Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59
Методику Р.Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом её большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки (И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева, 1994).
Цель – определить характер своего отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитаете в общении с ним, особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Инструкция: « Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку «+» в бланке ответов».
Авторы теста (Я. А. Варга, В. В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из типов отношения.
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19,30, 48, 50, 57, 59.
5.Маленький неудачник: 9, II, 13, 17. 22, 28,54, 61.
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.
1. Принятие-отвержение
Если вы получили высокие значения (II баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.
2. Кооперация
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его точку 1 зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с 1 ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
Обратите внимание на то, что приведенные описания касаются крайних случаев. Чаще всего вы можете обнаружить у себя только склонность вести себя тем или иным образом, например, контролировать ребенка, считать его неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы постараться по-новому осмыслить свои с ним отношения, осознать, что причина конфликтов или непонимания не только и не столько в ребенке, сколько в принятом вами стереотипе поведения, который, может быть, уже не актуален, поскольку дети обладают способностью расти, развиваться и становиться вполне самостоятельными личностями.
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года
Результаты методики фиксируются, анализируются и оформляются в таблицу 1 (Приложение № 1).
Обратимся к анализу результатов, направленных на изучение детско-родительских отношений. В ходе исследования выявились следующие проблемы:
При восприятии детьми детско-родительских отношений – непринятие матери (35 %), отца не принимают 38 %, не принимают родителей как чету (мать и отца вместе) – 27 %.
При восприятии родителями детско-родительских отношений – 24 % родителей отвергают своих детей, по 11 % родителей считают своих детей «маленькими неудачниками» и держат межличностную дистанцию во взаимодействии с ними, 8 % родителей выбрали
авторитарные отношения в общении со своими детьми.
Но следует отметить и детей, и родителей, занимающими позитивные позиции, – 19 % детей принимают своих родителей и 19 % родителей принимают своих детей любыми, 16 % родителей стараются взаимодействовать кооперировано, 8 % родителей взаимодействуют со своими детьми в симбиозе.
В результате диагностического обследования и обработки результатов было выделено 14 детей с завышенной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях и 12 детей – с заниженной самооценкой и проблемами в детско-родительских отношениях, всего 26 дошкольников. Из данных детей мы выделили детей, имеющих 2 проблемы (неадекватная самооценка и проблема в детско-родительских отношениях) и детей, имеющих более 2-х проблем (неадекватная самооценка и несколько проблем в детско-родительских отношениях). Далее проведено разделение детей на две группы: контрольную и экспериментальную. Дети с адекватной самооценкой не входили в выбранные группы. В экспериментальную группу вошли дети, имеющие более 2 проблем, как то неадекватный уровень сформированности самооценки и проблемы в детско-родительских отношениях: итого 17 детей, из них 5 детей с завышенной самооценкой, 12 – с заниженной. В контрольную группу вошли дети, имеющих 2 проблемы: 9 детей с завышенной самооценкой.
Таким образом, проведенное исследование выявило проблемы в детско-родительских отношениях и при формировании самооценки у детей 5-7 лет, что привело к необходимости создания в дошкольном учреждении коррекционно-развивающей группы для детей, нуждающихся в психологической помощи.
3.2. Содержание программы коррекционной работы
При разработке содержания программы развития и коррекции
социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы
ориентировались на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение. Программа направлена на то, чтобы предметом внимания детей стали эмоциональные и физические состояния людей, в том числе собственные.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, заниженной самооценки, несформированности образа «Я», но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, в семье, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в следующих направлениях:
I. Педагог-психолог — дети.
II. Педагог-психолог — родители.
III. Педагог-психолог — педагоги группы.
IV. Ребенок - ребенок
I направление: Педагог-психолог — дети.
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации развивающе-коррекционной работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Цели программы:
1. Расширение самосознания, формирование образа "Я".
2. Активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности детей, побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию
собственных ценностных ориентаций.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет (Тематический план Программы см. в Приложение 3). Общее число занятий: 20, один раз в неделю. Продолжительность занятия: 35 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество детей в группе: 6-7 человек. Отбор детей производится на основе диагностического обследования. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.
Актуальность данного направления определяется тем, что в центре решения проблем находится личность растущего человека, его потребности и возможности. Работу в таком направлении возможно проводить в рамках любой общеобразовательной программы, не нарушая целостности развития ребенка.
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Содержание программы.
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Цель: формирование у ребенка следующих умений: представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний; понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей; умения регулировать свои отрицательные эмоции. Специальная организация общения детей и взрослого, детей и детей с целью формирования образа "Я", понимания своего существования в системе отношений "Я и сверстники", "Я и взрослые", "Я и моя семья".
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Цель: обучение этически ценным способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Цель: формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый — злой). Формирование положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка