Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
70
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
ВВЕДЕНИЕ
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности, формирования Я-концепции ребенка.
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самооценки ребенка.
В сложной системе детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления о себе, самосознание и самооценка ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс [6], Л.И. Божович [8], В.Н. Дружинин [14], А.И. Захаров [17], И.С.Кон [22], М.И. Лисина [25], С.В. Ковалев [20], Л.Б. Шнейдер [53], Э.Г. Эйдемиллер [55] и др.
Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов [11], А.И. Захаров [17], А.Е. Личко [27], Т.В. Соколова [44] и др.).
Цель данного исследования – изучение и анализ влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - детско-родительские отношения, как фактор развития самооценки детей в семье.
Предмет исследования – особенности влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
В своем исследовании мы предполагаем, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений и формирования самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики, направленные на изучение сформированности самооценки и детско-родительских отношений.
3. Исследовать сформированность самооценки у детей и детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать психологические проблемы влияния детско-родительских отношений на сформированность самооценки.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение самооценки у детей и улучшение детско-родительских отношений.
Для решения поставленных задач и проверки предположений использовались совокупность теоретических и эмпирических методов. Среди эмпирических методов использовались: тестирование и методы математической обработки полученных данных.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье
Для начала дадим общие определения интересующих нас понятий.
По определению Н.Я. Соловьева: «Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общеe хозяйство» [55]. Взаимоотношения (родственные связи) определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Структура семьи рассматривается с точки зрения состава семьи и ее членов, а также совокупности их взаимоотношений. Структурный состав семьи описывается следующим образом: полная семья (есть отец и мать), неполная семья (есть только мать или только отец) и искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
Нуклеарная семья – состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Полная семья – соответствует нуклеарной семье, если включает обоих родителей (отца и мать) и ребенка/детей. Неполная семья — нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи [11].
Все семейные отношения разделяются на четыре группы: нравственно-психологические, хозяйственно-бытовые, семейно-родительские и интимно-личные [20].
Понятие «детско-родительские отношения» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь, сложившиеся в семье между детьми и родителями, и взаимозависимость родителя и ребенка [21].
Теперь проанализируем сложившиеся представления о детско-родительских отношениях в семье.
В зарубежной психологии основные исследования посвящены раннему детству, когда закладывается основа всей физической, физиологической и психической стабильности человека. В психоанализе отношения между ребенком и родителями рассматривались в качестве главного фактора детского развития. 3.Фрейд придавал особое значение постепенному отходу ребенка от родителей, утверждая, что это должно быть неизбежным для социального благополучия ребенка. Теория психоанализа дала начало другим концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительского взаимодействия, к числу которых относятся концепции К.Юнга, Э.Эриксона, Э.Фромма, К.Роджерса, Д.Боулби и др.
К.Юнг акцентирует внимание на том, что сильная однобокая психологическая привязанность к семье опасна, т.к. будет препятствовать правильному приспособлению к миру. Без развития самосознания ребенок останется в зависимости, и будет только подражать родителям, чувствуя себя непризнанным и подавленным. Э.Эриксон смещает центр анализа на его отношения с близкими взрослыми, он рассматривает развитие в более широком контексте социальных отношений и той исторической реальности, в которой развивается «Я» ребенка. К.Хорни акцентировала значение воздействий окружающей среды на формировании личности ребенка. Э.Фромм рассматривал родительские отношения как основу развития ребенка и формирования его самосознания. К.Роджерс, одна из лидирующих фигур гуманистической психологии, фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия ребенка с окружающей (прежде всего, социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения[39].
Таким образом, в зарубежной психологии подчеркивается влияние детско – родительских отношений и семейного воспитания на развитие Я- концепции ребенка и формирование его самооценки[39].
В отечественной же психологии само понятие «отношение» неоднозначно в обыденном понимании и еще более неоднозначно в языке науки. В психологической литературе используются как синонимы, или как близкие по значению и такие термины как: личные отношения, межличностные отношения, межличностное взаимодействие, общение, интерперсональное взаимодействие, трансактные реакции[40].
Детско-родительские отношения являются одним из аспектов межличностных семейных отношений, которые многогранны и сложны. Личностное общение побуждает детей к коммуникации с взрослым, ребенок сообщает близким о своем эмоциональном состоянии, обращается за одобрением. Дети прекрасно осознают характер семейных отношений.
Сферы детско-родительских отношений различны: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. [14] В работах, посвященных проблеме детско-родительских отношений (Л.Н. Козловская [21], СВ. Ковалев [20] и др.), также отмечается, что отношения между родителем и ребенком чаще всего однонаправлены, то есть строятся не по принципу взаимодействия родителей и ребенка, а через воздействие родителей на ребенка [20].
Психологические воздействия родителей на ребенка подразделяются на: 1) ориентировочные, способствующие пониманию целей и задач деятельности, поведения, отношений и т.д.; 2) побудительные, направленные на формирование потребностей, мотивов, готовности к определенному виду активности и ее реализации; 3) стимулирующие, способствующие активизации или дестабилизации активности и ее самореализации; 4) корректирующие, направленные на применение мотивов, установок, отношений, ценностных ориентации, поведения и деятельности ребенка; 5) диагностирующие, способствующие осознанию последствий проявления или изменения активности; 6) координирующие, задающие направление активности ребенка, его деятельности и поведения[14].
Форма воздействия может быть вербальной (разъяснение, доказательство, оценка, идентификация, поощрение, неодобрение, наказание, раскрытие перспективы и т.д.) и невербальной (предметные действия, мимика, жесты и т.п.). Стиль воздействия родителей также может быть разным: интеллектуально-эмоциональным, дидактическим, эмпатийным, кооперативным, директивным и аффективным.
Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания.
Л.И. Божович полагает, что причины формирования неадекватной самооценки у детей следует искать в их неправильном воспитании [8].
Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего». Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович [8], Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова [44], Г. Фидгор [51] и др.).
Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка