Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Семья является одним из главных институтов воспитания. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка ………………………………………………………….. 6
1.1. Обзор теоретических представлений о детско-родительских отношениях в семье ……………………………………………………… 6
1.2. Развитие самосознания, динамика самооценки в онтогенезе …………. 9
1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на становление самооценки у детей в старшем дошкольном возрасте ……………….. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет ………………………………………………………………….. 25
2.1. Организационная работа экспериментального исследования …………. 25
2.2. Описание диагностических методик …………………………………….. 27
ГЛАВА 3. Анализ результатов и коррекционной работы проведенного исследования …………………………………………………………………… 37
3.1. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений и самооценки у детей 5-7 лет на начало года …………………………… 37
3.2. Содержание программы коррекционной работы …………...................... 38
3.3. Изучение динамики формирования самооценки у старших дошкольников под влиянием детско-родительских отношений в ходе реализации коррекционной программы …………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 59

Работа содержит 1 файл

Кочеткова диплом.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты исследования  самооценки детей старшего дошкольного возраста: психологическую сущность самосознания, формирующего  самооценку, развитие самооценки в различные возрастные периоды, а также влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки в процессе социализации. Теперь перейдем к практическим аспектам изучения данной проблемы.

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности самооценки у детей 5-6 лет

 

2.1. Организационная работа экспериментального исследования.

 

         Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений в семьях на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

          Задачи исследования:  

1.      Выявить детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и сформированность самооценки у детей.

2.      Составить психологическую программу по развитию социально-эмоционального благопо­лучия ребенка через формирование самосознания,  чувства внут­ренней устойчивости, автономности, расширение самооценки.

3.      Определить эффективность психологической программы.

              Проведённое исследование проходило в несколько этапов.

              На первом этапе была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы, включавшая в себя: анализ различных теоретических подходов к проблеме детско-родительских отношений и формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста; анализ зарубежной и отечественной  литературы по влиянию детско-родительских отношений на психическое развитие детей; анализ возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Результаты этого этапа исследования представлены в первой главе.

              Второй этап исследования (диагностический) был посвящён изучению имеющихся психологических проблем ДРО в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, и сформированности самооценки детей с использованием следующих психодиагностических методик: «Изучение сформированности самооценки»  Г.А. Урунтаевой; «Лесенка» В.Г. Щура; тест-фильм межличностных отношений Р. Жиля, направленный на восприятие детьми отношений в семье; тест родительского отношения Варга-Столина. На втором этапе исследования также проводился статистический анализ результатов с использованием методов математической обработки данных.

              На третьем этапе была проведена работа по коррекционной программе, которая включала в себя:

1.      Практический курс с детьми старшего дошкольного возраста (сказкотерапия, игры, беседы).

2.      Практический курс с родителями (консультации, анкетирование, игры).

3.      Практический курс для воспитателей (просвещение, консультации, игры).

Четвёртый этап (коррекционный) был направлен на изучение сформированности (несформированности) самооценки у детей старшего дошкольного возраста под влиянием детско-родительских отношений, где применялся метод сравнения групп, в ходе которого сравнивались, проведение сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики с помощью составления сводной таблицы и диаграммы. А также на данном этапе мы выявляли эффективность составленной психологической программы.

              Результаты этих этапов исследования представлены во второй и третьей главе.

              Время проведения исследования:   2008 – 2009 учебный год.  

              Экспериментальная база:  работа проводилась на базе МДОУ № 6, г. Сорочинска, в старшей группе № 4 и подготовительной № 5. Всего в исследовании принимало участие 37 детей старшего дошкольного возраста и их родители – 74 человека.

 

 

 

2.2. Описание диагностических методик.

 

Методика №1. Изучение сформированности самооценки (Урунтаева Г.А.).

Подготовка исследования. Используются вопросы, помога­ющие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим каче­ствам человека и отношение к себе, например:

1. Представь себе человека, который бы тебе так нра­вился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это чело­век? Каким бы ты не хотел быть?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нари­совать шкалу с делениями от —10 до +10 (центр обозначен «О»), подобрать фишку.

Проведение исследования. Исследование проводится в на­чале и в конце года индивидуально с детьми 5-7 лет и со­стоит из 2 серий.

Первая серия. Беседа по вопросам (см. выше).

Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характери­стиками, названными детьми в ответах на вопросы, и стан­дартный набор антонимов («хороший — плохой», «доб­рый — злой», «умный — глупый», «смелый — трусливый», «сильный — слабый» и т.д.). Экспериментатор дает следую­щую инструкцию: «На этой шкале — все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается дви­жением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу — самые злые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой». После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: «Ты та­кой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, ка­кой ты на самом деле и каким бы хотел быть». Идеальная и реальная самооценки производятся по раз­личным индивидуально-психологическим качествам несколь­ко раз.

Обработка данных. По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребенка о себе, его ценностные суж­дения и пристрастия.

По результатам, полученным во второй серии экспери­мента, сравнивают, сколько детей обладают максимально высокой самооценкой, сколько дифференцированной (разли­чение оценок в идеальном и реальном плане) в начале и конце учебного года; результаты оформляют в таблицу.

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выясня­ют сформированность у испытуемых самооценки (высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе).

Сформированность самооценки оценивается следующим образом:

2 балла – содержательный рассказ о себе, дифференцированное отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим каче­ствам человека и дифференцированная самооценка при различении реального и идеального планов,

1 балл – отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим каче­ствам человека, самооценка недостаточно дифференцированы;

0 баллов – отказ от беседы, недифференцированная самооценка при различении реального и идеального планов.

Методика №2 «Лесенка»

Данная методика разработана В. Г. Щур и предназна­чена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представ­ления.

Цель исследования: определить особенности самооцен­ки ребенка и представле­ний ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисован­ная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура ис­следования представляет собой беседу с ребенком с ис­пользованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начинается с непринужденного раз­говора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает дере­вянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифициро­ванном варианте методики аналогичная лесенка рисует­ся экспериментатором на листе бумаги). При этом ре­бенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней сту­пеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соот­ветственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, со­ответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поста­вит мама, а также другие близкие взрослые: «как ты думаешь, а на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие воп­росы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто — на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основ­ных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отно­шения с разными людьми.

Обработка и анализ результатов

При оценке результатов необходимо, прежде всего, уста­новить отношение ребенка к себе. В старшем дошколь­ном и младшем школьном возрастах подавляющее боль­шинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причина­ми, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ре­бенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью сту­пеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработа­ли способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».  Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть ха­рактерна для детей:

— действительно благополучных;

— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развер­нутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действи­тельное).

И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методи­ки считает такую ситуацию неблагополучной для разви­тия личности ребенка, так как расхождение оценок заме­чено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г. Щур, прогнозируемая ребен­ком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких де­тей, которые, по убеждению испытуемых, будут помеще­ны мамой на самую верхнюю ступеньку.

Тест-фильм исследования МЛО ребёнка Р.Жиля

Методика Рене Жиля используется для исследования межличностных отношений ребёнка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Простота и схематичность, отличающие данную методику от других проективных тестов, не только делают её более лёгкой для испытуемого – ребёнка, но и дают возможность относительно большей её формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно (вариант И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой). Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребёнка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

А) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и т.д.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

Б) переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в различных отношениях, всего авторы, адаптировавшие методику (И.Н.Гильяшева, Н.Д.Игнатьева, 1994), выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношения к братьям и сёстрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение другу, отношение к учителю (воспитателю), любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность.

Эти две группы переменных представляются как шкалы, по которым суммируются баллы, а графический отсчёт их производится на регистрационном листе (см. Приложение), исходя из максимального числа заданий, работающих на соответствующую шкалу. Например, при анализе отношения ребёнка к матери мы располагаем 10 заданиями методики, их номера представлены в шкале 1 таблицы 5. Эти задания характеризуют отношение ребёнка к матери. Например, на картинке № 1 методики ребёнок выбирает себе место рядом с матерью (но не между отцом и матерью – в этом случае он получает балл по шкале III). Аналогичным образом происходит количественная обработка материала по всем остальным шкалам. В итоге заполнения регистрационного листа мы получаем профиль особенностей системы отношений ребёнка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого. Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. Для этой цели используются две крайние графы слева и справа на регистрационном листе. Они представляют собой шкалу  для перевода сырых оценок в шкальные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Дальнейшее манипулирование этими процентными значениями облегчает сравнительный анализ различных групп испытуемых.  

  Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Виды рассматриваемых отношений в методике: 1) к матери; 2) к отцу; 3) к матери и отцу, как к чете родителей; 4) к братьям, сёстрам; 5) к бабушке, дедушке; 6) к другу, подруге; 7) к воспитателю; 8) любознательность; 9) общительность в группе детей; 10) стремление к доминированию, лидерству; 11) конфликтность, агрессивность; 12) реакция на фрустрацию; 13) отгороженность.

   В своем исследовании мы используем модификацию теста Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной, который модифицирован именно для дошкольного возраста и  предлагают 15 ситуаций вместо 42, предложенных Р. Жилем, по которым  следует диагностировать дошкольников: 1-5 ситуации – на диагностику отношения к членам семьи, причём 4-5 ситуации могут служить показателем изолированности и одиночества ребёнка в семье, 6-7 – помогают выявить предпочитаемых людей для ребёнка, 8-12 ситуации определяют отношение ребёнка к другим детям, а 11 и 12 определяют стиль поведение ребёнка в конфликтных ситуациях и его умение решать их, 13 -14 – определяют особенности реакций ребёнка и его поведение при общении с матерью и отцом. А в 15 ситуации мы можем увидеть семью ребёнка именно в том ракурсе, в каком её видит ребёнок (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, 1996).

Информация о работе Влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка