Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

Работа содержит 1 файл

Кочеткова диплом.doc

— 436.50 Кб (Скачать)
left:0pt">

№ п/п

Виды психологических проблем

Ранг в 1-ой выборке

(n = 37)

Ранг во 2-ой выборке

(n = 37)

d

d2

1

 

Непринятие матери

3

 

7

 

-4

 

16

 

2

 

Непринятие отца

 

1

 

1

 

0

 

0

 

3

 

Непринятие

родителей как четы

8

 

8

 

0

 

0

 

4

 

Отвержение родителями своих детей

5

 

4

 

1

 

1

 

5

 

Межличностная дистанция

6

 

5

 

1

 

1

 

6

 

Авторитаризм родителей

9

 

6

 

3

 

9

 

7

 

Маленький неудачник

 

7

 

2

 

5

 

25

 

8

 

Завышенная самооценка

2

 

3

 

-1

 

1

 

9

 

Заниженная самооценка

4

9

 

-5

25

Суммы

45

45

0

78

 

Таким образом, в результате  систематического и целенаправленного воздействия, направленного на развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внут­ренней устойчивости, автономности, расширение самооценки, а также психопросвещения родителей и воспитателей у детей экспериментальной группы повысился уровень  самооценки, самосознания, сформированности .

У  детей, прошедших курс коррекционно-развивающих заня­тий, выработались положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им стало легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и выражают свои. У детей изживается негативизм, неуве­ренность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотруд­ничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.

Данные результаты диагностики подтверждают нашу гипотезу: мы предполагали, что в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться заниженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

Заключение

 

В сложной системе детско-родительских отношений закладываются основы личности ребенка, его представления о себе, самосознание и самооценка ребенка, и к моменту поступле­ния в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие отечественные и  зарубежные ученые: Р. Бернс [6], Л.И. Божович [8], В.Н. Дружинин [14], А.И. Захаров [17], И.С. Кон [22], М.И. Лисина [25], С.В. Ковалев [20],  Л.Б. Шнейдер [53], Э.Г. Эйдемиллер [55] и др.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств, в частности самооценки в данной среде (В.И. Гарбузов [11], А.И. Захаров [17], А.Е. Личко [27], Т.В. Соколова [44] и др.).

Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятель­ности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференциро­ванной; 3) возникает оценка себя во времени.

Важно понимать, что негативный опыт общения ребенка дошкольного возраста не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов, негативизму, агрессивности, в том числе аутоагрессии.

Таким образом, изучение структуры самосознания,  адекватности самооце­нок, структуры и функций «образа "Я"» представляет  практический интерес в связи с формиро­ванием жизненной позиции личности ребенка дошкольного возраста.

Для изучения имеющихся психологических проблем детско-родительских

отношений в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и

сформированности самооценки детей мы использовали следующие психодиагностические методики: «Изучение сформированности самооценки»  Г.А. Урунтаевой; «Лесенка» В.Г. Щура; тест-фильм межличностных отношений Р. Жиля, направленный на восприятие детьми отношений в семье; тест родительского отношения Варга-Столина.

В результате диагностического обследования и обработки результатов было выделено 14 детей с завышенной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях и 12 детей – с заниженной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях, всего 26 дошкольников. Из данных детей мы выделили две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, имеющие более 2 проблем, как то неадекватный уровень сформированности самооценки и проблемы в детско-родительских отношениях: итого 17 детей, из них 5 детей с завышенной самооценкой, 12 – с заниженной. В контрольную группу вошли дети, имеющих 2 проблемы: 9 детей с завышенной самооценкой. 

Одним из основных принципов полной и более эффективной организации психологической помощи в процессе формирования образа «Я»,  развития и коррекции самооценки, является и принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к ней. Достижение коррекционного эффекта в ситуации специальных занятий, проводимых психологом с ребенком, само по себе еще не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка в детском саду и дома. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку; вооружения родителей адекватными способами коммуникации.

У  детей, прошедших курс коррекционно-развивающих заня­тий, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками и родителями, они лучше понимают чувства других и выражают свои. У детей изживается негативизм, неуве­ренность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотруд­ничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.

Итак, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу: в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста формируется заниженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.      Авдеева Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем детстве// Дошкольное воспитание.-2003.-№3.-С.47-53.

2.      Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания С.-П. 2001

3.      Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. — 1998.-№ 2.

4.      Арнаутова Е.П.  Коррекция детско-родительских отношений в семьях, образовавшихся при повторном браке матери // Психолог в детском саду. — 2005. — № 3.

5.      Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3.

6.      Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986

7.      Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.

8.      Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995.-208с.

9.      Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1988. - №2. - стр.27-30

10. Выготский Л.С. Собр.Соч: В 6-ти т. – М., 1984.- Т.4. – 433с.

11. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978.

12. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 65-69.

13. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет.//Психология дошкольника. Хрестоматия.- М.: Академия, 1998.

14. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 2000.

15. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей//Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С. 71-76.

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1986.- Т.1. – 316с.; Т.2. – 296с.

17. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М., 2000.

18. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Со­циологические исследования. — 1997. — № 7.

19. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988

21. Козловская Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — 2005. — № 4.

22. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

23. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000 - 992с.

24. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.

25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.-144с.

26. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М.: Педагогика, 1983.

27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — М., 1979.

28. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

29. Матюшкин А.М. Условия формирования самооценки. - М., 1985.

30. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

31. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1996.

32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. – М.: «Просвещение»,1996.

33. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. - М., 1987. " С. 58-65.

34. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности.// Дошкольное воспитание.- 1999.- №11.-С. 94-95.

35. Пинько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 2. - с. 39.

36. Прихожан А. М. Диагностика эмоциональ­но- ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет // Детский практи­ческий психолог. — Июль. ~ 1995. — С. 32—35.

37. Психологический словарь, в 2-х томах. – М., 2001

38. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 63-65.

39. Рубченко А.К. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологии // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2.

40. Рубченко А.К. Проблема детско-родительских отношений в отечественной психологии // Психолог в детском саду. — 2005. — № 4.

41. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков  в контексте психологической службы /под ред.  Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1997

42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.

43. Смирнова Е.О. Пути формирования произвольного поведения// Психология дошкольника. Хрестоматия.- М.: Академия, 1998.

44. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол.  1996. № 2.

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка