок
Для психологического комфорта ребёнка в детском саду, его эмоционального благополучия среди взрослых и сверстников, получения радости и удовольствия от взаимоотношении с ними необходимо:
- эмоционально насыщенное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировка сказок, представления кукольного, теневого театра);
- создание условий, побуждающих детей вступать в общение со взрослыми и другими детьми для воспитания чувства симпатии, эмоциональной привязанности, доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию; для познания их эмоциональных состояний: радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, злости, гнева, тревожности; деловых н личностных качеств; возможностей в различных видах деятельности; правил поведения в обществе и др.; для развития способности к сочувствию, если другой человек устал, не совсем здоров, плохо чувствует себя, чем-то огорчён, обижен, раздосадован, рассержен; и воспитания эмоционального отклика на выразительную речь взрослого и детей, на шутки;
- демонстрация диафильмов, видеофильмов, иллюстрации о поведении людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине и для обогащения представлений детей о правилах, нормах поведения и речевого общения людей, а также специально снятых видеофильмов о детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках; посещение музеев, выставок, театров, прогулки и экскурсии как
средства развития у детей интереса к миру людей;
- поддержка стремления выполнять просьбы взрослого, других детей, откликаться на предложения; формирование интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия.
Таким образом, условиями личностного развития являются: своевременное включение ребёнка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие рядом с ним развитых и разнообразных личностей, психологию которых он может усвоить и поведению которых он в состоянии подражать; наличие эффективных методов воспитания, рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребёнку необходимую информацию для его личностного развития.
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы
С целью изучения эффективности предложенной программы, нами была проведена вторичная диагностика, направленная на определение сформированности самооценки детей контрольной и экспериментальной групп и выявления проблем в детско-родительских отношениях.
Результаты методики фиксируются, анализируются и оформляются в таблицу 2 (Приложение № 2). Из представленной таблицы, по полученным результатам, можно отметить, что завышенный уровень самооценки – 11 %, адекватный уровень самооценки показали 89 % детей, заниженный уровень самооценки не выявлен. Надо сказать о том, что, оценивая себя положительно (89 %), все же некоторые дети считают, что близкие (конкретно отцы) не оценят их тоже положительно, что говорит об отсутствии у детей чувства уверенности и незащищенности в своем близком окружении.
Обратимся к анализу результатов, направленных на изучение детско-родительских отношений. В ходе исследования выявились следующие проблемы:
При восприятии детьми детско-родительских отношений – непринятие отца 14 %.
При восприятии родителями детско-родительских отношений – 8 % родителей считают своих детей «маленькими неудачниками», по 3 % отвергающих родителей, держащих межличностную дистанцию и выбирающих авторитарные отношения в общении со своими детьми.
Данные, полученные в ходе первичной и вторичной диагностик позволяют нам сделать сравнительный анализ по контрольной и экспериментальной группам, полученным по результатам диагностик констатирующего эксперимента: в составе экспериментальной группы были дети, имеющие более 2 проблем (неадекватный уровень сформированности самооценки и проблемы в детско-родительских отношениях), итого 17 детей, из них 5 детей с завышенной самооценкой, 12 – с заниженной. В контрольную группу вошли дети, имеющих только 2 проблемы: 9 детей с завышенной самооценкой. Дети с адекватной самооценкой не входили в выбранные группы.
Данные диагностик формирующего эксперимента в экспериментальной группы показали, что уровень сформированности самооценки детей после прохождения развивающе-коррекционной программы изменился (см. рисунок 1): у 5 детей (14 %) с завышенным уровнем сформированности самооценки и положительной оценкой отношения близких и 12 детей (32 %) с заниженным уровнем сформированности самооценки и положительной либо нейтральной оценкой отношения близких по показателям констатирующего эксперимента на адекватный уровень самооценки и положительную либо нейтральную оценку отношения близких. Также в ходе исследования выявились изменения и в выявлении проблем в детско-родительских отношениях:
При восприятии детьми детско-родительских отношений из 3-х выделяемых констатирующим экспериментом проблем (непринятие матери, непринятие отца и непринятие родителей как четы) осталось только непринятие отца.
При восприятии родителями детско-родительских отношений остались те же проблемы (принятие-отвержение, кооперация, симбиоз – межличностная дистанция, авторитаризм, маленький неудачник), но заметно изменился их количественный рост: возросли позитивные позиции, заметно снизились негативные.
Рисунок 1.
Сравнительный анализ уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы в констатирующем и формирующем эксперименте (в процентном соотношении).
Теперь проанализируем динамику контрольной группы. По данным диагностик констатирующего эксперимента в составе контрольной группы были 9 детей с завышенной самооценкой и проблемой в детско-родительских отношениях. Результаты формирующего эксперимента показали, что у 7 из 9 детей остался завышенный уровень самооценки, а у 2 – стал адекватным. Изменился и состав проблем детско-родительских отношений, так как родители детей контрольной группы по личному желанию посещали родительские группы. Вследствие этого возросли позитивные, а именно принимающие позиции, занимаемые родителями по отношению к своим детям, и этим же можно объяснить изменения самооценки (см. рисунок 2).
Рисунок 2.
Сравнительный анализ уровня сформированности самооценки у детей контрольной группы в констатирующем и формирующем эксперименте.
Динамику уровня сформированности самооценки и выявленных проблем в детско-родительских отношениях детей экспериментальной группы в формирующем эксперименте мы можем отследить при помощи гистограммы (см. рисунок 3).
Рисунок 3.
Динамика уровня сформированности самооценки детей экспериментальной и контрольной групп в формирующем эксперименте
Для сопоставления зависимости влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей необходимо провести корреляцию полученных данных. Для этого мы применяем метод ранговой корреляции rs Спирмена.
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция зависимости между показателями влияния детско-родительских отношений и формированием самооценки детей не отличается от нуля.
Н1: Корреляция зависимости между показателями влияния детско-родительских отношений и формированием самооценки детей статистически значимо отличается от нуля.
Уточним, что по первому признаку мы выделяем детско-родительские отношения, а по второму – формирование самооценки детей. Расчет, связанный с вычислением и возведением в квадрат разностей между рангами разных видов параметров в 2 выборках, представлен в Таблице № 3.
Определяем эмпирическое значение rs:
rs эмп = 1 – 6 ∙ ∑ (d2) = 1 – 6 ∙ 78 = 0,35
N ∙ (N2 – 1) 9 ∙ (81 – 1)
Где d – разность между рангами по двум переменным, N – количество ранжируемых значений.
По таблице ХVI Приложения 1 (Е.В.Сидоренко, 2002) определяем критические значения rs при N = 9:
0,33 (p ≥ 0,05)
rs кр =
0,45 (p ≤ 0,01)
rs эмп > rs кр (p ≥ 0,05) – связь достоверна.
Ответ: Н0 отвергается. Н1 принимается, то есть корреляция зависимости между показателями влияния детско-родительских отношений и формированием самооценки детей статистически значимо отличается от нуля. Следовательно, на формирование самооценки детей оказывает влияние детско-родительские отношения.
Таблица № 3.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена.