Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

Работа содержит 1 файл

Кочеткова диплом.doc

— 436.50 Кб (Скачать)


70

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1.  Теоретические аспекты  влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6

1.1.           Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6

1.2.           Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9

1.3.           Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25

2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25

2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27

ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37

3.1.           Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37

3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38

3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности, формирования Я-концепции ребенка.

Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка,  и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка,  и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самооценки ребенка.

В сложной системе  детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления  о себе, самосознание и самооценка ребенка, и к моменту поступле­ния в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и  зарубежные ученые: Р. Бернс [6], Л.И. Божович [8], В.Н. Дружинин [14], А.И. Захаров [17], И.С.Кон [22], М.И. Лисина [25], С.В. Ковалев [20],  Л.Б. Шнейдер [53], Э.Г. Эйдемиллер [55] и др.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов [11], А.И. Захаров [17], А.Е. Личко [27], Т.В. Соколова [44] и др.).

Цель данного исследования – изучение и анализ влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - детско-родительские отношения, как фактор развития самооценки детей в семье.

Предмет исследования – особенности влияния  детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

В своем исследовании мы предполагаем, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.

 

 

     Задачи:

1.        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений  и формирования самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте.

2.        Подобрать методики, направленные на изучение сформированности самооценки и детско-родительских отношений.

3.        Исследовать сформированность самооценки у детей и детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста.

4.        Проанализировать психологические проблемы влияния детско-родительских отношений на сформированность самооценки.

5.        Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение самооценки у детей и улучшение детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач и проверки предположений использовались совокупность теоретических и эмпирических методов. Среди эмпирических методов использовались: тестирование и методы математической обработки полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста

 

1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских  отношениях в семье

 

Для начала дадим общие определения интересующих нас понятий.

По определению Н.Я. Соловьева: «Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общеe хозяйство» [55]. Взаимоотношения (родственные связи) определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Структура семьи рассматривается с точки зрения состава семьи и ее членов, а также совокупности их взаимоотношений. Структурный состав семьи описывается следующим образом: полная семья (есть отец и мать), неполная семья (есть только мать или только отец) и искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Нуклеарная семья – состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Полная семья – соответствует нуклеарной семье, если включает обоих родителей (отца и мать) и ребенка/детей. Неполная семья — нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи [11].                                                                                                                                                                                                                            

Все семейные отношения разделяются на четыре группы: нравственно-психологические, хозяйственно-бытовые, семейно-родительские и интимно-личные [20].

Понятие «детско-родительские отношения» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь, сложившиеся в семье между детьми и родителями, и взаимозависимость родителя и ребенка [21].

Теперь проанализируем сложившиеся представления о детско-родительских отношениях в семье.

В зарубежной психологии основные исследования посвящены ран­нему детству, когда закладывается основа всей физической, физиоло­гической и психической стабильности человека. В психоанализе отно­шения между ребенком и родителями рассматривались в качестве главного фактора детского развития. 3.Фрейд придавал особое зна­чение постепенному отходу ребенка от родителей, утверждая, что это должно быть неизбежным для социального благополучия ребенка. Теория психоанализа дала начало другим концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительского взаимодействия, к числу которых относятся концепции К.Юнга, Э.Эриксона, Э.Фромма, К.Роджерса,  Д.Боулби и др.

К.Юнг акцентирует внимание на том, что сильная однобокая психологическая привязанность к семье опасна, т.к. будет препятствовать правильному приспособлению к миру. Без развития самосознания ребенок останется в зависимости, и будет только подражать родителям, чувствуя себя непризнанным и подавленным. Э.Эриксон смещает центр анализа на его отношения с близкими взрос­лыми, он рассматривает развитие в более широ­ком контексте социальных отношений и той исторической реальности, в которой развивается «Я» ребенка. К.Хорни акцентировала значение воздействий окружающей сре­ды на формировании личности ребенка. Э.Фромм рассматривал родительские отношения как основу развития ребенка и формирования его самосознания. К.Роджерс, одна из лидирующих фигур гуманистической психологии, фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия ребенка с окружающей (прежде всего, социальной) средой и являющую­ся интегральным механизмом саморегуляции его поведения[39].

Таким образом, в зарубежной психологии подчеркивается влияние детско – родительских отношений и семейного воспитания на развитие Я- концепции ребенка и формирование его  самооценки[39].

В отечественной же психологии само понятие «отношение» неоднозначно в обыденном понима­нии и еще более неоднозначно в языке науки. В психологической литературе используются как синонимы, или как близкие по значению и такие термины как: личные отношения, межличностные отношения, межличностное взаимодействие, общение, интерперсональное взаимо­действие, трансактные реакции[40].

Детско-родительские отношения являются одним из аспектов межличностных семейных отношений, которые многогранны и сложны. Личностное общение по­буждает детей к коммуникации с взрослым, ребенок сообщает близким о своем эмоциональном состоянии, обращается за одобрением. Дети прекрасно осознают характер семейных отношений.

Сферы детско-родительских отношений              различны: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. [14] В работах, посвященных проблеме детско-роди­тельских отношений (Л.Н. Козловская [21], СВ. Ковалев [20] и др.), также отмечается, что отношения между родителем и ребенком чаще всего однонаправлены, то есть строятся не по принципу взаимодей­ствия родителей и ребенка, а через воздействие родителей на ребенка [20].

Психологические воздействия родителей на ребенка подразделяются на: 1) ориентировочные, способствующие пониманию целей и задач деятельности, поведения, отношений и т.д.; 2) побудительные, направленные на формирование потребно­стей, мотивов, готовности к определенному виду активности и ее ре­ализации; 3) стимулирующие, способствующие активизации или дестаби­лизации активности и ее самореализации; 4) корректирующие, направленные на применение мотивов, ус­тановок, отношений, ценностных ориентации, поведения и деятель­ности ребенка; 5) диагностирующие, способствующие осознанию последствий проявления или изменения активности; 6) координирующие, задающие направление активности ребен­ка, его деятельности и поведения[14].

Форма воздействия может быть вербальной (разъяснение, дока­зательство, оценка, идентификация, поощрение, неодобрение, нака­зание, раскрытие перспективы и т.д.) и невербальной (предметные действия, мимика, жесты и т.п.). Стиль воздействия родителей также может быть разным: интеллектуально-эмоциональным, дидактичес­ким, эмпатийным, кооперативным, директивным и аффективным.

Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания.

Л.И. Божович полагает, что причины формирования неадекватной самооценки у детей следует искать в их неправильном воспитании [8].

Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего». Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович [8], Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова [44], Г. Фидгор [51] и др.).

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка