Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
№ п/п
Виды психологических проблем
Ранг в 1-ой выборке
(n = 37)
Ранг во 2-ой выборке
(n = 37)
d
d2
1
Непринятие матери
3
7
-4
16
2
Непринятие отца
1
1
0
0
3
Непринятие
родителей как четы
8
8
0
0
4
Отвержение родителями своих детей
5
4
1
1
5
Межличностная дистанция
6
5
1
1
6
Авторитаризм родителей
9
6
3
9
7
Маленький неудачник
7
2
5
25
8
Завышенная самооценка
2
3
-1
1
9
Заниженная самооценка
4
9
-5
25
Суммы
45
45
0
78
У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, выработались положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им стало легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и выражают свои. У детей изживается негативизм, неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Данные результаты диагностики подтверждают нашу гипотезу: мы предполагали, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.
В сложной системе детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления о себе, самосознание и самооценка ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс [6], Л.И. Божович [8], В.Н. Дружинин [14], А.И. Захаров [17], И.С. Кон [22], М.И. Лисина [25], С.В. Ковалев [20], Л.Б. Шнейдер [53], Э.Г. Эйдемиллер [55] и др.
Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов [11], А.И. Захаров [17], А.Е. Личко [27], Т.В. Соколова [44] и др.).
Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 3) возникает оценка себя во времени.
Важно понимать, что негативный опыт общения ребенка дошкольного возраста не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов, негативизму, агрессивности, в том числе аутоагрессии.
Таким образом, изучение структуры самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа "Я"» представляет практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности ребенка дошкольного возраста.
Для изучения имеющихся психологических проблем детско-родительских
отношений в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и
сформированности самооценки детей мы использовали следующие психодиагностические методики: «Изучение сформированности самооценки» Г.А. Урунтаевой; «Лесенка» В.Г. Щура; тест-фильм межличностных отношений Р. Жиля, направленный на восприятие детьми отношений в семье; тест родительского отношения Варга-Столина.
В результате диагностического обследования и обработки результатов было выделено 14 детей с завышенной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях и 12 детей – с заниженной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях, всего 26 дошкольников. Из данных детей мы выделили две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, имеющие более 2 проблем, как то неадекватный уровень сформированности самооценки и проблемы в детско-родительских отношениях: итого 17 детей, из них 5 детей с завышенной самооценкой, 12 – с заниженной. В контрольную группу вошли дети, имеющих 2 проблемы: 9 детей с завышенной самооценкой.
Одним из основных принципов полной и более эффективной организации психологической помощи в процессе формирования образа «Я», развития и коррекции самооценки, является и принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к ней. Достижение коррекционного эффекта в ситуации специальных занятий, проводимых психологом с ребенком, само по себе еще не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка в детском саду и дома. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку; вооружения родителей адекватными способами коммуникации.
У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками и родителями, они лучше понимают чувства других и выражают свои. У детей изживается негативизм, неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Итак, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу: в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста формируется заниженная самооценка.
Библиография
1. Авдеева Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем детстве// Дошкольное воспитание.-2003.-№3.-С.47-53.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания С.-П. 2001
3. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. — 1998.-№ 2.
4. Арнаутова Е.П. Коррекция детско-родительских отношений в семьях, образовавшихся при повторном браке матери // Психолог в детском саду. — 2005. — № 3.
5. Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986
7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995.-208с.
9. Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1988. - №2. - стр.27-30
10. Выготский Л.С. Собр.Соч: В 6-ти т. – М., 1984.- Т.4. – 433с.
11. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978.
12. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 65-69.
13. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет.//Психология дошкольника. Хрестоматия.- М.: Академия, 1998.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2000.
15. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей//Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С. 71-76.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1986.- Т.1. – 316с.; Т.2. – 296с.
17. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М., 2000.
18. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. — 1997. — № 7.
19. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988
21. Козловская Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — 2005. — № 4.
22. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
23. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000 - 992с.
24. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.-144с.
26. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М.: Педагогика, 1983.
27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — М., 1979.
28. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.
29. Матюшкин А.М. Условия формирования самооценки. - М., 1985.
30. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1996.
32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. – М.: «Просвещение»,1996.
33. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. - М., 1987. " С. 58-65.
34. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности.// Дошкольное воспитание.- 1999.- №11.-С. 94-95.
35. Пинько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 2. - с. 39.
36. Прихожан А. М. Диагностика эмоционально- ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет // Детский практический психолог. — Июль. ~ 1995. — С. 32—35.
37. Психологический словарь, в 2-х томах. – М., 2001
38. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 63-65.
39. Рубченко А.К. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологии // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2.
40. Рубченко А.К. Проблема детско-родительских отношений в отечественной психологии // Психолог в детском саду. — 2005. — № 4.
41. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /под ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1997
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.
43. Смирнова Е.О. Пути формирования произвольного поведения// Психология дошкольника. Хрестоматия.- М.: Академия, 1998.
44. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол. 1996. № 2.
Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка