Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

Работа содержит 1 файл

Кочеткова диплом.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Рассмотрев приведенные выше взгляды на проблему детско-родительских отношений, можно сделать вывод, что в сложной системе  детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления  о себе, самосознание и самооценка ребенка.

1.2.           Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе

 

Общезначимой ценностью для общества и личности является структура человеческого самосознания, которую, по мнению В.С. Мухиной [30] формируют имя собственное, самооценка и притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, оценка себя  в отношении прав и обязанностей.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Пред­ставление о себе включает  когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе - образ своих качеств, внешних особенностей, спо­собностей, возможностей, умении, навыков, социальной значимости и т.д.

Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она де­лает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоци­ональных реакции и в виде оценочных суждении.

Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой, по мнению А.М. Матюшкина [29], сформируется самооценка. Она включает не только зна­ния о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных ка­честв и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правиль­но оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышен­ной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя.

     В процессе взросления самооценка становится: 1) более дифференцированная, многокомпонентная; 2) более обобщенная, переходя от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким внутренним диспозициям; 3) более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а также свои отличия от других людей; 4) собственное "Я" кажется более устойчивым; 5) возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального (желаемого) "Я"; 6) меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств «самости» [9].

В первый год жизни складываются предпосылки для даль­нейшего развития личности - «предличностные образования» [1].  На протяже­нии первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отноше­ние к себе, другим людям и предметам. Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец мо­жет проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку [30].

Под влиянием личностно-адресованного общения со взрос­лым у ребенка складывается ощущение своей важности для дру­гого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим; формируется первое предличностное новообразование - активность.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделе­нием себя от своих действий, с осознанием своих желаний. От­ношение преддошкольника к миру предметов существенно ме­няется. По мнению Эльконина Д.Б., это изменение определяется тем, что овладение общест­венно-выработанными способами употребления предметов фор­мирует у ребенка предметное отношение к действительности[56]. Теперь малыш нe просто манипулирует предме­тами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функ­цией.  Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания. Отношение малыша к самому себе зависит оттого, насколь­ко успешно протекает его деятельность. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под вли­янием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифферен­цируется общее положительное отношение к малышу («Ты хо­роший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результа­том деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ре­бенок же оценивает себя положительно и недифференцирован­но: «Я хороший» [15]. Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развивать­ся подлинная самостоятельность, показателями которой, по мнению Т.С.Гуськовой,  явля­ются «личные желания» малыша [12]. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению со­циально значимого результата, социально ожидаемого эффек­та в действии с предметом [34].

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности.

Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, полученное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует переход к дошкольному детству, который А.Н.Леонтьев назвал «периодом фактического складывания личности».

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, кото­рую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе, отмечает А.М. Матюшкин [29].

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказы­вают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажа­ют представления детей о своих возможностях в сторону пре­увеличения результатов. Но в то же время играют положитель­ную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в воз­расте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все бо­лее существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздейст­виями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глаза­ми. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать ре­зультаты других детей. Так, в общении со сверстниками скла­дывается способность оценивать другого человека, которая сти­мулирует возникновение самооценки, отмечает Л.И.Уманец [48].

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстни­ка. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональ­на. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной [38], лишь у не­значительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошколь­нику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший до­школьник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, час­то не в состоянии это признать.

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Л.И.Уманец [48] показывает, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оце­ночный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осоз­нать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оце­нивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружаю­щих. И если взрослые и сверстники не замечают его положи­тельных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с пра­вилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, кон­струкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои воз­можности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешива­ет конкретные достижения с высокой личной оценкой. При ус­ловии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только зна­ет о своих умениях, но имеет некоторое представление о позна­вательных возможностях, личностных качествах, внешнем об­лике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошколь­ник хорошо представляет свои физические возможности, оце­нивает их правильно, у него складывается представление о лич­ностных качествах и умственных возможностях[33].

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание моти­вировок. В исследовании Т.А.Репиной [38] показано, что 4-5-лет­ние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хоро­ший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет до­школьники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку [38].

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференциро­ванной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется луч­ше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняет­ся. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осозна­ют себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе [33].

В объяснении поступков других людей дошкольник зачас­тую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собствен­ной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это состав­ляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возник­новение «личного сознания» (Д.Б. Эльконин [33]). Оно появляется к кон­цу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осозна­ния своего места в системе взаимоотношений со взрослым.

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на цен­ности своего пола, в усвоении социальных стремлений, устано­вок, стереотипов полового поведения. К концу до­школьного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответст­вии с ней.

Таким образом, мы отметили следующие особенности развития самосознания, образа Я в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само­го себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, уме­ния, нравственные качества, переживания и некоторые психи­ческие процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание [33].

Итак, мы рассмотрели структуру самосознания, особенности формирования образа Я в различные возрастные периоды. В аспекте проблемы исследования представляется необходимым рассмотреть  влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте.

 

1.3.           Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте

 

Основным фактором, влияющим на становление личности, развитие самосознания и самооценки, в дошкольном детстве выступают детско-родительские отношения в процессе общения ребенка со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;  организует деятельность малыша, обеспечивая накопле­ние опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, пока­зывая способы ее решения и оценивая исполнение;  представляет образцы деятельности и тем самым дает ре­бенку критерии правильности ее выполнения;  организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учиты­вать его желания, считаться с его интересами, а также перено­сить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельнос­ти и поведения взрослых, отмечается в работе М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру [24].

На основе анализа литературных данных и собственного исследования В.В. Столин пришел к выводу, что в процессе детско-родительских отношений на самосознание  ребенка оказывают влияние, конструируя его, следующие факторы: 

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка